Корп. обучение
#статьи

«Все немножко в ахтунге»: о чём говорили на конференции Digital Learning 5.0

Какие курсы и цифровые решения для корпоративного обучения остались актуальными, а что отменяется, и чего корпорации ждут от российского софта?

Кадр: фильм «Игра на понижение»

Впервые за три года конференция сообщества Digital Learning состоялась очно. Специалисты по корпоративному обучению и представители EdTech-компаний обсудили развитие экосистем электронного обучения, компетенции методистов, проблемы геймификации и оценки качества обучения. А открыла конференцию панельная дискуссия «Что происходит в сфере современного обучения сегодня». В начале дискуссии её модератор — основатель компании Mozlab, сервиса Tellsy и Telegram-канала Future learning Олег Замышляев — призвал к диалогу «по актуальным трендам, тенденциям и вообще по тому, что происходит». В нескольких турах обсуждения участники рассказали:

  • над какими задачами в сфере корпоративного обучения и разработки EdTech-решений они продолжают работать;
  • какие процессы пришлось остановить;
  • по каким направлениям работу только начали;
  • и каких ещё перемен на рынке они ждут.

Что продолжают делать

Развивать цифровые продукты

О своей работе над IT-платформами и другими цифровыми инструментами для корпоративного обучения говорили разные спикеры — и из EdTech-компаний, и из L&D-подразделений корпораций.

Елена Лбова
Кадр: Digital Learning (dlmeeting.online)

Руководитель корпоративной академии «Почта Банка» Елена Лбова отметила, что в банке продолжается автоматизация всех процессов, сопровождающих обучение:

«Всё, что можно вывести в онлайн без потери качества, всё, что можно оптимизировать с точки зрения работы наших тренинг-менеджеров, — всё это уходит в дистанционные решения».

У Webinar Group самым востребованным продуктом в последние недели, как рассказал CEO компании Александр Альперн, стал сервис для онлайн-встреч Meetings — многие российские заказчики захотели заменить им Zoom и Teams. Поэтому поддержка этого продукта — и в том числе обучение собственных сотрудников работе с ним — в компании сейчас на первом месте.

Спрос вырос и на другие разработанные российскими компаниями инструменты для обучения сотрудников. Импортозамещение софта, которым пользуются корпорации в HR-процессах и обучении, стало главным фокусом направления EdTech/HR-Tech фонда «Сколково». Об этом рассказала директор направления Наталья Царевская-Дякина:

«Мы проводим мероприятия, где у нас с одной стороны садятся HR-руководители или руководители корпуниверситетов, а с другой стороны ― стартапы. Каждому по 5–10 минут питча. И через два часа они уже обмениваются контактами, говорят: „Слушайте, ребята, давайте запускать пилоты, теститься, выходить на какие-то контракты“».

При этом корпорации, отметила Царевская-Дякина, стремятся вместо модели инвестиций в стартапы покупать заинтересовавшие их продукты через сделки M&A, то есть поглощение всей команды. Практически все инвестиции, по её словам, будут свёрнуты «на какое-то время».

Наталья Царевская-Дякина
Кадр: Digital Learning (dlmeeting.online)

Обучать лидеров

В начале пандемии в «Почта Банке», рассказала Елена Лбова, разработали специальную программу обучения для поддержки руководителей. Это была серия мероприятий и материалов, которая помогла им сохранить силы в стрессовой ситуации и передать уверенность своей команде.

Сейчас такие программы не менее важны, и банк продолжает их, отметила Лбова. Для компании это средство развития управленческой гибкости.

Что остановили

Рутинное обучение (но не везде)

Об этом сказал Александр Альперн. По его словам, обучение сейчас — явно не то, о чём болит голова, когда все заняты решением ключевых для бизнеса проблем.

В Webinar Group тоже в целом не до обучения сотрудников, за исключением того, которое упоминалось выше (по работе с сервисом Meetings, спрос на который вырос).

С Александром Альперном согласились не все участники. Так, директор по развитию персонала «Ростелекома» Екатерина Барабанова уверенно заявила: «Мы глобально ничего не останавливаем. У нас обучение идёт — то, которое было запланировано».

Екатерина Барабанова
Кадр: Digital Learning (dlmeeting.online)

Разработку собственных продуктов с нуля

Это отличительная особенность кризиса, отметил технический директор «Лабмедиа» Александр Рябинин:

«Нужно учиться быстро реагировать, быстро давать решения, а это делается только за счёт готовых продуктов — разработанных и уже испытанных систем, которые дают результат, не уходя в долгую разработку».

По его словам, в начале пандемии наблюдалось то же явление: некоторые компании замораживали начинания, которые на тот момент существовали только на стадии разработки документации. Сегодня инвестиции в новые проекты тоже приостанавливают: мало кто готов долго ждать в ситуации неопределённости.

Что начинают

Создавать учебные программы для внешней аудитории

Об идеях «Ростелекома» по этому направлению много рассказала Екатерина Барабанова. По её словам, это практичный шаг для поддержания лояльности клиентов и партнёров:

«Рано или поздно кризис закончится, а воспоминания о том, что вы выступили по-партнёрски, останутся. <…> Подумайте, чем ваша компания может быть полезна вашим клиентам или людям, которые вам потенциально интересны для найма или в будущем могут быть интересны, если у вас сейчас наём заморожен. В любом случае если вы хотите остаться на рынке, то вокруг вас создаётся какое-то комьюнити. Поэтому, — продолжила свою мысль Екатерина, — важно, какие коммуникации компания создаёт с этим комьюнити».

