5 известных проектов Арне Якобсена
Кресло-лебедь, цветочные паттерны и другие работы датского дизайнера.
Фото: Stjernegaard Fotografi / arnejacobsen.com
Арне Якобсен (1902–1971) родился в Копенгагене. По настоянию родителей он сначала выучился на каменщика, а в 1924 году получил грант на обучение архитектурному мастерству в Датской королевской академии изящных искусств. В 1925-м Якобсен уже стал участником Всемирной выставки декоративно-прикладного искусства в Париже ― и получил второе место за проект стула.
Проекты Арне Якобсена минималистичные, функциональные. Дизайнер искал идеальные пропорции, материалы, детали ― всё должно было быть простым в использовании, комфортным и при этом элегантным. Арне был одним из первых дизайнеров (наряду с Имзами), которые при разработке мебели и предметов быта основывались на эргономике человеческого тела. Именно инновационные проекты мебели принесли дизайнеру мировую известность.
Читайте также:
Расскажем о пяти разных проектах знаменитого датского дизайнера.
Здание мэрии в Орхусе, 1942
Это совместный архитектурный проект Арне Якобсена и Эрика Мёллера. По замыслу авторов, геометричное здание в функциональном стиле, с большими окнами и свободными пространствами должно символизировать открытую и рациональную работу мэрии.
Здание состоит из трёх соединённых между собой частей и башни с часами. Благодаря тонким, элегантным деталям в оформлении, внутреннее пространство не производит впечатления строгости и гнетущей монументальности. Этажи здания соединяют изящные лестницы, в холле установлены узкие колонны, интерьер выполнен в тёплой бело-коричневой палитре.
Цветочные паттерны, 1940-е
Садоводство и изучение растений было важным хобби Арне Якобсена. Он делал акварельные рисунки цветов и трав ― яркие, точные.
Во время Второй мировой Якобсену как еврею пришлось бежать из Дании в Швецию, где он, без местной лицензии архитектора, начал работать художником по тканям. Незадолго до эмиграции дизайнер познакомился с мастером печати по текстилю Йонной Якобсен и начал экспериментировать над переводом своих рисунков на ткань. Совместную серию набивных тканей с цветочным паттерном Арне и Йонна представили в 1943 году, а уже через год 16 из этих узоров использовали в коллекции текстиля и обоев компании Nordiska Kompaniet.
Позднее Якобсен возвращался к работе над паттернами, некоторые из них сейчас выпускает шведская компания Boras Tapeter.
Читайте также:
Стул Ant, 1952
Как и Чарльз и Рэй Имз, Якобсен экспериментировал с прессованной фанерой. Он хотел создать компактный стул по доступной цене, для типового интерьера ― в 1950-е появились новостройки с небольшими совмещёнными кухнями и столовыми.
В 1952 году ему удалось создать такой стул из цельного листа фанеры, спинка в нём плавно перетекала в сиденье. Изделие назвали Ant — из-за формы, напоминающей голову муравья. Стулья серии Ant легко штабелировались.
Ant стоял на трёх ножках ― для дизайнера это был принципиальный момент. Дело в рациональности, минимизации формы и экономии материалов ― зачем четыре ножки, если для уверенной опоры достаточно трёх? Позднее была разработана модель стула с четырьмя ножками, однако в продажу серию запустили только после смерти Якобсена.
Кресла Swan и Egg, 1958
У этих моделей общая история ― оба кресла Арне Якобсен создал для интерьера отеля Radisson SAS Royal Hotel. Модели были новаторскими сразу в нескольких отношениях. У кресел необычный дизайн, особенно футуристичным выглядит «Яйцо» ― кресло было настолько особенным (и остаётся таким до сих пор), что его использовали в фантастических фильмах для декораций интерьеров будущего.
Инновационной была и конструкция: каркас кресел сделан из цельного литого пластика с армированным стекловолокном, наполнитель — специальная мебельная пена. Обивку делали из натуральной кожи или туго натянутого текстиля.
Столовые приборы AJ Cutlery, 1957
Якобсен хотел создать столовые приборы, которые будут функциональными, эргономичными, стильными ― и вневременными. Они должны были стать достойной альтернативой классическому серебру. Работая над оформлением отеля Radisson, дизайнер реализовал эту идею.
Набор AJ Cutlery состоял из пяти предметов: двух вилок ― обеденной и закусочной, ножа и двух ложек ― десертной и чайной. Они были выполнены из нержавеющей стали. Главной особенностью приборов была их необычная форма: вытянутые очертания, скруглённые линии, укороченные зубцы у вилок.
Как и многие проекты Якобсена, набор производил впечатление чего-то необычного, словно пришедшего из технологического будущего. Благодаря этому эффекту AJ Cutlery даже использовали для декораций на съёмках фантастического фильма Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» (1968).
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!