10 картин Репина, посвящённых его близким
Репин-муж, Репин-отец, Репин-человек.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Мало какой живописец снискал ещё при жизни такой почёт и всемирное признание, как Илья Ефимович Репин. Он стал лицом русской художественной школы, которую с блеском представлял и за границей. В его честь названа первая художественная академия в России. Обласкан двором, любим народом, умён, богат, красив ― Репин предстаёт перед потомками этаким баловнем судьбы.

Изображение: Илья Репин, «На меже», 1879 г. / Государственная Третьяковская галерея
Первая жена Ильи Репина на полотнах: Вера Репина
Однако в его жизни были и тяжёлые кризисы. Один из главных связан с первой женой великого художника, Верой Алексеевной. История их знакомства людей XXI века может несколько покоробить. Репин был старше своей избранницы на десять лет и знал её с детства.

Изображение: Илья Репин, «Портрет В. А. Шевцовой», 1869 г. / Государственный Русский музей
Да, совсем с детства ― примерно с девяти лет. Он дружил с её старшим братом и родителями, был вхож в дом. Ребёнком она нередко позировала для его эскизов. Тихая, сдержанная, ласковая Вера, казалось, прекрасно уравновешивала вспыльчивый характер будущего гения. В её 17 Репин уже сделал предложение, однако родители настояли, чтобы художник хотя бы дождался совершеннолетия невесты. Поначалу всё шло хорошо.

Изображение: Илья Репин, «Портрет В. А. Репиной, жены художника», 1876 г. / Государственный Русский музей
Вера Алексеевна воспринимала семейную жизнь самоотверженно. Выслушивала и поддерживала мужа, была музой и моделью, после замужества вместо свадебного путешествия сопровождала Репина в деловую поездку в Нижний Новгород, затем три года ездила по всей Европе с крохотными дочерьми на руках ― старшая родилась незадолго до поездки, второй ребёнок появился уже в Париже.
Исследовательница Александра Пистунова в работе «Богатырь русского искусства» упоминает, что Вера Алексеевна «собственноручно сшила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты» для репинской «Царевны Софьи» ― то самое роскошное парчовое одеяние опальной правительницы!
Однако жена не разделяла тяги Репина к шумной светской жизни, утомлялась обедами и гостями, непростым бытом, который, как водится, лёг на её отнюдь не широкие плечи. Кроме того, в браке родилось четверо детей, двое из которых постоянно болели.
Любимые дочери Ильи Репина в живописи: Вера и Надежда

Изображение: Илья Репин, «Стрекоза», 1884 г. / Государственная Третьяковская галерея
Репин был любящим отцом, дети его вдохновляли. Особенно часто на его полотнах появляется старшая дочь, названная в честь матери Верой. В письмах художника она нередко фигурирует как «манюсенькая Верунька».
Вера оставила воспоминания о Репине «Последние дни моего отца» и «Мой отец И. Е. Репин», после его смерти поддерживала контакты с издателями и критиками, сохранила немалый архив и как могла заботилась о доставшемся в наследство доме. Вера Ильинична была талантливой женщиной, сама увлекалась живописью, оперным пением, какое-то время служила в Александринском театре.

Изображение: Илья Репин, «Портрет Нади Репиной», 1881 г. / Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
Средняя дочь Надежда тоже была привязана к отцу. Сам Репин в письмах друзьям восхищался её самостоятельностью и широтой души ― она мечтала стать врачом. Однако мемуаров Надежда не оставила, сделать это не позволило тяжёлое психическое расстройство.
Она окончила медицинские курсы, но опыт работы во время эпидемии тифа в начале 1910-х нанёс ей непоправимую травму. Впечатлительная Надя глубоко замкнулась в себе и остаток жизни провела в имении отца, почти не выходя из своей комнаты. Она пережила его всего на полгода.
Портрет сына художника

Изображение: Илья Репин, «Портрет Юрия Репина», 1905 г. / Государственный Русский музей
Единственный сын Репина, Юрий (Георгий) Репин, был единственным продолжателем отцовского дела. Среди критиков нет единого мнения по поводу его творчества. Одни считают его нахлебником отцовской славы, другие ― самобытным мастером, которому не повезло остаться в тени громкого имени.
Не закончив образования, он всё-таки оставил после себя немало работ. Он получал крупные заказы ― даже от членов императорской семьи, выигрывал премии, призы на конкурсах. Сам Репин отзывался о картинах сына восторженно ― хотя он в целом был человеком увлекающимся, его готовность восхищаться любым проблеском таланта и красоты в окружающих отмечали и биографы, и знакомые.
Репин-старший учил сына, возил за границу, подбадривал и уговаривал не бросать живопись, однако отношения между отцом и сыном стали натянутыми из-за неравного брака Юрия ― его «охомутала», по выражению Ильи Ефимовича, дочка репинской прислуги. После революции Юрий лишился сначала жены, потом отца и старших сестёр. Его старший сын Дий пропал без вести в 1930-е.
Всё это подкосило и без того его некрепкую психику. В 1940-е и 1950-е финны-соседи вспоминали Юрия как безобидного, до крайности воцерковлённого юродивого старичка, который ходил зимой босиком и молился «за всё человечество». Он погиб в приюте для бездомных, выпав (намеренно или случайно) из окна четвёртого этажа. Многие из работ Юрия и сегодня хранятся в крупных галереях.
Ученица Репина: Елизавета Званцева

Изображение: Илья Репин, «Портрет художницы Елизаветы Николаевны Званцевой», 1889 г. / Kansallisgalleria
Вокруг Репина всегда были натурщицы, поклонницы, ученицы. Одной из них была Елизавета Званцева, которой Репин бесконечно слал любовные письма, к которой ездил в нижегородское имение, из-за которой был, по собственным словам, готов забыть и искусство, и родных детей. Он также изобразил её на минимум пяти своих полотнах.
Однако Званцеву тяготила неуместная страсть учителя ― она была на 20 лет младше, обладала и талантом, и амбициями (в дальнейшем Званцева открыла собственную художественную школу в Санкт-Петербурге), к тому же её смущала большая семья художника. Она предложила «дружбу или разлуку», и Репин выбрал последнее.
Тем временем атмосфера в семье Репина стала невыносимой. Не замечать мужниного холода Вера Алексеевна не могла. И решила проблему в своей молчаливой манере ― после 15 лет брака она оставила мужа. Бракоразводный процесс длился несколько лет, старшие дочери остались с Репиным, однако, по воспоминаниям друзей семьи, все четверо детей были на стороне матери.
Вторая жена Ильи Репина, Наталья Нордман-Северова

Изображение: Илья Репин, «Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман», 1903 г. / Ateneum
Репин переживал распад семьи глубоко и полно, что, впрочем, не помешало ему жениться второй раз. Вера Ильинична на этот шаг так и не решилась, она умерла одна в 1918 году, на 13 лет раньше бывшего супруга.
Наталья Борисовна Нордман-Северова, вторая жена Репина, во многом была противоположностью Веры Алексеевны. Женщина обладала весьма современными представлениями о жизни, которые и сейчас не каждому придутся по душе. Вегетарианка, феминистка, зоозащитница, она увлекла и Репина своим необычным стилем жизни.
На их даче с красноречивым названием «Пенаты» на территории тогдашней Финляндии не водилось прислуги, не носили мехов (несмотря на тяжёлый северный климат), не ели мяса и рыбы. Современники посмеивались и над поздним браком, и над эксцентричностью манер Нордман, однако Репин в этом союзе чувствовал себя вполне счастливым. Несмотря на странности, Наталья Борисовна была наделена и тонким вкусом, и деловой сноровкой.

Изображение: Илья Репин, «Портрет писательницы Натальи Борисовны Нордман-Северовой», 1900 г. / Ateneum
Она была отлично образованна, писала романы и выступала с лекциями, понимала толк в искусстве, разделяла увлечения Репина. В совместной жизни стала его помощницей и менеджером, переводила ему иностранные газеты и собирала все упоминания о нём в прессе ― в общем, добровольно взяла на себя все те тяготы, которые в общественном сознании тесно связаны с понятием жены гения.
Нордман упорядочила быт живописца, организовав для него по средам приёмный день ― это позволяло не отвлекаться от работы всю остальную неделю. Прекрасно фотографировала и получала за свои снимки призы на выставках, именно ей мы обязаны многими кадрами из поздней жизни Репина, она же проявляла плёнку для фотографий, сделанных самим Репиным.
Родственники и друзья не приняли новую возлюбленную пожилого художника, считали, что она позорит его доброе имя и разоряет состояние. Но упрёки были несправедливы. Наталья Борисовна, выросшая в богатой семье шведского адмирала, презирала буржуазное прошлое и в своих левых взглядах была до предела искренней. Искренней была и её любовь к Репину.

Фото: официальная страница Музея Академии художеств во «ВКонтакте»
В 1914-м, заболев туберкулёзом, Нордман уехала из Пенатов умирать в больницу для бедных в швейцарском городке Локарно, чтобы не досаждать Репину своим увяданием. Женщина не взяла ни подарков, ни денег возлюбленного, а все его письма вернула нераспечатанными. В дневниках и письмах друзьям она до конца жизни с тоской вспоминала их единственную с Ильёй Ефимовичем дочь, которая родилась в самом начале их совместной жизни и прожила всего две недели.
«Какая дивная полоса страданий, и сколько откровений в ней: когда я переступила порог Пенатов, я точно провалилась в бездне. Исчезла бесследно, будто бы никогда не была на свете, и жизнь, изъяв меня из своего обихода, ещё аккуратно, щёточкой, подмела за мной крошки и затем полетела дальше, смеясь и ликуя», — написала она из Локарно Корнею Чуковскому, другу и соседу по дачному посёлку. Ей было всего 50 лет.
Репин после этого провёл в Куоккале ещё 16 лет, передав хозяйство дочерям и сыну. Скульптурный бюст Нордман стоял в его столовой до конца жизни художника.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!