Дизайн
#подборки

5 знаменитых проектов Полин Бэйнс

Сказочные миры Толкина и Льюиса и не только.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Британская художница Полин Бэйнс родилась 9 сентября 1922 года в Лондоне. Детство она провела с семьёй в Индии, куда командировали её отца-госслужащего. Это было время свободы, поэтому когда подростком Полин вместе с матерью и сестрой вернулась в Лондон, её поразила строгая дисциплина в монастырской школе. В пятнадцать лет она бросила учёбу и сосредоточилась на искусстве.

Сначала Полин поступила в Школу искусств Фарнема, где изучала дизайн, затем ― в школу рисования при Оксфорде. Здесь она познакомилась с работами известных книжных иллюстраторов ― Гюстава Доре, Артура Рэкхема ― и поняла, что именно с этим хочет связать свою жизнь.

Однако началась Вторая мировая война, и Полин вместе с сестрой стали работать в Женской добровольной службе. Сначала они рисовали учебные пособия в центре разработки камуфляжа, затем ― картографические материалы для Королевского флота. Впоследствии эти знания пригодились художнице, когда она работала над картой Средиземья для вселенной Толкина.

В начале 1940-х Полин Бэйнс получила от коллеги, чья семья занималась изданием детских книг, первые заказы на иллюстрации. Рисунки Полин ― фантазийные, сюжетные, полные мелких деталей ― дополняли текст, становясь неотъемлемой частью историй. Художница тщательно прорабатывала перспективу, пространство и объём.

Наибольшую популярность Полин Бэйнс принесла работа над изображениями для книг Джона Р. Р. Толкина (в том числе легендарной серии «Властелин колец») и «Хроник Нарнии» Клайва С. Льюиса. За почти 70 лет работы над книгами Бэйнс нарисовала сотни иллюстраций, и мы расскажем о нескольких значимых проектах.

«Арабские ночи»

Амабель Уильямс-Эллис

1957

Полин Бэйнс создала обложку и иллюстрации к сборнику Амабель Уильямс-Эллис. В нём — пересказы легенд и сказок из арабского фольклора, поэтому рисунки выполнены в восточной стилистике.

Для этого издания Полин сделала серию цветных и чёрно-белых иллюстраций, фронтиспис книги и украсила некоторые колонтитулы орнаментами. Сборник переиздавался несколько раз, и художница дополняла его новыми иллюстрациями. Она также сделала несколько вариантов обложки.

Изображение: издательство Blackie / Stella Books
Изображение: Collection of Ceccatelli-Gash / The Chapin Library of Rare Books / Pauline Baynes
Изображение: Bonhams

Серия книг Джона Р. Р. Толкина

1961

Сотрудничество Полин Бэйнс и Джона Толкина длилось несколько десятилетий ― она сделала обложки и иллюстрации для нескольких книг цикла о Средиземье. Писатель был восхищён фантазией и внимательностью Полин к мелочам. В одном из писем к художнице он упоминал, что, по словам его друзей, её рисунки к рассказу «Фермер Джайлс из Хэма» превратили текст в комментарии к иллюстрациям.

Самыми масштабными работами Бэйнс для Толкина стали карта Средиземья, украшенная колонтитулами с изображением персонажей, и иллюстрации к «Последней песни Бильбо» (книга была издана уже после смерти Толкина).

Обложка «Хоббита», 1961
Изображение: издательство Penguin Books Ltd.
Карту Средиземья, нарисованную Полин Бэйнс, издали в формате постера в 1970-м
Изображение: George, Allen & Unwin / Collection of Ceccatelli-Gasch / Pauline Baynes
Иллюстрации разных лет к «Последней песни Бильбо»
Изображение: Hutcinson & Co / George, Allen & Unwin / Collection of Ceccatelli-Gasch / Pauline Baynes
Иллюстрация к сборнику «Приключения Тома Бомбадила», 1961
Изображение: George, Allen & Unwin / Collection of Ceccatelli-Gasch / Pauline Baynes

«Рыцарский словарь»

Грант Уден

1968

В 1968 году Полин Бэйнс создала более трёхсот иллюстраций для справочника Гранта Удена. Эта книга была целиком посвящена рыцарям: их правилам и устоям, главным атрибутам, легендам и историям. И всё это находило отражение в рисунках Полин ― её иллюстрации были на каждой странице тома.

Художница выполнила рисунки в средневековой стилистике. Это были маленькие зарисовки отдельных предметов и большие сюжетные иллюстрации на полстраницы: чёрно-белые и цветные с акварельным фоном, схематичные наброски и тщательно прорисованные объёмные композиции.

За эту работу Полин в том же году получила премию Кейт Гринуэй (британская награда за вклад в детскую книжную иллюстрацию).

Изображение: Collection of Ceccatelli-Gasch / Pauline Baynes
Изображение: Longmans Young Books Ltd. / Pauline Baynes
Изображение: Longmans Young Books Ltd. / Kim Thompson
Изображение: Longmans Young Books Ltd. / Kim Thompson

«Хроники Нарнии»

Клайв Стейплз Льюис

1949

В 1949 году Полин Бэйнс стала иллюстратором книги «Лев, колдунья и платяной шкаф», первой в серии «Хроники Нарнии»: сделала обложку, фронтиспис, чёрно-белые рисунки. Льюис считал её работы превосходными, и иллюстрации для остальных книг «Хроник» он также доверил Бэйнс.

В первых вариантах изданий иллюстрации были чёрно-белыми, они выполнены в свойственной Полин штриховой технике ― и, конечно, с её вниманием к деталям. В 1998-м для переиздания она раскрасила старые рисунки акварелью — так они стали современнее.

Знаменитый фонарь в сказочном лесу Нарнии
Изображение: CS Lewis Company, Ltd / Pauline Baynes
«Лев, колдунья и другие», издание 1995 года с цветными иллюстрациями
Изображение: издательство Collins / Collection of Ceccatelli-Gasch / Pauline Baynes
Постер с картой Нарнии, 1972
Изображение: Lewis Pte. Ltd. / Collection of Ceccatelli-Gasch / Pauline Baynes

«Да будет свет»

1991

В начале 1990-х Полин Бэйнс проиллюстрировала книгу для детей, в которой рассказывалась библейская история сотворения мира за семь дней.

Развороты книги поделены на две равнозначные части: справа ― текст из Библии, слева — красочная иллюстрация Бэйнс. Так, на тёмно-сером шаре, заполненном штрихами-волнами, появляется светлое пятно ― солнце, затем новые краски ― синяя вода, светло-голубой воздух, разноцветные растения, затем ― животные и, наконец, люди. С каждой страницей рисунки Полин становятся всё более яркими, динамичными, отражая развитие жизни на земле.

Изображение: Simon & Schuster / Pauline Baynes

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована