Исследование провела корпоративная платформа онлайн-курсов Lerna.ru, входящая в Skillbox Holding Limited.
Кто участвовал в исследовании
Респондентами стали более 7 тысяч представителей бизнеса России и СНГ. Среди этих компаний:
- 70% ― из России;
- 17% ― из Беларуси;
- 6% ― из Казахстана;
- 3% ― из Узбекистана;
- 4% ― из других стран СНГ.
Что касается штата, то в выборку попали организации с разной его численностью:
- менее 50 человек ― 17%;
- 50–100 ― 12%;
- 100–500 ― 30%;
- 500–1000 ― 14%;
- 1000–5000 — 19%;
- 5000–10 000 ― 3%;
- 10 000—25 000 ― 2%;
- от 25 000 ― 3%.
Большинство опрошенных ― HR-директора или HR-бизнес-партнёры компаний (46%) и специалисты по обучению и развитию кадров (30%). Ещё 13% ― руководители отделов, 7% ― рядовые сотрудники и 4% ― рекрутеры.
Что известно о тратах на корпоративное обучение в 2023 году
По итогам третьего квартала 2023 года более 80% компаний-респондентов выделяли средства на обучение сотрудников. Отмечается, что абсолютно все компании со штатом от 5 тысяч инвестируют в развитие персонала. Среди организаций со штатом от 50 до 5 тысяч сотрудников средства на это выделяют не все, но большинство — 79–93%, а в маленьких компаниях с численностью работников до 50 человек — 47%.
Кроме того, респонденты рассказали, сколько их компании готовы тратить на обучение сотрудника в год. Эта сумма варьируется от 20 089 до 88 000 рублей на одного работника ежегодно в зависимости от размера компании, а также от должности обучаемого:
- топ-менеджеры ― от 45 217 до 88 000 рублей (в среднем 55 442 рубля);
- руководители отделов ― от 35 536 до 79 000 рублей (в среднем 44 254 рубля);
- рядовые сотрудники ― от 20 089 до 45 000 рублей (в среднем 22 845 рублей).
А ещё оказалось, что компании придерживаются разных подходов, определяя сумму, которую готовы тратить на развитие персонала. Чаще всего организации предпочитают выделять на обучение одного сотрудника фиксированную сумму, зависящую от размера компании и должности учащегося. Такой подход у 21% опрошенных. Ещё 13% предпочитают формировать бюджет в процентах суммы выручки, а 11% ― тратить определённый процент от фонда оплаты труда.
Какие планы по расходам на 2024 год
На момент проведения опроса 54% респондентов уже определились со стратегией по обучению персонала в 2024 году. Чаще всего они планируют сохранить бюджетирование на уровне текущего года ― так ответили 45%. Ещё 39% собираются увеличить расходы в этой сфере, а 3% ― урезать. У 13% вообще нет бюджета на корпоративное обучение.
Прежде всего организации собираются вкладываться в обучение руководителей отделов (75%). Далее в рейтинге приоритетов следуют:
- сотрудники отделов продаж ― 54%;
- топ-менеджеры ― 51%;
- кадровый резерв ― 51%;
- IT-кадры ― 40%;
- финансисты ― 36%;
- бухгалтерия и прочая администрация ― 36%;
- маркетинг ― 32%.
Какой формат обучения оказался самым популярным
Чаще всего сотрудники учатся в гибридном формате, его выбирают 85% компаний. Только онлайн учатся в 11% компаний, а исключительно очно ― в 4%.
Кроме того, выяснилось, что организации предпочитают комбинировать программы обучения, которые они разработали сами, и внешние разработки. Такой стратегии придерживаются 82%. Исключительно внутренними образовательными ресурсами пользуются 11% участников исследования, а исключительно программами внешних провайдеров ― 8%. Однако чаще всего внешнее обучение используют точечно ― то есть по необходимости (32%).
Кстати, не так давно похожий опрос провела Ассоциация менеджеров и онлайн-школ, которая входит в образовательный холдинг Ultimate Education. Выяснилось, что в 2023 году 27% компаний увеличили бюджет на обучение сотрудников, ещё 55% решили оставить его таким же, как и в 2022-м, а 18% ― сократили расходы в этом направлении.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Представители EdTech рассказали о типичных сложностях в работе с корпоративными клиентами
- Как в российских компаниях учат сотрудников в онлайне и сколько на это тратят в 2023-м
- 6 самых перспективных технологий для корпоративного обучения
- Большинство соискателей обращают внимание на доступ к корпоративному обучению
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.