Дизайн
#подборки

5 архитектурных проектов Вальтера Гропиуса

Не только Баухаус: какое наследие оставил после себя основатель знаменитой школы.

Иллюстрация: The Bauhaus-Archiv / Аня Макарова для Skillbox Media

Вальтер Гропиус родился в Берлине 18 мая 1883 года в семье архитекторов ― градостроительством занимались его дед и отец. Вальтер пошёл по их стопам и поступил в Берлинскую высшую техническую школу на архитектора.

Карьеру Гропиус начал с работы ассистентом в бюро Петера Беренса. Там он узнал современные методы строительства, освоил новые материалы — в начале XX века стали активно использовать бетон, железо, стекло. В 1910 году Вальтер Гропиус создал собственное бюро совместно с архитектором Адольфом Мейером. Примерно в этот же период начинающий специалист познакомился с Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ. В дальнейшем все они стали главными популяризаторами функционализма в архитектуре.

Параллельно с работой Гропиус изучал методы строительства, потребности людей и сформировал свой взгляд на архитектуру: она должна быть функциональной, практичной, без лишних изысков, но с большим количеством света, воздуха, свободного пространства. Что интересно ― Гропиус не умел и не любил рисовать и нанимал художников-ассистентов для работы над проектами.

В 1918 году Гропиуса пригласили возглавить Саксонско-Веймарскую высшую школу изобразительных искусств. Через год он пересмотрел концепцию учебного заведения и переименовал его ― так появилась знаменитая школа Баухаус. Мастер написал манифест, в котором изложил идеологию школы: ремесло должно сочетать функциональность, современные материалы и искусство. Будь то архитектура, дизайн мебели или работа по ткани ― каждый продукт должен быть практичным, актуальным и обладать определённым смыслом, концепцией.

Для своего времени Вальтер Гропиус обладал передовыми взглядами. Так, он открыл студенческий набор для всех желающих ― независимо от пола и возраста. В первый год поступили порядка 150 человек, половина из которых ― девушки. Однако всё было не так радужно: большинство студенток распределили в ткацкую мастерскую, считая, что остальные направления школы ― «неженское» дело. Правда, со временем ситуация изменилась: о первой женщине ― мастере Баухауса мы рассказывали здесь.

Вальтер Гропиус оставил после себя важные архитектурные проекты. Расскажем о них.

Фабрика обувных колодок Fagus

1911

Это первое здание, возведённое по проекту Вальтера Гропиуса (он разрабатывал его совместно с Адольфом Мейером). Сегодня индустриальное здание из стекла, кирпича и стали может казаться обычным, но для начала XX века идея была передовой.

Застеклённый фасад пропускал в большие мастерские много света, создавая ощущение лёгкости и воздушности. При этом внутреннее пространство спроектировано с учётом технологических процессов производства ― на первом месте была функциональность.

Производственное здание обладает своей эстетикой и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фабрика действует до сих пор, её можно посетить с экскурсией.

Изображение: издательство «Большая российская энциклопедия»
Фото: Carsten Janssen / Wikimedia Commons

Здание Баухауса

1926

Это здание-манифест, которое должно было наглядно продемонстрировать новаторские художественные принципы Баухауса ― простоту, конструктивность, концептуальность.

Здание школы, спроектированное Гропиусом, представляло собой комплекс из пяти объединённых корпусов: учебная зона, мастерские, студенческое общежитие. Благодаря застеклённым стенам можно было увидеть с улицы, что происходит в учебных залах и просторных мастерских. Оформляли школу сами мастера и студенты: инновационная мебель, системы освещения, декор, ткани ― всё это рождалось в Баухаусе и становилось его частью.

Во время Второй мировой войны здание пострадало и было отреставрировано только в 1970-е. Сейчас оно также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото: Public Domain
Фото: Claudio Divizia / Shutterstock

Дом Гропиуса

1938

В 1937 году Вальтер Гропиус эмигрировал в США, а уже через год построил в Линкольне дом для своей семьи. В нём сочетались черты американской архитектуры начала прошлого века и элементы функционализма.

При строительстве использовали естественные материалы (обшивочные доски, камни) и современные (стекло, пластик, хромированные детали). Некоторые стены и часть крыши были почти полностью застеклены. Винтовая лестница вела на второй этаж — архитектор спроектировал для дочери отдельный вход в её комнату. Оформлен дом был мебелью от дизайнеров Баухауса.

Через несколько лет после смерти Вальтера Гропиуса его жена Иза пожертвовала дом некоммерческой организации Historic New England. Сейчас он работает как музей.

Изображение: Historic New England
Фото: Wikimedia Commons

Небоскрёб для Pan American Airways

1963

59-этажное здание высотой в 246 метров Вальтер Гропиус спроектировал в партнёрстве с архитекторами Ричардом Ротом и Пьетро Беллуски. Небоскрёб изначально был назван в честь авиакомпании ― Pan Am Building, однако после её закрытия в начале 1990-х переименован в MetLife.

Башня представляет собой вытянутый восьмиугольный ромб. Первые этажи облицованы гранитом, мрамором и нержавеющей сталью, а начиная с десятого этажа стены собраны из железобетонных панелей. Фасад представляет собой сетку из окон и бетона. На двух участках небоскрёба сделаны углубления с рядом колонн и практически сплошным остеклением.

Фото: Public Domain

Здание завода по производству стеклянной посуды

1970

Это последнее здание, которое спроектировал Гропиус, ― его возвели уже после смерти архитектора. Завод по производству стеклянной посуды Филиппа Розенталя находится в Амберге (Бавария).

В необычном одноэтажном здании сочетаются черты авангардизма, футуризма и готики ― его даже называют Стеклянным собором (Glass Cathedral). Оно расположено в низине, и над уровнем земли возвышается остроконечная крыша. В основе конструкции: бетон и стекло, даже в крышу равномерно встроены окна.

Фото: luftmuseum.de
Фото: luftmuseum.de

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована