5 архитектурных проектов Вальтера Гропиуса
Не только Баухаус: какое наследие оставил после себя основатель знаменитой школы.
Иллюстрация: The Bauhaus-Archiv / Аня Макарова для Skillbox Media
Вальтер Гропиус родился в Берлине 18 мая 1883 года в семье архитекторов ― градостроительством занимались его дед и отец. Вальтер пошёл по их стопам и поступил в Берлинскую высшую техническую школу на архитектора.
Карьеру Гропиус начал с работы ассистентом в бюро Петера Беренса. Там он узнал современные методы строительства, освоил новые материалы — в начале XX века стали активно использовать бетон, железо, стекло. В 1910 году Вальтер Гропиус создал собственное бюро совместно с архитектором Адольфом Мейером. Примерно в этот же период начинающий специалист познакомился с Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ. В дальнейшем все они стали главными популяризаторами функционализма в архитектуре.
Параллельно с работой Гропиус изучал методы строительства, потребности людей и сформировал свой взгляд на архитектуру: она должна быть функциональной, практичной, без лишних изысков, но с большим количеством света, воздуха, свободного пространства. Что интересно ― Гропиус не умел и не любил рисовать и нанимал художников-ассистентов для работы над проектами.
В 1918 году Гропиуса пригласили возглавить Саксонско-Веймарскую высшую школу изобразительных искусств. Через год он пересмотрел концепцию учебного заведения и переименовал его ― так появилась знаменитая школа Баухаус. Мастер написал манифест, в котором изложил идеологию школы: ремесло должно сочетать функциональность, современные материалы и искусство. Будь то архитектура, дизайн мебели или работа по ткани ― каждый продукт должен быть практичным, актуальным и обладать определённым смыслом, концепцией.
Читайте также:
Для своего времени Вальтер Гропиус обладал передовыми взглядами. Так, он открыл студенческий набор для всех желающих ― независимо от пола и возраста. В первый год поступили порядка 150 человек, половина из которых ― девушки. Однако всё было не так радужно: большинство студенток распределили в ткацкую мастерскую, считая, что остальные направления школы ― «неженское» дело. Правда, со временем ситуация изменилась: о первой женщине ― мастере Баухауса мы рассказывали здесь.
Вальтер Гропиус оставил после себя важные архитектурные проекты. Расскажем о них.
Фабрика обувных колодок Fagus
1911
Это первое здание, возведённое по проекту Вальтера Гропиуса (он разрабатывал его совместно с Адольфом Мейером). Сегодня индустриальное здание из стекла, кирпича и стали может казаться обычным, но для начала XX века идея была передовой.
Застеклённый фасад пропускал в большие мастерские много света, создавая ощущение лёгкости и воздушности. При этом внутреннее пространство спроектировано с учётом технологических процессов производства ― на первом месте была функциональность.
Производственное здание обладает своей эстетикой и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фабрика действует до сих пор, её можно посетить с экскурсией.
Здание Баухауса
1926
Это здание-манифест, которое должно было наглядно продемонстрировать новаторские художественные принципы Баухауса ― простоту, конструктивность, концептуальность.
Здание школы, спроектированное Гропиусом, представляло собой комплекс из пяти объединённых корпусов: учебная зона, мастерские, студенческое общежитие. Благодаря застеклённым стенам можно было увидеть с улицы, что происходит в учебных залах и просторных мастерских. Оформляли школу сами мастера и студенты: инновационная мебель, системы освещения, декор, ткани ― всё это рождалось в Баухаусе и становилось его частью.
Во время Второй мировой войны здание пострадало и было отреставрировано только в 1970-е. Сейчас оно также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дом Гропиуса
1938
В 1937 году Вальтер Гропиус эмигрировал в США, а уже через год построил в Линкольне дом для своей семьи. В нём сочетались черты американской архитектуры начала прошлого века и элементы функционализма.
При строительстве использовали естественные материалы (обшивочные доски, камни) и современные (стекло, пластик, хромированные детали). Некоторые стены и часть крыши были почти полностью застеклены. Винтовая лестница вела на второй этаж — архитектор спроектировал для дочери отдельный вход в её комнату. Оформлен дом был мебелью от дизайнеров Баухауса.
Через несколько лет после смерти Вальтера Гропиуса его жена Иза пожертвовала дом некоммерческой организации Historic New England. Сейчас он работает как музей.
Небоскрёб для Pan American Airways
1963
59-этажное здание высотой в 246 метров Вальтер Гропиус спроектировал в партнёрстве с архитекторами Ричардом Ротом и Пьетро Беллуски. Небоскрёб изначально был назван в честь авиакомпании ― Pan Am Building, однако после её закрытия в начале 1990-х переименован в MetLife.
Башня представляет собой вытянутый восьмиугольный ромб. Первые этажи облицованы гранитом, мрамором и нержавеющей сталью, а начиная с десятого этажа стены собраны из железобетонных панелей. Фасад представляет собой сетку из окон и бетона. На двух участках небоскрёба сделаны углубления с рядом колонн и практически сплошным остеклением.
Здание завода по производству стеклянной посуды
1970
Это последнее здание, которое спроектировал Гропиус, ― его возвели уже после смерти архитектора. Завод по производству стеклянной посуды Филиппа Розенталя находится в Амберге (Бавария).
В необычном одноэтажном здании сочетаются черты авангардизма, футуризма и готики ― его даже называют Стеклянным собором (Glass Cathedral). Оно расположено в низине, и над уровнем земли возвышается остроконечная крыша. В основе конструкции: бетон и стекло, даже в крышу равномерно встроены окна.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!