Барабанова подчеркнула, что «Ростелеком» уже выходит с предложениями о поддержке, в том числе в сфере обучения, к своим партнёрам из малого и среднего бизнеса. Среди потенциально интересных для клиентов решений она назвала программы по переквалификации, карьерные консультации для студентов, бесплатные занятия по английскому языку, помощь с подготовкой резюме.

Чего ждут

Отечественных IT-инструментов с нужными функциями

Платформы для обучения, создания курсов, как и цифровые инструменты более широкого профиля — те же сервисы видео-конференц-связи, — нужны всем. И с уходом из России части привычных поставщиков стало как никогда важно, чтобы необходимые продукты разработали и поддерживали российские команды. «Раньше это была nice-to-have-опция, а сейчас это must have», — подчеркнула Екатерина Барабанова.

Кадр: Digital Learning (dlmeeting.online)

Но это не значит, отметила она, что компании готовы тестировать любое решение только потому, что оно российское. Разработчику нужно точно попасть в потребности клиента:

«Постарайтесь понять, что импортозамещают, какая именно „боль“ в этом импортозамещении. Например, если импортозамещают Zoom, скорее всего, в Zoom суперважный функционал — деление одновременное по комнатам и возвращение. Если у вас нет этого функционала, то не надо предлагать „просто платформы для трансляции“ — уже есть Webinar.ru с гораздо более богатым функционалом».

Александр Альперн считает иначе. По его мнению, потеря доступа к привычным сервисам может стать возможностью избавиться от каких-то устаревших подходов, которые в них применялись по инерции. Может быть, российским разработчикам не стоит воспроизводить популярные у аудитории иностранные продукты, а надо сразу шагнуть дальше? Так, считает он, случилось в своё время с цифровыми платежами: «Россия — лидер по цифровым платежам. <…> Почему? Потому что чековых книжек не было. Эту [стадию] перепрыгнули».

Эту мысль поддержала Наталья Царевская-Дякина: не всегда от импортозамещения ждут, чтобы было дешевле иностранного продукта. Иногда заказчикам нужны уникальные решения, не такие, как были доступны в зарубежном софте. И в поисках этих решений корпорации готовы работать с большим числом российских разработчиков и интегрировать разные инструменты в одну систему. Царевская-Дякина посоветовала IT-компаниям учитывать этот тренд:

«Это не просто импортозамещение — это готовность отказаться от одного большого продукта и сделать мощное интегрированное решение, взаимоувязать несколько продуктов. Поэтому призыв к компаниям, которые поставщики, которые российские вендоры: интегрируйтесь друг с другом, выходите вместе на заказчика».

Развития онлайн-обучения, в том числе в новых темах

Цифровые инструменты в обучении останутся востребованы — в этом были уверены все спикеры. Во многом уверенность основана на экономичности этого формата. Например, Елена Лбова рассказала, что в прошлом году «Почта Банку» удалось сэкономить 960 млн рублей, отказавшись от очного обучения (а значит, командировок) на одной из программ.

Екатерина Барабанова из «Ростелекома» тоже видит перспективу в решениях, которые снижают затраты:

«Нужно внимательнее смотреть на метрики. Нужно плотнее общаться с бизнесом. <…> Усилить работу с аналитикой и по бизнес-результатам. Потому что вы всё равно столкнётесь с тем, что [придётся] доказывать бизнесу свою ценность, доказывать ценность своих решений».

Главными «быстрыми и дешёвыми» форматами, с её точки зрения, будут тексты и картинки, поэтому в командах по разработке курсов будут востребованы копирайтеры, иллюстраторы, UX-дизайнеры.

Александр Рябинин
Кадр: Digital Learning (dlmeeting.online)

Александр Рябинин добавил, что вырастет спрос на технологии онлайн-обучения инженерным специальностям. Конечно, подчеркнул он, в основном обучение по ним должно быть очным. Но если по ним вырастет общий спрос, более востребованными станут и онлайн-инструменты как дополнения к очным занятиям.

Появления возможностей

Оптимистичнее всех на дискуссии высказывался руководитель iSpring Юрий Усков. Он уверен, что за счёт того, что в экономике появятся «пустые места», будет рост. Правда, в каких именно направлениях его ожидать, он затруднился ответить:

«Сейчас пока нет какой-то аналитики [по перспективным рыночным сегментам]. Сейчас все немножко в ахтунге. Люди не знают, что делать. „Подмёрзли“. Но это же пройдёт, ситуация прояснится».

Прямо сейчас, подчеркнул Усков, для его компании открылись новые возможности найма — появился шанс заполучить тех профессионалов, которые остались без работы после ухода с рынка западных игроков.

Общую практическую позицию в конце дискуссии подытожила Елена Лбова. Она призвала коллег в любой рабочей деятельности начинать с конца — с точного представления о результате работы. А раз пока загадывать далеко вперёд не получается, пусть это будут хотя бы небольшие результаты в краткосрочной перспективе: «Однозначно, видение будущего должно быть. Но мы понимаем, что сейчас можем идти только маленькими шагами. Потому что никто не знает, что будет завтра».


Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
HR и T&D уже используют нейросети! Забирайте бесплатный гайд >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована