Остановки, пересадки, голова собаки: 10 красивых и удобных транспортных схем
Кольцевая схема Парижа, нестандартная сетка Одессы, интересные решения в Стокгольме и опережающий время дизайн схемы Нью-Йорка...
Wikimedia / Margerretta / Saharova / Pexels / Polina Vari для Skillbox Media
Задача любой транспортной схемы — помочь жителям и туристам ориентироваться в городе. Но спроектировать её не так просто, как кажется. Например, чтобы транспортные линии хорошо различались, дизайнеры отказываются от географической точности в угоду понятности. А если схемой будут пользоваться туристы, на ней стараются расположить главные достопримечательности города.
Мы попросили трёх дизайнеров рассказать о любимых транспортных схемах и о том, какие приёмы из них могут пригодиться в вашей работе.
Схемами поделились:
- Константин Коновалов — Нью-Йорк, Люксембург, Париж.
- Роберт МакКонел — Лос-Анджелес, Стокгольм, Париж.
- Егор Попов — Одесса, Берлин, Сеул.
Константин Коновалов
Дизайнер, разработал официальные схемы сети маршрутов «Магистраль» и ночных автобусов в Москве, а также сделал популярную альтернативную схему метро Парижа и Москвы 2030 года.
Схема метро Нью-Йорка 1972 года
Одна из самых спорных схем в истории дизайна. Знаменитый дизайнер Массимо Виньелли изобразил Нью-Йорк в строгой графической 45-градусной сетке:
Эта схема очень эстетична, но, думаю, она опередила своё время. Жители Нью-Йорка настолько возмутились её дизайном, что под давлением общественности руководство метрополитена отказалось от схемы.
До сих пор в нью-йоркском метро используют не очень красивую, но географически правильную карту города с наложенными линиями метро:
У многих людей схема Виньелли вызывает отторжение, и им сложно ориентироваться по ней в городе, другие же считают её одной из самых удобных.
Спустя много лет в Нью-Йорке решились на эксперимент и вновь начинают размещать схему Виньелли, и это лишний раз доказывает, что великий дизайнер предвидел развитие схем на много лет вперёд.
Также дизайн Виньелли идеально подошёл для современной цифровой интерактивной схемы Нью-Йорка.
Этот кейс очень хорошо показывает, насколько по-разному люди могут воспринимать один и тот же дизайн.
Схема автобусов Люксембурга
Французский дизайнер Юг Черович (Jug Cerovic) разработал десятки схем. Он нарисовал собственные схемы метро Парижа, Нью-Йорка и даже Москвы. Среди его работ мне больше всего нравятся автобусные схемы Люксембурга и Лиссабона.
Для автобусных схем он подбирает очень интересные графические сетки и классно работает с цветовым кодированием там, где слишком много маршрутов. В схеме для Люксембурга ему удалось упростить перегруженный центр, где в некоторых точках проходит больше 15 автобусных маршрутов.
Дизайнер объединил группы маршрутов в линии, которые по ходу следования к окраинам города распадаются на отдельные маршруты. Советую побродить по его сайту и посмотреть схемы других городов — можно найти множество красивых решений.
Схема метро Парижа Национальной лотереи 1936 года
Эту схему я нашёл, когда сам занимался разработкой схемы метро Парижа. В основу своей схемы я заложил объединение двух линий в единое кольцо, которое хорошо подчёркивает визуальные границы города.
Так же поступил неизвестный дизайнер в 1930-х годах. Правда, тогда кольцо состояло из трёх кусков линий. На мой взгляд, это уникальная работа.
Гарри Бек представил первую транспортную схему в виде упрощённой диаграммы для Лондона лишь в начале 1930-х годов, и примерно в те же годы появились первые подобные идеи от дизайнеров из Берлина.
Некий французский дизайнер, вдохновлённый самыми первыми схемами, пошёл дальше и создал одну из первых схем с кольцевой линией для одного из самых сложных метрополитенов мира (такое же кольцо позже появилось и в Москве).
В тот момент, когда схемы только зарождались, парижская схема 1936 года была очень прорывной и интересной, но, к сожалению, осталась почти без внимания.
Отдельно отмечу, что первооткрыватель транспортных схем Гарри Бек в тридцатые и сороковые годы тоже пробовал рисовать схему метро Парижа, но этот дизайн остался невостребованным из-за необоснованно длинных перегонов, которые образовались из-за стремления к правильной геометрии.
