Корп. обучение
#Мнения

«Опыт станет важнее контента»: как ИИ сделает обучение по‑настоящему персонализированным

Нейросети могут не только упростить создание учебного контента, но и изменить то, как сотрудники проходят обучение, считает эксперт.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Генеративные нейросети позволят создавать обучение быстрее и дешевле, откроют целый спектр новых вариантов «упаковки» этого обучения и трансформируют привычный способ потребления знаний, уверен главный консультант компании Endeavor Intelligence Маркус Бернхардт. В своей колонке «Разговорное и экспериментальное: новая двойственность обучения» для Learning Guild он поделился мнением о том, как ИИ изменит не просто подачу контента, а учебный опыт каждого отдельного сотрудника. Кратко пересказываем его ключевые идеи.

Как на учебный опыт повлияют чат-боты на основе ИИ

Одна из ключевых возможностей генеративных нейросетей — «общаться» с человеком. Маркус Бернхардт уверен, что чат-боты (а именно они обычно выступают интерфейсом для этого общения) значительно изменят то, как подаётся и потребляется корпоративное обучение. Во-первых, это инструмент, который может быть всегда под рукой, — он даст ответ здесь и сейчас. Во-вторых, чат-бот способен подать нужную информацию в более удобной и понятной для людей форме, чем стандартные поисковики или помощники, — не нужно будет самостоятельно копаться в результатах, «умный» бот сам всё подберёт.

Чат-бот в будущем сможет выступать и в качестве условного напарника: объяснить тему, провести сократический диалог или даже выступить соперником по дебатам, если нужно. Это позволит претворить в обучении реальные рабочие сценарии и кейсы без особых затрат — и человек может сразу попробовать свои силы в аутентичной ситуации.

«В долгосрочной перспективе персональные наставники на базе ИИ могут помочь учащимся посредством практики запоминания, интервального повторения и даже чередования тем — в конце концов, как и тьюторы-люди, эти системы будут хорошо „понимать“ путь учащегося, знать о его прогрессе и долгосрочных целях. Они ничего не забывают, если у них есть доступ к предыдущим урокам или истории взаимодействия с пользователем. Более того, диалоговые инструменты ИИ обеспечат немедленную обратную связь, а также множество потенциальных сценариев, способствующих постоянной практике», — отмечает Маркус Бернхардт.

Свой тезис эксперт иллюстрирует таким примером: представьте, что бот сможет имитировать сложный рабочий процесс — например, совещание, на котором топ-менеджеры пытаются найти компромисс в решении острой проблемы. В обычной жизни редкий сотрудник сможет лично посмотреть на такую встречу, но в условиях, когда бот может играть роли всех её участников, каждый получит возможность в безопасной среде взглянуть на новые вызовы и процесс принятия решений.

При этом возможности чат-ботов уже не ограничиваются только текстом: они умеют распознавать и генерировать изображения по специфическим запросам — а значит, учащиеся смогут по-новому получать и учебные материалы, и обратную связь.

Чат-боты также учатся распознавать человеческую речь, взаимодействовать с помощью голоса — то есть делать обучение более «человеческим», естественным. В будущем, отмечает Маркус Бернхардт, боты вполне могут научиться распознавать и интерпретировать поведенческие особенности человека — например, мимику или язык тела. Это позволит стереть границу между цифровым и физическим миром, создать полноценную коммуникацию между ИИ-тьютором и человеком.

Маркус Бернхардт так описывает потенциальные результаты взаимодействия с ботами: «В идеале — лучше раньше, чем позже — то, что учащиеся получают в результате общения с ботом-преподавателем, будет всё больше соответствовать исследованиям в области принципов обучения и мультимедийного обучения. Эти принципы, если их умело применить вместе с различными элементами контента и через разные каналы его доставки, обеспечат достаточный уровень сложности учебного опыта и его соответствие необходимому уровню когнитивного и эмоционального вовлечения. Более того, благодаря взаимодействию с тысячами или даже миллионами учащихся, системы на основе ИИ могут предоставлять собственные данные исследований о процессе обучения и прогрессе учащихся».

Как ИИ превратит симуляцию в доступный инструмент

Возможности чат-ботов прекрасно дополнят игры и симуляции, считает автор статьи. С их помощью отделы обучения получат самые широкие возможности для проектирования — от профессиональных программ до обучения гибким навыкам, таких как лидерство, решение проблем, разрешение конфликтов. Конечно, эти возможности уже и так существуют, просто с развитием ИИ их будет больше — и создание игр или симуляций уже не потребует столько ресурсов, как сейчас, в том числе и финансовых.

В конечном счёте у L&D будет возможность создавать и визуализировать сценарии, которые значительно обогатят учебный опыт и максимально приблизят его к реальному. При этом сценарии могут быть разные — от попытки утихомирить разгневанного клиента до выполнения опасной работы, объединять их будет возможность многократного повторения и разных вариантов решения проблемы.

«Применение принципов мультимедийного обучения в этих симуляциях улучшает процесс обучения за счёт согласованности учебного материала с визуальными эффектами, предоставления немедленной обратной связи, создания эффективного и увлекательного учебного опыта и предоставления учащимся возможности практиковаться в безопасной среде», — считает Маркус Бернхардт.

Следующим этапом будет создание иммерсивного опыта, то есть полного погружения в обучение с помощью AR, VR и таких проектов, как метавселенные.

Что ждёт L&D в будущем

Маркус Бернхардт предсказывает: контент больше не будет «королём обучения», им станет учебный опыт — и переход от одной позиции к другой уже происходит. Скорее всего, в будущем провайдеры смогут предоставлять решение «всё в одном», а обучение действительно будет происходить в момент возникновения потребности.

Однако пока что дуальность способов передачи информации на разных уровнях и, соответственно, способов её восприятия, будет сохраняться: с одной стороны, ИИ-помощники с возможностью общения, а с другой — игры и симуляции. Но чем дальше, тем больше будут стираться границы между этими инструментами, а диджитал-обучение придёт к более целостному подходу.

Заметим, что о том, как нейросети изменят сферу корпоративного обучения, эксперты рассуждают уже больше года, однако не все они согласны с тем, что сферу благодаря этим технологиям действительно ждут кардинальные перемены. Более того, есть объективные данные о том, что бурное развитие технологий за последние десять лет не очень-то затронуло обучение персонала в силу консервативности этой сферы. Так что прогнозы о том, как и что может измениться благодаря ИИ, — это, конечно, интересно, но увидим ли мы воплощение этих прогнозов в реальности — большой вопрос.

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована