Дизайн
#статьи

10 культовых картин Энди Уорхола

Разбираемся, как гений поп-арта смог сделать массовое элитарным.

Фото: Brownie Harris / Corbis via Getty Images

Энди Уорхола нельзя назвать просто одним из самых известных художников второй половины XX века, дизайнером, издателем, продюсером и режиссёром — по сути, он сам по себе стал брендом и оставил после себя огромное и очень дорогое наследие. Король поп-арта снёс границу между высоким искусством и массовой культурой и говорил, что «настоящий художник производит вещи, которые не нужны людям. Но он чувствует, что дать их людям — это его призвание».

Энди Уорхол (настоящее имя которого Андрей Варгола) родился в 1928 году в США в семье эмигрантов из Словакии.

В детстве он перенёс тяжёлое заболевание — хорею Сиденгама, которую называли «пляской святого Витта», из-за чего долгое время был прикован к постели. В это же время Энди Уорхол увлёкся рисованием, стал собирать фотографии знаменитостей и делать коллажи из газетных вырезок.

В дальнейшем он получил степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна в Технологическом институте Карнеги. Карьеру начал в 1949 году в качестве штатного иллюстратора американского журнала Vogue.

Художник создавал дизайн банок Coca-Cola, никогда не стеснялся коммерческих проектов и умел зарабатывать деньги: «Почему все думают, что художники особенные? Это работа, такая же, как любая другая».

Банки с супом Кэмпбелл

(1961–1962)

Изображение: The Museum of Modern Art

Одно из первых произведений Энди Уорхола, которое принесло ему международное признание. По сути, это не одна картина, а целая серия из 32 холстов, на каждом из которых — разный суп компании (томатный, сырный, говяжий, моллюсковый, устричный и суп с перцем).

Почему именно суп? Существует легенда, что Энди Уорхол выбрал Campbell’s как символ всенародно узнаваемого американского бренда — а именно брендирование было ключевым элементом его творчества. Простая банка супа олицетворяла собой победу капитализма, потребительства и жизнь рабочего класса в США, о которой художник, чьё детство прошло в Питтсбурге, центре американской сталелитейной промышленности, знал не понаслышке. До Энди Уорхола никому не приходило в голову, что даже такой далёкий от искусства предмет можно нарисовать и сделать темой творчества.

Он исследовал тему брендов и в других работах: «Зелёные бутылки Coca-Cola» (1962), «Коробки Brillo» (1964), а позже — в коллаборациях с Жан-Мишелем Баскиа. В них Уорхол переработал логотипы американских корпораций Arm & Hammer и General Electric.

В конце концов Уорхол говорил:

Создание денег — это искусство, работа — это тоже искусство, а хороший бизнес — это лучшее искусство.

Зелёные бутылки Coca-Cola

(1962)

Green Coca-Cola Bottles, 1962
Изображение: The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

«В этой стране удивительно то, что она породила новую традицию потребления: богатые покупают совершенно те же продукты, что и бедные. Президент пьёт колу, Лиз Тейлор пьёт колу и, только подумай, — ты тоже пьёшь колу», — говорил Энди Уорхол.

Художник произвёл революцию в восприятии эстетических ценностей, сделав ставку на массовость, а не на элитарность, как было принято. В его картинах не надо искать что-то незнакомое, всё это все уже видели сто раз. Это стало рождением совершенно нового направления в искусстве — поп-арта.

Бутылки «Колы» очень много раз появлялись на полотнах Энди Уорхола. Ирония в том, что один из самых популярных и дешёвых напитков в мире на картинах этого художника стал буквально символом элитарного искусства, доступного очень немногим.

200 однодолларовых купюр

(1963)

Изображение: Andy Warhol

Энди Уорхол рассказывал: «Я попросил несколько моих знакомых предложить темы для моих работ. Наконец одна подруга задала правильный вопрос: „Слушай, а ты сам-то что больше всего любишь?“ Вот так я и начал рисовать деньги!» На картине не изображено ничего, кроме банкнот, и она была продана за 43,8 миллиона долларов.

Энди Уорхол легитимизировал тиражное искусство: в 1963 году он приобрёл здание на Манхэттене, назвал его «Фабрикой», поставил туда станки и стал печатать копии своих работ. Это было громкое противопоставление высказываниям одного из самых влиятельных философов ХХ века Вальтера Беньямина, который писал о потере ауры и ценности произведения в век его технической воспроизводимости. Как бы то ни было, именно тиражность и серийность принесла Энди Уорхолу славу и впечатляющие доходы: он до сих пор считается одним из самых дорогих художников.

Кроме того, в «Фабрике» проходили вечеринки, которые посещали самые яркие представители культуры того времени.

Восемь Элвисов

(1963)

Изображение: Andy Warhol

Одной из самых дорогих работ Энди Уорхола стала картина «Восемь Элвисов» — эти несколько Пресли стоят 108,1 миллиона долларов. На ней изображено, как несложно догадаться, восемь Элвисов Пресли, скопированных с кадра из фильма «Пылающая звезда». Изначально их было 16, но потом количество сократилось вдвое. Кроме того, существуют и другие варианты полотна — «двойной» и «тройной» Элвис.

Каждый последующий отпечаток наслаивается поверх предыдущего, и так в правой части работы изображения сливаются в одного Элвиса. Картина выполнена в любимом цвете художника — в серебре.

Сначала работа принадлежала известному коллекционеру Аннибале Берлингери, который ни разу, несмотря на просьбы, не представил картину ни на одну выставку. Но в 2008 году стало известно о продаже полотна за 100 миллионов долларов. Никто до сих пор достоверно не может сказать, кому оно сейчас принадлежит.

Мэрилин Монро

(1962)

Изображение: The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Licensed by DACS, London / TATE

Лицо актрисы с трагической судьбой не раз появлялось на полотнах Энди Уорхола. Это тоже исследование массовой культуры — Мэрилин Монро была одной из самых известных и популярных актрис того времени.

В основе полотен — фотография из рекламной кампании к фильму «Ниагара» (1953). Она появилась в полномасштабной работе «Диптих Мэрилин» (1962), которая по структуре напоминает «Элвисов».

Также художник создал серию картин «Простреленная Мэрилин». Название родилось из инцидента, который произошёл в мастерской Энди Уорхола. К нему пришла американская художница Дороти Подбер и спросила: «Could I shoot some paintings?» («Могу ли я сфотографировать некоторые работы?»). Когда Энди Уорхол разрешил, она достала револьвер и выстрелила в четыре картины с изображением Мэрилин Монро, которые стояли одна за другой. После этого художник добавил в название серии слово «простреленные» и использовал произошедшее в рекламной кампании.

В мае 2022 года одну из этих работ — «Простреленную Мэрилин в шалфейно-синем» — продали за 195 миллионов долларов США на аукционе Christie’s в Нью-Йорке — это самая дорогая работа XX века, проданная с аукциона, и рекордная цена за Энди Уорхола. Торги длились всего четыре минуты.

Серия «Цветы»

(1964)

Изображение: Andy Warhol Foundation for the Visual Arts / Artists Rights Society / The Museum of Modern Art

Серия родилась в ответ на убийство президента Джона Кеннеди в 1964 году и стала противопоставлением ярких цветочных образов мрачным реалиям смерти. По другой версии, на создание серии художника его вдохновил снимок гибискусов в журнале «Современная фотография».

Энди Уорхол использовал журнальную фотографию и сильно усилил контраст. Мелкие детали изображения были практически стёрты, поэтому работы художника из этой серии стали самыми абстрактными его картинами. Они выполнены акрилом, флуоресцентной краской и шелкографией.

