5 проектов Исаму Ногучи
От абстрактной скульптуры до мебели.
Иллюстрация: Michio Noguchi / The Isamu Noguchi Foundation and Garden Museum / Полина Честнова для Skillbox Media
Исаму Ногучи родился 17 ноября 1904 года в Лос-Анджелесе. Он наполовину американец, наполовину японец, часть детства и подростковый период прожил с родителями в Японии.
В 1918 году Исаму вернулся в Штаты, где изучал медицину в Колумбийском университете, а позднее параллельно стал посещать вечерние занятия в Школе искусств Леонардо да Винчи. Уже после трёх месяцев обучения в художественной школе он организовал собственную выставку работ из гипса и глины. Вскоре Исаму бросил медицину и целиком посвятил себя скульптуре.
В 1927-м Ногучи получил стипендию Гуггенхайма и уехал во Францию, где учился у скульптора Константина Бранкузи. В Европе он начал работать с новыми материалами ― деревом и камнем. В 1930-х Ногучи много путешествует и познаёт разные ремёсла: в Китае изучает традиционную живопись кисточкой и тушью, в Японии ― керамику.
Скульптор был одинаково глубоко погружён в разные культуры: традиционную азиатскую, прогрессивную, готовую к экспериментам американскую и европейскую. Сегодня десятки его работ входят в коллекции главных музеев мира и представлены в общественных пространствах разных стран. Расскажем о нескольких из них.
Noguchi Coffee Table (IN-50)
1944
В 1940-х промышленный дизайнер Джордж Нельсон попросил Исаму Ногучи создать иллюстрацию для его статьи под названием «Как сделать стол». В результате получился проект, который до сих пор популярен в дизайне интерьеров.
Ногучи создал стол со стеклянной столешницей в форме вытянутой капли. Ножки были сделаны из большой деревянной петли, разрезанной пополам. Получились две идентичные опоры, которые соединены так, чтобы держать столешницу. Изначально у стола не было дополнительных креплений, но позднее детали стали фиксировать с помощью штифтов, чтобы соблюдать между опорами угол в 52 градуса.
В первой модели использовали стекло и палисандр, в дальнейшем ножки делали из разных сортов дерева — чёрной берёзы, ореха, ясеня, вишни.
My Mu
1950
В 1950 году Ногучи создал необычную керамическую скульптуру — глиняный четырёхгранник на трёх ножках. Она небольшая, высотой около 34 см.
Работа минималистичная. У фигуры плавные углы, на горизонтальных гранях есть несимметричные круглые отверстия, одна из ножек мягко изгибается, напоминая лапу.
Mu в названии ― слово из дзен-буддизма, которое означает «ничто», «пустота». Однако пустота, которую Ногучи нередко обыгрывал в своих работах, для скульптора не означает «ничего» ― наоборот, это пространство, с которым можно взаимодействовать. В My Mu он даже заключил эту пустоту в рамку как отдельный объект.
Лампа Akari
1951
В японском городе Гифу Исаму Ногучи освоил технологию изготовления светильников из бамбука и коры тутового дерева. В 1951 году он создал по этому методу серию ламп Akari.
Лампы были изготовлены вручную. Полоски бумаги васи из коры тутового дерева приклеивали на деревянный корпус. После высыхания клея основу убирали, а бумагу, которая сохраняла заданную форму, крепили на бамбуковый каркас. Готовая Akari пропускает свет через полупрозрачные листы бумаги — это создаёт ощущение лёгкости, эфемерности пространства.
В серию Akari Light Sculptures вошли напольные, подвесные и настольные лампы с множеством вариантов дизайна.
Читайте также:
Skyviewing Sculpture
1969
Эту скульптуру Исаму Ногучи спроектировал для Университета Западного Вашингтона. Фигура высотой примерно в 5,2 метра установлена на университетской площади: любой желающий может попасть внутрь скульптуры, чтобы через неё посмотреть на небо, почувствовать свободное пространство.
Работа представляет собой половину куба строгой формы ― три грани с большими круглыми отверстиями. Она выполнена из окрашенной в чёрный цвет стали.
California Scenario
1980–1982
В конце 1970-х Исаму Ногучи начал работать над оформлением общественного пространства в городе Коста-Меса (Калифорния). В этом проекте он обратился к природным и культурным особенностям региона, а также к его сложностям.
Ногучи разбил ландшафт, вымощенный каменной плиткой, на отдельные тематические блоки. Есть локации, имитирующие пустыню, хвойный лес, участки, символизирующие землепользование или энергетику. Видны и проблемы: например, источник воды и блок водопользования находятся далеко друг от друга, их соединяет схематичная извилистая дорожка, заполненная водой.
В California Scenario Ногучи работал не только с привычными ему материалами, но и с местными растениями — кактусами, секвойями.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!