Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, его разработали, чтобы закрепить гарантии работникам, выполняющим функции наставника, и популяризировать наставничество в различных отраслях. Напомним, о необходимости урегулировать статус наставников и выплаты за эту работу было объявлено в конце прошлого года на заседании Госсовета. Тогда же было сказано, что это будет касаться любых сфер, не только производственной, — и вот такой закон появился. Но то, как он будет действовать, пока не до конца понятно.
Закон вносит в Трудовой кодекс новую статью 351.8 — она называется «особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».
Под наставничеством новая статья ТК РФ имеет в виду «выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности)».
Суть новой статьи в том, что выполнение работы в качестве наставника нужно будет прописать в трудовом договоре (или допсоглашении к нему). То есть нужно раскрыть там содержание, сроки и форм выполнения такой работы. И поскольку наставничество теперь признаётся отдельным видом работы, оно должно быть оплачено.
Поясним: до сих пор практики наставничества в компаниях могли быть и неформальными, их не обязательно было прописывать в трудовом договоре, а системы мотивации и поощрения наставников у работодателей зачастую были нематериальными. С 1 марта 2025 года такие отношения придётся оформлять и оплачивать. Как разъясняет юрист по трудовому праву, преподаватель и главный редактор журнала «Кадровое дело» Вячеслав Филиппов, это касается в том числе ситуации, когда отношения начались раньше этой даты и продолжатся уже после неё — так действуют нормы трудового права во времени. То есть если продолжать после 1 марта отношения по наставничеству без оформления и оплаты, это может быть расценено как нарушение трудового законодательства.
По поводу того, в каком размере следует оплачивать наставничество, статья отсылает к другим нормативным актам:
- Для государственных и муниципальных учреждений размеры выплат могут быть установлены законами и иными нормативными правовыми актами (федеральными, субъектов РФ, а также органов местного самоуправления).
- Для других организаций это определяется коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Иными словами, обычным коммерческим компаниям, у которых чаще всего нет никаких коллективных договоров и соглашений, если у них действует система наставничества, нужно будет принять локальный нормативный акт (например, положение) о размере и условиях выплат за наставничество.
В трудовом договоре или соглашении к нему размеры выплат нужно устанавливать в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда с учётом содержания и (или) объёма работы по наставничеству. Причём эти размеры и условия выплат должны быть не хуже, чем те, что установлены нормативными правовыми актами, соглашениями в соответствующей сфере. И насчёт этой последней оговорки есть некоторые неясности.
«Пока непонятно, какие соглашения имеются в виду. Отраслевые? Но далеко не все организации подпадают под действие отраслевого соглашения. Региональные? Но они не устанавливают правила для определённой сферы», — рассуждает в своём телеграм-канале «Дата, подпись» Вячеслав Филиппов.
Без документов, считает юрист, работнику-наставнику будет трудно (хотя и не невозможно) обосновать размер вознаграждения за фактическое наставничество в случае спора — а такие споры вполне могут возникать после увольнений.
Кроме того, в новой статье 351.8 ТК РФ установлено, что работник имеет право досрочно отказаться от наставничества, а работодатель — досрочно отменить поручение о наставничестве, предупредив об этом не менее чем за три рабочих дня.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»
Нестандартная механика, которая помогает:
- обучать 1500 человек ежегодно;
- повышать вовлечённость;
- оптимизировать расходы на обучение.
Дарим кейс с механикой и подробностями.
Скачать бесплатно