Банан

(1966)

Изображение: Andy Warhol Foundation for the Visual Arts / Artists Rights Society / The Museum of Modern Art

Энди Уорхол был продюсером группы Velvet Underground и создал обложку дебютного альбома The Velvet Underground and Nico. Сейчас это одна из самых узнаваемых обложек, на которой нарисован ярко-жёлтый банан, стоит подпись художника и надпись «Peel slowly and see». Но первые тиражи были ещё интереснее — жёлтый банан был наклейкой, под которым скрывался ярко-розовый банан.

Группа The Velvet Underground выступала на Exploding Plastic Inevitable — мероприятиях Энди Уорхола, где смешивались музыка, танцы и кино. Изначально альбом не принёс участникам коммерческого успеха, но впоследствии стал культовым. Как сказал Брайан Ино: «Пластинку купили всего 10 000 человек. Но каждый из них потом основал группу».

Пистолет

(1981)

Изображение: Andy Warhol

3 июня 1968 года на Энди Уорхола было совершено покушение: его попыталась убить радикальная феминистка, писательница и актриса Валери Соланас (Valerie Solanas). Она ворвалась в его студию «Фабрику» и трижды в него выстрелила, оставив тяжёлые ранения. Одна из пуль прошла сквозь живот и повредила внутренние органы, включая печень, селезёнку, желудок и пищевод. Также пострадал арт-дилер Марио Амайя, находившийся рядом. Валери Соланас сама позже пришла в полицию и сдалась.

Несмотря на то что он едва выжил после этого покушения, он не мог не отразить его в своём творчестве: помимо работы над изображением огнестрельного оружия в тот же год Энди Уорхол начинает серию шелкографий с ножами. Эти произведения стали комментарием художника к насилию, повсеместно наполняющему жизнь людей.

Пистолет как объект, символизирующий власть и смерть, одновременно завораживал и пугал Энди Уорхола. На картине «Пистолет» изображён именно тот револьвер, из которого в него стреляли. Хотя может показаться, что в своей работе он эстетизирует оружие, сам он писал:

«Некоторые, даже образованные люди, говорят, что насилие может быть красивым. Я не могу этого понять, потому что красота — это лишь какие-то мгновения, и для меня в этих мгновениях никогда не бывает насилия».

Покушение сильно сказалось как на творчестве Энди Уорхола, так и на образе жизни. Он был вынужден носить хирургический корсет, стал более замкнутым, вечеринки в «Фабрике» прекратились, а творчество стало менее провокационным.

Ленин

(1987)

Изображение: Sotheby’s / Andy Warhol Foundation for the Visual Arts / Artists Rights Society / The Museum of Modern Art

Тем не менее в 1987 году он написал два портрета Владимира Ленина — одной из самых противоречивых фигур ХХ века. Он создал их на основе одной и той же фотографии, но в двух цветовых гаммах — красной и чёрной. В целом изображение политических деятелей не было для Энди Уорхола чем-то новым: до этого он писал портреты Мао Цзэдуна или королевы Елизаветы, однако выбор фигуры всё же был довольно неожиданным.

Автопортрет (Парик-ужас)

(1986)

Изображение: The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc / Artists Right Society / New York and DACS / TATE

Несмотря на то что это не единственный автопортрет Энди Уорхола, именно этот стал одним из самых узнаваемых. Он был создан за год до смерти, и на нём художник изображён в знаменитом платиновом парике, который он сам называл «париком-ужасом». «Я занимаюсь искусством, потому что я уродлив, и мне больше нечем заняться», — самокритично заявлял Уорхол.

Стоит отметить, что париков у художника было много — в его коллекции их было около 40, созданных на заказ из волос, привезённых из Италии. Художник тщательно за ними следил, ухаживал и даже носил к парикмахеру на стрижку.

Энди Уорхол умер 22 февраля 1987 года. Согласно его завещанию, большая часть доходов от его имущества была пожертвована на создание Фонда визуальных искусств Энди Уорхола, который сегодня является одной из самых значительных грантовых организаций в США.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована