5 знаменитых проектов Массимо Виньелли
От кухонной утвари до айдентики компаний с мировым именем.
Фото: Pier Marco Tacca / Getty Images
Массимо Виньелли родился 10 января 1931 года в Милане. Детство и юность он провёл в этом городе, там же поступил в университет на архитектора, затем учился в Венецианском университете. Однако постепенно Виньелли ушёл из классического искусства в дизайн.
В 1957 году Виньелли женился, супруга стала для него надёжным партнёром по работе: Лелла также изучала архитектуру и позднее занялась дизайном. В 1960-м пара открыла в Италии собственную студию, которая специализировалась на дизайне интерьеров, мебели и логотипов. А в 1965-м появилась их компания Unimark International в США — в партнёрстве с несколькими дизайнерами. Это период крупных проектов Виньелли: он разрабатывал дизайн для American Airlines, Ford, Knoll, Gillette.
В 1971 году супруги покинули Unimark International и основали новое агентство, Vignelli Associates, где работали всю оставшуюся жизнь.
Виньелли всегда придерживался традиций модернизма. Его дизайн чистый, упорядоченный, «правильный». Автор использовал лаконичные решения, простые геометрические формы, базовую цветовую палитру. И всё это, как правило, основывалось на модульной сетке.
Ещё одна визитная карточка Массимо Виньелли ― минимализм в типографике. Он считал, что многообразие шрифтов загрязняет дизайн и что достаточно найти пять подходящих гарнитур и использовать только их. В его топ-5 вошли Helvetica (Виньелли был одним из главных популяризаторов этого шрифта), Futura, Times New Roman, Bodoni и Century Expanded (иногда в этот список добавляют Garamond).
Виньелли также преподавал в Гарварде, написал несколько книг о дизайне. Одна из самых известных ― Vignelli: From A to Z, состоящая из эссе об основных принципах хорошего дизайна.
Расскажем о нескольких работах этого мастера.
Набор посуды Heller Vignelli
1964
Одним из первых знаковых проектов супругов Виньелли стал набор посуды Heller Vignelli. Это пластиковая посуда, особенность которой ― минималистичный и при этом детально продуманный дизайн, благодаря которому можно компактно складывать весь комплект.
С чашками из набора Heller Vignelli связана интересная история. Изначально в верхней части кружки была выемка, которая плавно переходила в выемку на ручке. У итальянцев, которые обычно наполняют кружку наполовину, это не вызывало трудностей, а вот американцы столкнулись с проблемой: они часто проливали напитки, поэтому в американской линейке посуды выемку убрали.
Набор Heller Vignelli выпускают до сих пор, но, конечно, с годами появлялись новые модификации. Например, со временем линейку расширили посудой для выпекания.
American Airlines
1967
В 1967 году Виньелли разработал фирменный стиль и логотип для авиакомпании American Airlines, которые использовались почти полвека ― до 2013-го.
В основе логотипа ― аббревиатура AA и название компании, набранные шрифтом Helvetica с использованием синего и красного (цветов американского флага). Ещё один патриотический элемент ― схематичное изображение орла. По одной версии, это решение самого дизайнера, по другой ― на использовании образа птицы настояла сама компания.
Карта метро Нью-Йорка
1972
В 1972 году Виньелли вместе с дизайнером Джоан Чарисин разработал карту метро Нью-Йорка. Её особенностями были абстрактность, схематичность и минимум детализации. Изображая маршруты, дизайнеры располагали линии строго под углом 45 или 90 градусов, остановки отмечали точками.
Это должно было упростить схему, но в итоге вызвало трудности у пользователей — карта не соответствовала реальной географии города. Через несколько лет от проекта Виньелли отказались в пользу более понятной карты. Однако в 2008 году дизайнеру предложили разработать новую цифровую версию его карты, которая сейчас доступна в формате приложения.
Knoll
1967
Виньелли разработал графику для печатной продукции мебельной компании Knoll. В основе дизайна лежит сетка: все элементы подчинены логике и занимают своё место.
Одна из известных работ в этом цикле ― плакат для Knoll International. В центре композиции типографика: большие разноцветные буквы названия бренда накладываются друг на друга, мелкий информационный текст набран, разумеется, шрифтом Helvetica. Всё вместе это создаёт яркий, узнаваемый образ.
Bloomingdale’s
1972
В начале 1980-х Массимо Виньелли работал над фирменным стилем и упаковкой для универмага Bloomingdale’s. Среди прочего он создал шопер в трёх размерах — их компания использует до сих пор.
В основе визуального решения оказалось само название бренда: дизайнер использовал шрифт Futura с обтекаемыми очертаниями и объединил две буквы O. Так объёмное слово превратилось в лаконичный, стильный и узнаваемый логотип ― ничего лишнего.