При этом схема Лондона у Гарри Бека получилась настолько удачной, что используется до сих пор, постепенно меняясь, но сохраняя первоначальную логику автора.
Роберт МакКонел
Графический дизайнер из Нью-Йорка. Увлекается транспортными схемами и типографским дизайном. Окончил школу дизайна в Род-Айленде. Работал в области технологий, искусства и образования. Спроектировал схему автобусов Калифорнии.
Схема метро и автобусная схема
Лос-Анджелеса
Транспортная система Лос-Анджелеса, на мой взгляд, лучшая в Северной Америке. Она состоит из двух линий метро (B и D), четырёх линий легкорельсового транспорта (A, C, E и L) и двухскоростных автобусных маршрутов (G и J). Также планируется построить несколько новых линий.
Дизайн карты очень прост — чёткие ключевые оси север-юг и восток-запад, равное расстояние между станциями. Линии маршрутов не сильно загружены и сохраняют элегантность общего дизайна.
Как правило, в североамериканских схемах дизайнеры используют Helvetica или похожие шрифты. А здесь — FF DIN, что сильно выделяет её среди остальных.
Одна из моих любимых деталей — это обозначения железнодорожных и автобусных станций. Первые изображены в виде кружков, а вторые — в виде квадратов. Благодаря этому зритель легко может отличить один маршрут от другого.
Схема создана с учётом текущего фирменного стиля метрополитена и отлично дополняет его общий визуальный образ.
Железнодорожная схема Стокгольма
Наиболее яркая черта схемы Стокгольма — тёмный фон. Большинство других транспортных схем обычно исполнены в светлых тонах.
Шрифт SL Gothic придаёт карте уникальный характер. Хотя, насколько мне известно, его ещё не используют на вывесках станций.
Дизайнеры решили объединить разные маршруты в одну линию. Например, зелёная состоит из трёх маршрутов — 17, 18 и 19-го. Однако этот принцип не применяется для розовых линий в правом верхнем углу карты — 27, 28 и 29-го маршрутов.
Единственный недостаток схемы — линии различных видов транспорта никак друг от друга не отличаются. Из-за этого без легенды сложно сразу понять, где изображены линии метро, а где — трамваев.
Парижская железнодорожная схема (SNCF)
Схема SNCF 1980-х годов швейцарского дизайнера Руди Мейера, на мой взгляд, шедевр лаконичности. Все линии расположены под углом 90 или 45 градусов, а очертания Парижа легко узнаваемы даже без географических объектов.
Все основные линии на схеме — яркие, неоново-зелёные. Второстепенные — более светлые. Высокоскоростная линия из Парижа в Лион изображена двумя тонкими параллельными линиями.
Схема скоростного общественного транспорта Парижа (RER)
Мейер делал транспортные схемы для сети железных дорог Парижского регионального экспресс-метро. Их особенность в нестандартном оформлении: толстые линии, в которых изображены станции-точки.
У этой схемы 1988 года красивые пропорции, а линии скоростного трамвая пригородных железных дорог выполнены в более светлых тонах. С помощью кругов оранжевого цвета показана общая система тарифных зон.
Как и на многих других картах Мейера, географические объекты на карте не показаны, чтобы сделать больший акцент на самих линиях маршрута.
Егор Попов
Дизайнер самой красивой схемы петербургского метро (совместно с Ильёй Бирманом и Сергеем Чикиным).
Схема одесских трамваев «Студии Артемия Лебедева»
Обычно схемы строятся по сетке углов. Одесская схема не такая — на ней плавные, свободные линии, которые порой не подчиняются общим правилам. Их сложно сделать красивыми, однако дизайнерам это удалось.
Меня восхищает, с какой любовью на ней нарисованы здания, иконки и прочие мелочи. Рекомендую заглянуть в раздел «Процесс» на сайте студии. Читать его не менее интересно, чем рассматривать схему.
Транспортная схема Берлина
Паша Омелёхин вернул берлинскому метро узнаваемый облик — с кольцевой в виде головы собаки и размашистыми линиями электричек. В итоге схема вышла очень удобной и красивой.
Также автор предусмотрел всю дизайн-систему и описал её на своём сайте! На мой взгляд, это невероятная работа для «домашнего» проекта.
Транспортная схема Сеула
Мне очень нравятся работы студии Zero Per Zero, но если выбирать какую-то одну — пусть будет сеульская. Эта карта — скорее арт, но схема здесь отличная. Можно повесить дома, как постер, а можно купить карманную гармошку и поехать с ней в Сеул.