5 знаменитых проектов Алана Флетчера
Рассказываем о работах дизайнера, в которых переплелись британский вкус и американская поп-культура.
Иллюстрация: Merry Mary для Skillbox Media
Алан Флетчер ― один из знаковых дизайнеров XX века. Он родился 27 сентября 1931 года в британской семье в Кении, но с пяти лет жил в Великобритании.
Флетчер получил хорошее образование: он учился в школе искусств в Хаммерсмите, в Королевском колледже искусств, а также в Йельском университете в США. В Америке он практиковался у мастеров: Пола Рэнда, Герберта Маттера, Ивана Чермаева, Сола Басса. Во многом именно с этим опытом связана смелость его творческих идей, которые оживили британский дизайн середины XX века, придали ему новые смыслы.
Наглядный пример работы Флетчера ― созданные им журнальные и книжные обложки. Яркие сочетания цветов, леттеринг, вырезанные вручную коллажи говорят о постоянном поиске небанальных решений.
За годы работы Флетчер основал несколько дизайн-агентств. В начале 1960-х вместе с Бобом Гиллом и Колином Форбсом он создал в Лондоне Fletcher/Forbes/Gill. В 1965 году Гилл покинул студию, на смену ему пришёл архитектор Тео Кросби, затем к команде присоединились ещё два партнёра, и так в 1972-м возникло знаменитое агентство Pentagram. Спустя годы работы у него появилось несколько представительств в Великобритании, Германии и США.
Однако в начале девяностых Флетчер разочаровался в корпоративном дизайне ― ушёл из Pentagram и в 1992-м создал студию у себя дома. Благодаря фрилансу, он мог выбирать только интересные ему проекты. В этот период дизайнер написал свою знаменитую книгу «Искусство смотреть сбоку» — своего рода путеводитель по дизайн-мышлению.
В 2006 году Флетчер умер, оставив после себя важное творческое наследие. Расскажем о пяти ярких работах этого известного дизайнера.
Reuters
Алан Флетчер начал сотрудничество с международным информационным агентством Reuters в 1965 году. Он создал для компании логотип, который узнаваем во всём мире. Агентство использовало его несколько десятилетий.
Буквы логотипа Reuters состоят из 87 точек. Возможно, на такое решение Флетчера вдохновила лента телетайпа, которая тогда была основным средством глобальной передачи новостных сообщений ― на ленте выбивались точечные отверстия. В 1975 году логотип обновили: точек стало больше — это сделало название более читабельным и изящным.
Музей Виктории и Альберта
В 1990 году Флетчер создал логотип для Музея Виктории и Альберта в Лондоне. В брифе заказчика было несколько главных условий: логотип должен состоять из трёх символов, быть функциональным, вневременным, запоминающимся и уместным.
Дизайнер нашёл простое и изящное решение задачи: в основу вынес инициалы монархов ― V и A, набранные базовым шрифтом Bodoni. Один из штрихов буквы А Флетчер убрал, однако символ легко считывается — благодаря хвостику амперсанда, который соединяет инициалы.
Музей Виктории и Альберта до сих пор использует логотип дизайнера в своей айдентике и печатных материалах: на плакатах, информационных буклетах, в журналах.
Phaidon
Одно из важных направлений работы Алана Флетчера после ухода из Pentagram ― сотрудничество с издательством Phaidon Press. Флетчер был арт-консультантом издательства, а в 1994 году разработал обложку для издания о культовых художниках The Art Book, предназначенного для детей.
Эта обложка кажется простой и незамысловатой ― на белом фоне Флетчер разместил разноцветные буквы: вырезанные вручную, нарисованные широкими мазками краски или обведённые карандашами. Однако, по словам издателя Ричарда Шлагмана, именно обложка Флетчера привлекла к этой книге внимание многих людей, которые могли пройти мимо неё.
Pirelli, 1962
В 1960-х Алан Флетчер вместе с Бобом Гиллом и Колином Форбсом разработал логотип и рекламный дизайн для компании Pirelli, производящей шины. В нём была узнаваемая буква P ― её овал растянут и имитирует след, оставленный шиной.
Ещё это сотрудничество известно рекламным плакатом с красным лондонским автобусом: пассажиры второго яруса ― разного возраста, пола ― будто сидят в «тапочках Pirelli» (Pirelli Slippers ― так называлась эта рекламная кампания), которые универсальны для разных целевых аудиторий.
Domus
С журналом Domus Алан Флетчер сотрудничал несколько лет, будучи консультантом по дизайну. Он подготовил для издания много обложек, однако с одной из них связана интересная история.
Работая годами, Флетчер не выбрасывал свои старые сточенные карандаши, более того — забирал их у своих коллег. В 1994 году он показал редакции Domus результат своей необычной привычки: дизайнер собрал огрызки карандашей в большое цветное полотно размером 100×70 см. Фрагмент этого полотна и появился на обложке очередного выпуска журнала.