Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Корп. обучение
#Руководства

SURE: формула для разработки учебного контента, который побуждает применять изученное

Эти принципы создания учебных материалов основаны на том, как люди в действительности воспринимают и запоминают информацию.

Фото: AnnaStills / iStock

Разрабатывая учебные материалы для обучения сотрудников, все методисты, бизнес-тренеры, T&D- и L&D-специалисты стремятся к тому, чтобы учащиеся не засыпали во время вебинаров и тренингов, не закрывали лонгриды на первой же странице, а усваивали и запоминали новую информацию. И самое главное — применяли полученные знания на рабочем месте. Но добиться этого удаётся далеко не всегда.

Педагогический дизайнер, консультант по онлайн-обучению Майк Тейлор в статье для издания Learning Guild описал «волшебную» формулу, которая, по его опыту, помогает достичь этих целей. С её помощью, по словам автора, можно создавать учебный контент, который удерживает внимание учащихся, прочно запоминается и мотивирует внедрять изученное в практику.

Формула SURE включает в себя четыре характеристики эффективного учебного материала:

  • простой (англ. simple);
  • полезный (англ. useful);
  • вызывающий эмоциональный отклик (англ. resonant);
  • такой, который можно просмотреть бегло (англ. easy to skim).

Звучит как нечто очевидное, правда? Но в своей статье Майк Тейлор привёл принципы проектирования материалов согласно формуле SURE, и они оказались вполне полезной памяткой для начинающих педдизайнеров. Кратко пересказываем.

Принцип 1


Не усложнять

Представьте, что операционный менеджер Анна получает 45-страничный документ с новыми правилами безопасности на рабочем месте. Первая страница начинается так: «Для внедрения ключевых межведомственных принципов эксплуатационной безопасности требуется всестороннее участие всех заинтересованных лиц». Скорее всего, она вздохнёт и закроет документ, потому что у неё нет ни времени, ни желания расшифровывать этот канцелярит.

Рабочая память человека — сложный механизм, который постоянно обрабатывает внешние стимулы и определяет, какую поступающую информацию отфильтровать, а на чём сфокусировать внимание. Когда учебный материал слишком сложный или излагается неясно, это вызывает у учащегося когнитивную перегрузку. Проще говоря, перегруженная рабочая память отбрасывает такую информацию по принципу: «Ну нет, тут слишком много труда» — и отвлекается на что-то другое.

Упростить учебный контент — не значит сделать его поверхностным. Это означает:

  • использовать короткие слова, когда это возможно;
  • составлять ёмкие предложения (стремиться к тому, чтобы они не превышали 15–20 слов);
  • разбивать объяснения сложных идей и концепций на несколько более простых компонентов;
  • избегать страдательного залога (пассивных конструкций);
  • не злоупотреблять жаргонизмами и сленгом.

Как показывают исследования, большинство взрослых людей во всём мире достигает лишь второго или третьего уровня из пяти в тесте читательской грамотности PIAAC. Так что в приведённом примере лучше подготовить одностраничный документ, который начинался бы со слов: «Вот как сделать работу вашей команды безопаснее». В таком случае читатели с гораздо большей вероятностью усвоят и запомнят информацию.

Принцип 2


Подчеркнуть пользу

Ничто так не мотивирует людей в обучении, как получение информации, актуальной именно для них. Любой контент оценивается с позиции: «А что в этом полезного для меня?»

Пример: менеджер по продажам Михаил остался разочарован тренингом по использованию новой CRM-системы. Пока инструктор погружался в технические детали, Михаил не мог понять: «Как эта информация поможет мне быстрее заключать сделки?» В результате он быстро отвлёкся и пропустил сведения, которые действительно могли бы повысить его показатели продаж на 15%.

Эффективный учебный материал должен в первую очередь отвечать учащемуся на такие вопросы:

  • Как это поможет мне в решении проблем, с которыми я сталкиваюсь каждый день?
  • Почему это важно для меня именно сейчас?
  • Какие действия я могу предпринять сразу же?

Общую информацию, не связанную напрямую с реальными личными проблемами и задачами, человек, скорее всего, пропустит мимо ушей. А материал, который соответствует потребностям, «болям», запомнится и стимулирует к действиям. Если бы инструктор из примера выше сразу сфокусировался на том, как новая CRM выявляет перспективных покупателей и автоматизирует фоллоу-ап после первого контакта с клиентом, то результат тренинга был бы совсем иным.

Принцип 3


Добавить эмоций

Нейробиолог Антонио Дамасио в книге «Ошибка Декарта: эмоция, разум и человеческий мозг» (Descartes’ Error: Emotion, Reason, and the Human Brain) писал: «Мы не думающие машины, наделённые чувствами, — мы чувствующие машины, способные мыслить».

Это объясняет, почему эмоции так важны в обучении. Когда информация несёт эмоциональную окраску, она запоминается лучше — потому что человеческая память отдаёт приоритет тому, что воздействует на нас эмоционально.

Специалист службы поддержки Елена услышала аудиозапись отзыва клиента о том, как поддержка спасла его в трудной ситуации, оперативно решив проблему. Эта история вызвала у Елены эмоциональный отклик, и она почувствовала, насколько важна её работа. Сухая статистика с оценками клиентов никогда не возымела бы такого эффекта.

Вот как можно добавить эмоциональности учебному материалу:

  • рассказывать искренние истории о реальных вызовах и их преодолении;
  • использовать яркие запоминающиеся примеры;
  • связывать учебную информацию с ключевыми ценностями и стремлениями аудитории;
  • по возможности проектировать моменты озарения («ага-моменты»), которые учащийся испытает в процессе обучения;
  • добавить поле для личной рефлексии учащегося.

Если обучение вызывает чувства и эмоции — любопытство, вдохновение, конструктивный дискомфорт, — то оно с большой вероятностью побудит учащихся действовать по-другому.

Принцип 4


Структурировать для быстрого просмотра

Стоит честно признать, что лишь немногие читают тексты вдумчиво и внимательно. Большинство читателей сканируют страницу глазами, перескакивают с места на место, ищут выделенные тезисы. Бороться с таким способом чтения бессмысленно, так что лучше всего разрабатывать учебные материалы соответствующим образом.

Ещё в 1997 году всемирно известный эксперт в области юзабилити Якоб Нильсен совместно с коллегой Джоном Моркесом провёл исследование и выяснил, что пользователи интернета предпочитают тексты, которые можно бегло просмотреть и при этом выхватить самое важное. Если пользователь видит перед собой сплошную «простыню», это у него, конечно, не получится. Поэтому стоит сделать материал как можно более удобочитаемым:

  • использовать подзаголовки для разделов и параграфов — понятные, отражающие содержание того или иного фрагмента, составляющие иерархическую структуру текста;
  • разбивать длинные абзацы на более короткие (не длиннее 3–4 предложений);
  • выделять ключевые тезисы жирным начертанием;
  • использовать маркированные или нумерованные перечни для любых перечислений;
  • добавить графические элементы, чтобы визуально «разбавить» текст и подчеркнуть самое важное, что следует запомнить.

Почему формула SURE работает и как её усилить

Принципы, которые составляют формулу SURE, не подразумевают выбор между глубиной образовательного материала и его доступностью. Автор уверен, что они помогают создать условия, в которых обучение происходит естественным образом.

В качестве аналогии можно привести грамотно спроектированную кухню, где всё нужное легко достать, и то, что используется чаще всего, находится под рукой, а процессу готовки ничто не мешает — и где просто приятно находиться.

К разработке учебного контента стоит подходить так же — создавать материалы с учётом того, как люди в реальности обрабатывают информацию и принимают решения.

Освоив создание учебных материалов по формуле, можно сделать контент ещё более эффективным:

  • добавлять визуальные компоненты, такие как иллюстрации, графики и схемы, дополняющие текст, но не перегружающие материал;
  • внедрять призывы к действию на подходящих для этого этапах;
  • разрабатывать материалы для многократного использования (например, чтобы к ним удобно было при необходимости возвращаться на рабочем месте), а не только для конкретных учебных мероприятий;
  • тестировать контент на учащихся и дорабатывать его с учётом обратной связи.

Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников

(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)

В результате:

  • оптимизированы расходы на обучение;
  • сформирован кадровый резерв;
  • усилен HR-бренд;
  • ускорились рабочие процессы.

Скачать кейс



Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • ✅ Закрываем стажёрами 500 вакансий в год
  • ✅ За 1,5 года делаем из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована