5 знаменитых проектов Полин Бэйнс
Сказочные миры Толкина и Льюиса и не только.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Британская художница Полин Бэйнс родилась 9 сентября 1922 года в Лондоне. Детство она провела с семьёй в Индии, куда командировали её отца-госслужащего. Это было время свободы, поэтому когда подростком Полин вместе с матерью и сестрой вернулась в Лондон, её поразила строгая дисциплина в монастырской школе. В пятнадцать лет она бросила учёбу и сосредоточилась на искусстве.
Сначала Полин поступила в Школу искусств Фарнема, где изучала дизайн, затем ― в школу рисования при Оксфорде. Здесь она познакомилась с работами известных книжных иллюстраторов ― Гюстава Доре, Артура Рэкхема ― и поняла, что именно с этим хочет связать свою жизнь.
Однако началась Вторая мировая война, и Полин вместе с сестрой стали работать в Женской добровольной службе. Сначала они рисовали учебные пособия в центре разработки камуфляжа, затем ― картографические материалы для Королевского флота. Впоследствии эти знания пригодились художнице, когда она работала над картой Средиземья для вселенной Толкина.
В начале 1940-х Полин Бэйнс получила от коллеги, чья семья занималась изданием детских книг, первые заказы на иллюстрации. Рисунки Полин ― фантазийные, сюжетные, полные мелких деталей ― дополняли текст, становясь неотъемлемой частью историй. Художница тщательно прорабатывала перспективу, пространство и объём.
Наибольшую популярность Полин Бэйнс принесла работа над изображениями для книг Джона Р. Р. Толкина (в том числе легендарной серии «Властелин колец») и «Хроник Нарнии» Клайва С. Льюиса. За почти 70 лет работы над книгами Бэйнс нарисовала сотни иллюстраций, и мы расскажем о нескольких значимых проектах.
«Арабские ночи»
Амабель Уильямс-Эллис
1957
Полин Бэйнс создала обложку и иллюстрации к сборнику Амабель Уильямс-Эллис. В нём — пересказы легенд и сказок из арабского фольклора, поэтому рисунки выполнены в восточной стилистике.
Для этого издания Полин сделала серию цветных и чёрно-белых иллюстраций, фронтиспис книги и украсила некоторые колонтитулы орнаментами. Сборник переиздавался несколько раз, и художница дополняла его новыми иллюстрациями. Она также сделала несколько вариантов обложки.



Серия книг Джона Р. Р. Толкина
1961
Сотрудничество Полин Бэйнс и Джона Толкина длилось несколько десятилетий ― она сделала обложки и иллюстрации для нескольких книг цикла о Средиземье. Писатель был восхищён фантазией и внимательностью Полин к мелочам. В одном из писем к художнице он упоминал, что, по словам его друзей, её рисунки к рассказу «Фермер Джайлс из Хэма» превратили текст в комментарии к иллюстрациям.
Самыми масштабными работами Бэйнс для Толкина стали карта Средиземья, украшенная колонтитулами с изображением персонажей, и иллюстрации к «Последней песни Бильбо» (книга была издана уже после смерти Толкина).

Изображение: издательство Penguin Books Ltd.

Изображение: George, Allen & Unwin / Collection of Ceccatelli-Gasch / Pauline Baynes

Изображение: Hutcinson & Co / George, Allen & Unwin / Collection of Ceccatelli-Gasch / Pauline Baynes

Изображение: George, Allen & Unwin / Collection of Ceccatelli-Gasch / Pauline Baynes
«Рыцарский словарь»
Грант Уден
1968
В 1968 году Полин Бэйнс создала более трёхсот иллюстраций для справочника Гранта Удена. Эта книга была целиком посвящена рыцарям: их правилам и устоям, главным атрибутам, легендам и историям. И всё это находило отражение в рисунках Полин ― её иллюстрации были на каждой странице тома.
Художница выполнила рисунки в средневековой стилистике. Это были маленькие зарисовки отдельных предметов и большие сюжетные иллюстрации на полстраницы: чёрно-белые и цветные с акварельным фоном, схематичные наброски и тщательно прорисованные объёмные композиции.
За эту работу Полин в том же году получила премию Кейт Гринуэй (британская награда за вклад в детскую книжную иллюстрацию).




«Хроники Нарнии»
Клайв Стейплз Льюис
1949
В 1949 году Полин Бэйнс стала иллюстратором книги «Лев, колдунья и платяной шкаф», первой в серии «Хроники Нарнии»: сделала обложку, фронтиспис, чёрно-белые рисунки. Льюис считал её работы превосходными, и иллюстрации для остальных книг «Хроник» он также доверил Бэйнс.
В первых вариантах изданий иллюстрации были чёрно-белыми, они выполнены в свойственной Полин штриховой технике ― и, конечно, с её вниманием к деталям. В 1998-м для переиздания она раскрасила старые рисунки акварелью — так они стали современнее.

Изображение: CS Lewis Company, Ltd / Pauline Baynes

Изображение: издательство Collins / Collection of Ceccatelli-Gasch / Pauline Baynes

Изображение: Lewis Pte. Ltd. / Collection of Ceccatelli-Gasch / Pauline Baynes
«Да будет свет»
1991
В начале 1990-х Полин Бэйнс проиллюстрировала книгу для детей, в которой рассказывалась библейская история сотворения мира за семь дней.
Развороты книги поделены на две равнозначные части: справа ― текст из Библии, слева — красочная иллюстрация Бэйнс. Так, на тёмно-сером шаре, заполненном штрихами-волнами, появляется светлое пятно ― солнце, затем новые краски ― синяя вода, светло-голубой воздух, разноцветные растения, затем ― животные и, наконец, люди. С каждой страницей рисунки Полин становятся всё более яркими, динамичными, отражая развитие жизни на земле.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- 5 проектов Владимира Фаворского
- Космос, философия и чередование стилей: комикс «Хронозис» Резы Негарестани
- Гравюра, модерн и модернизм: 7 известных сказок с удивительными иллюстрациями
- Книжный дизайн: художник текста
- 5 книг с потрясающими иллюстрациями для вдохновения
- Художники-дизайнеры: Дали, Пикассо, Климт и другие мэтры искусства в дизайнерской индустрии