10 самых известных памятников Москвы
От самого высокого до самого спорного.
 
 
Мавзолей Ленина на Красной площади
Это памятник-усыпальница на Красной площади у Кремлёвской стены, где с 1924 года в прозрачном саркофаге сохраняется (и выставляется) тело Владимира Ленина. Тот мавзолей, который мы видим сейчас, — уже третий вариант. Первый построили сразу после смерти Владимира Ленина — в январе 1924 года, — и он был деревянным.
Его спроектировал архитектор Алексей Щусев, с этой работой он справился буквально за несколько часов: время поджимало, потому что мавзолей необходимо было построить за трое суток, к дате похорон Владимира Ленина.

В итоге получился тёмно-серый куб трёхметровой высоты, который венчала пирамида с тремя ступенями. На фасаде чёрными брусками было написано «Ленин». Деревянные детали покрыли лаком, колонны и двери выполнили из чёрного дуба. Обшивку укрепили коваными гвоздями с фигурными шляпками. По краям мавзолея разместили пристройки, чтобы можно было заходить и выходить. По правой лестнице можно было спуститься на три метра в Траурный зал, который освещали две матовые люстры. Стены зала обили красной материей с чёрными полосами в виде пилястров, а на потолок поместили серп и молот.
Второй — тоже деревянный — возвели через полгода, потому что в первом оказалось слишком тесно — когда в него приходили желающие проститься с вождём мирового пролетариата, температура повышалась, что могло плохо сказаться на состоянии тела Владимира Ленина. Проектирование вновь поручили Алексею Щусеву. В итоге тот вариант был уже больше похож на тот, который украшает Красную площадь сейчас.
Гранитный мавзолей возвели в 1930 году, его тоже проектировал Алексей Щусев. Мавзолей вырос по сравнению с предшественником на три метра в высоту и в 4,5 раза по общему объёму. Кроме того, по обе стороны от усыпальницы установили трибуны на 10 тысяч мест.
Памятник Минину и Пожарскому у собора Василия Блаженного
Это первый скульптурный памятник в Москве — его построили в 1818 году по проекту скульптора Ивана Мартоса. Скульптура увековечила подвиг нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которые возглавили народное ополчение против польских интервентов в 1612 году.

Памятник выполнен в стиле классицизма и состоит из бронзовой группы (собственно, фигуры Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского) и гранитного пьедестала, украшенного бронзовыми барельефами. Изначально его поставили на Красной площади, но в 1931 году перенесли из-за строительства мавзолея Ленину. Сейчас Минин и Пожарский стоят у Покровского собора.
Работа над памятником началась в конце 1811 года, сначала скульптор создал малую модель, а в 1815 году была сделана большая модель. Для её создания помощнику скульптора Ивану Тимофееву пришлось два года смачивать глиняную скульптурную группу водой, чтобы она не пересохла и не пришла в негодность.
Особенность памятника в том, что это первая в России скульптурная сложная композиция, которую отлили за один раз (кроме меча, шлема и щита). Изначально надпись на постаменте гласила: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лето 1817», но открытие задержалось, поэтому дату сменили на 1818 год.
Могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены
Это архитектурный ансамбль у Кремлёвской стены в Александровском саду. Его построили в 1967 году по проекту архитекторов Дмитрия Бурдина, Владимира Климова, Юрия Рабаева и скульптора Николая Томского.

В составе комплекса несколько элементов: могила Неизвестного солдата с Вечным огнём, аллея городов-героев и стела городов воинской славы. Само надгробие сделано в виде плиты из красных блоков шокшинского кварцита. Справа на нём лежит солдатская каска и лавровая ветвь, надгробие скрывается под боевым знаменем, выполненным из бронзы. Вечный огонь расположен перед надгробием в нише, там же выполнена рельефная надпись со словами «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Монумент Победы на Поклонной горе
Самый высокий памятник России. Он находится в парке Победы на Поклонной горе, его возвели в 1995 году по проекту скульптора Зураба Церетели при содействии архитекторов Леонида Вавакина и Владимира Будаева.
Высота обелиска — 141,8 метра. Цифра выбрана неслучайно: каждые 10 сантиметров его высоты символизируют один день войны.
Обелиск выполнен в форме трёхгранника, который напоминает солдатский штык. На высоте 104 метра на обелиске установлена скульптура богини Ники, которая держит венок, её окружают два ангела с трубами. У основания стелы расположена статуя Георгия Победоносца, поражающего копьём змея. На гранях обелиска размещены барельефы со сценами Курской и Сталинградской битвы, а также Белорусской операции. Кроме того, на стеле установлены позолоченные названия городов-героев.

Из-за того, что памятник такой высокий, его пришлось оснастить системой динамических гасителей колебаний — главный разместили за спиной богини Ники, он весит 10 тонн. Внутри холма, на котором установлен обелиск, есть служебные помещения со станцией мониторинга состояния. А ещё в памятнике есть лифт, на нём можно подняться на высоту 87 метров.

Читайте также:
Рабочий и колхозница Веры Мухиной
Скульптурная группа, состоящая из двух фигур — рабочего и колхозницы, которые держат перед собой серп и молот. Этот памятник видел каждый, кто смотрел кино производства Мосфильма — он крутится на заставке титров.
Автором концепции стал архитектор Борис Иофан, в жизнь её воплотила Вера Мухина. Изначально монумент создали для павильона СССР на международной выставке в Париже 1937 года. Его спроектировали и собрали в Москве, после чего разделили на 65 частей, чтобы перевезти во Францию и смонтировать на месте.

В Париже скульптуру из нержавеющей хромоникелевой стали установили на 34‑метровый павильон, но после выставки демонтировали и перевезли неудачно, поэтому первоначальный проект для установки в Москве пришлось изменить. Но в 2009 году монумент отреставрировали и вернули 34-метровый павильон.

Фото: La Boutique l’art nouveau
Прообразом для скульптуры стали античные статуи «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская», поэтому изначально рабочий и колхозница были обнажёнными — их тела прикрывали складки декоративного шарфа, который объединял скульптуры с павильоном. Однако комиссия посчитала, что фигуры надо одеть, а с лица колхозницы убрать мешки под глазами.
В Париже скульптуру приняли очень хорошо, ей восхищался писатель Ромен Роллан и художник Пабло Пикассо.

Читайте также:
Памятник Петру I на стрелке Москвы‑реки
Самый спорный памятник Москвы, по крайней мере, точно таким был на момент установки в 1997 году. Его автор — Зураб Церетели. Это третий по высоте памятник России — он возвышается на 98 метров, а рост Петра I при этом 18 метров. Он установлен на искусственном острове у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала.

Изначально предполагалось, что памятник — подарок властей и Зураба Церетели для моряков к 300-летию Российского флота, однако с его установкой опоздали на несколько месяцев. Когда его установили, он настолько не понравился москвичам (в первую очередь своим размером и расположением), что пришлось собирать целую комиссию, которая решала, что с этим делать. Как мы видим, никто ничего так и не сделал.
Сам памятник состоит из пьедестала, корабля и фигуры Петра I, причём корабль при этом настолько маленький, что царь в нём не смог бы даже сесть, только стоять, как в тазу. Он выполнен из высококачественной бронзы, которую предварительно подвергли пескоструйной обработке, затем патинировали и покрыли специальным воском и лаком. В руке у Петра I позолоченный свиток, Андреевские кресты на флагах тоже позолочены. У подножия памятника расположены фонтаны, чтобы создавать иллюзию корабля, рассекающего волны.
Монумент «Покорителям космоса» на проспекте Мира
Второй по высоте памятник в России (107 метров) — выше только монумент Победы на Поклонной горе. Его установили в 1964 году — так увековечили успешный запуск «Спутника-1» в 1957 году. Авторов выбрали после масштабного конкурса, ими стали архитекторы Александр Колчин и Михаил Барщ, скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский, а также инженер Лев Щипакин. Кроме того, к нему приложил руку конструктор-ракетостроитель Сергей Королёв — он добился поставок титана для пластин, которыми облицевали монумент. Ещё по его просьбе в проектное задание включили музей космонавтики, который планировали разместить в стилобате монумента. Этот музей открыли в 1981 году.

Пока шла работа над строительством памятника, СССР уже отправил в космос Юрия Гагарина, поэтому изменили посвящение монумента — его назвали «Покорителям космоса».
Сам памятник похож на обелиск, он изображает шлейф от 11-метровой ракеты, которая его венчает. На фасаде стилобата выложены строки Николая Грибачёва:
И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!
На боковых стенах стилобата установили горельефы с людьми, которые внесли свой вклад в освоение космоса. Изначально в проекте был и Сергей Королёв, но ракетостроителя это разгневало, и его фигуру убрали.
Памятник Пушкину на Пушкинской площади
Установлен в Москве летом 1880 года по инициативе выпускников Царскосельского лицея, которые в 1860 году объявили сбор средств на установку памятника. Изначально собрали около 30 тысяч рублей. Спустя десять лет провели новый сбор, на котором планировалось получить 60 тысяч рублей, но в итоге сумма превысила 130 тысяч. Лицеисты объявили конкурс, победителем которого стал Александр Опекушин. Памятник хотели открыть в 1979 году (в честь годовщины открытия Лицея), но строительство задержали, и он был установлен только в 1880-м.

Сначала памятник установили в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю, но в 1950 году его перенесли на место снесённой колокольни монастыря и развернули на 180 градусов.
Памятник Маяковскому на Триумфальной площади
По легенде памятник Владимиру Маяковскому установили по прямому указанию Иосифа Сталина, который распорядился увековечить память поэту-футуристу. Проект начали разрабатывать ещё в 1940 году, но работа была прервана Великой Отечественной войной. К вопросу вернулись только в начале 1950-х. Провели конкурс, победителем которого стал скульптор Александр Кибальников.

Он трудился над памятником шесть лет. Для того чтобы выбрать лучшее место на площади (которая в то время была площадью Маяковского), изготовили деревянный макет в натуральную величину — его перемещали по всему периметру.
Памятник открыли в 1958 году. На постаменте высечены строки из стихотворения «Хорошо!»:
И я,
как весну человечества,
рождённую
в трудах и в бою,
пою
моё отечество,
республику мою!
Памятник Юрию Долгорукому
Установку этого памятника приурочили к 800-летию Москвы, которое праздновали в 1947 году. Несмотря на то что датой основания города официально считают 1147 год — первое упоминание города в летописи, очевидно, что он был основан задолго до этого. Тем не менее так повелось, что основателем Москвы называют Великого князя Киевского и Ростово-Суздальского Юрия Долгорукого.

Конкурс на лучший проект памятника объявили в 1946 году, а в следующем — провели церемонию его закладки, победил проект скульптора Сергея Орлова. Правда, установили его только в 1954 году, потому что его соавторы — скульпторы Анатолий Антропов и Николай Штамм — постоянно конфликтовали и не могли прийти к единому решению.
По одной из легенд Иосиф Сталин, когда осматривал окончательный вариант памятника, заметил, что князь сидит на кобыле, а не на жеребце, поэтому в проект пришлось срочно вносить изменения. Легенда имеет продолжение: считается, что Никита Хрущёв недолюбливал памятник и однажды отметил, что гениталии коня слишком натуралистичные. Поэтому бронзового коня «оскопили».
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    
 
                     
                                     
                                     
                                     
                                    