Мнение: «Корпоративное обучение — чистой воды „инфобиз“»
Похоже, сфера обучения и развития персонала начинает сильно отставать от трендов. Во всяком случае, такое впечатление складывается со стороны.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Корпоративное обучение традиционно стоит в стороне от споров о том, как разграничить инфобизнес и «серьёзный EdTech». Связано это со спецификой сферы обучения и развития персонала — заказчиками здесь выступают не столько конкретные учащиеся, сколько бизнес, и задачи у него чисто прикладные, да и нет необходимости продавать обучение, выстраивая эффективные воронки.
Однако и корпоративное обучение вполне может быть по сути своей инфобизнесом, уверен руководитель образовательных проектов компании «Рольф» Виталий Кураго, подразумевая под инфобизнесом тот сегмент, который чаще всего подвергается критике за недобросовестный подход и некачественные продукты. Своим мнением он поделился на круглом столе «EdTech vs инфобиз», организованном сообществом Digital Learning.
Почему корпоративное обучение сильно напоминает инфобизнес
Сравнение корпоративного обучения с инфобизнесом Виталий Кураго начал не с содержания курсов и программ, а с создателей учебных программ. Если вывести некий портрет типичного отдела L&D, то, по словам Виталия, получится команда из четырёх человек без особых ресурсов. Ясно, что в таких условиях не до высокого качества продуктов.
«Скорее всего, это будет чистой воды „инфобиз“, по той простой причине, что этот отдел делает два продукта: двое из четырёх сотрудников ведут тренинги, а ещё двое — это методисты, которые делают SCORM-курсы», — отмечает Виталий.
Кроме того, в корпоративном обучении, по мнению спикера, зачастую дают невыполнимые обещания так же, как и на курсах блогеров. Например, обещают, что за короткий срок и благодаря всего одной презентации сотрудник научится решать конфликты с клиентами, хотя такого эффекта после прохождения подобного мини-курса, конечно, быть не может. Правда, по наблюдениям Виталия, в последнее время заметны изменения к лучшему:
«В последнее время начали меньше давать таких обещаний, больше использовать слова вроде „будете уметь“, „будете знать“ и что-то подобное. Хотя они тоже не идеально описывают то, чего достигнут ученики. И в этом смысле корпоративное обучение точно является „инфобизом“».
Мнение Виталия Кураго поддержали и его коллеги. Так, модератор дискуссии и сооснователь сообщества Digital Learning Павел Безяев привёл пример из своей практики: «Вспоминаю разговор с корпоративным заказчиком внутренним: „Мы хотим, чтобы после вашего слайдового синхронного курса наши руководители начали эффективно руководить или управлять проектами. Но у них очень мало времени, так что курс нужен не дольше, чем на 15 минут“. То есть 15 минут слайдов должны что-то поменять в работе руководителя. Вы реально в это верите? А таких курсов в каждой второй компании — просто пачки».
Скорее всего, корпоративному обучению вскоре придётся уходить от такого инфобизнесового подхода вслед за «коллегами по цеху», то есть представителями EdTech и инфобизнеса.
«Честно говоря, мне кажется, коллегам из корпоративных академий в ближайшее время либо предстоит пройти тот путь, который прошли EdTech и „инфобизы“, семимильными шагами, либо умереть по дороге. Скорее всего, так и будет, потому что пока реальных хороших кейсов с корпоративным обучением в открытом рынке — их нет», — поделился довольно радикальным мнением основатель компании «Смарт Курс», проекта «ЛюбиДелай» и блога Edumakers Михаил Мордасов.
Каковы причины «инфобизнесовости» корпоративного обучения
Участники обсуждения выдвинули три основных причины, по которым складывается такая ситуация, — и заодно сформулировали, чему корпоративное обучение могло бы поучиться у инфобизнеса и EdTech.
Первая причина заключается в самой сути корпоративного обучения: за курсы, тренинги и прочие учебные программы деньги платит компания, а не сами потребители. При этом такое обучение часто ещё и обязательно для сотрудников, то есть создателям не нужно «продавать» его. В итоге страдают и качество, и эффективность. Проще говоря, в корпоративной сфере нет такой конкуренции за внимание и лояльность покупателей-учащихся, как в EdTech и инфобизнесе. А раз нет высокой конкуренции, то нет и мотивации сосредотачиваться на качестве продукта.
Вторая причина — скорость внедрения изменений. В EdTech и инфобизнесе онлайн-школы или создатели курсов научились быстро подстраиваться под запросы рынка и пользователей, придумывать всё новые способы, как привлекать студентов и работать с ними, добиваясь их вовлечённости и лояльности. В корпоративном обучении такой необходимости, опять же, обычно нет, поэтому там не очень стремятся развивать и совершенствовать инструменты для обучения.
CEO платформы Livedigital Евгений Чекушин подтвердил: корпоративных заказчиков трудно убедить внедрять новые и эффективные решения, даже простейшие. В пример он привёл регистрацию на вебинары или курсы через Telegram — для пользователей это значительно упрощает и ускоряет процесс, поскольку они «встречаются с обучением» там, где и так постоянно находятся. Это удобно — но, по словам эксперта, большинство компаний не поддаётся уговорам и предпочитает по-прежнему рассылать уведомления по электронной почте, хотя такой подход давно устарел.
Третья причина — отсутствие требовательных заказчиков, ответственных провайдеров и в целом серьёзных требований к финальному продукту. Так, Михаил Мордасов отметил, что в России сложился своеобразный «корпоративный инфобиз», когда подрядчики зарабатывают, по сути, на равнодушных заказчиках: те покупают курсы, которыми с большой долей вероятности просто не будут пользоваться, а подрядчики никак не пытаются эту ситуацию изменить.
Когда ситуация изменится к лучшему?
По мнению основателя EDGlobal и EdTech Expo Даниэля Партнера, ситуация исправится, когда заказчики обучения в буквальном смысле повзрослеют.
«Гибкость должна пойти как будто от заказчика. И здесь нужно просто ждать, пока заказчик повзрослеет. В „инфобизе“ так сложилось, что заказчик повзрослел очень быстро. Сравните воронки и уровень вовлечения, который есть сейчас, и то, что было даже три года назад, а тем более пять, семь, десять лет назад — это небо и земля, абсолютно разные процессы», — подчеркнул Даниэль.
Конечно, при этом нужно понимать, что у внутренних отделов корпоративного обучения нет таких возможностей, как у EdTech. Даниэль Партнер упомянул, что там, где у онлайн-школы над разработкой курсов работают по 50 человек, в корпоративном обучении отдел из трёх-четырёх человек. С внедрением новых инструментов тоже не всё так просто, поскольку L&D и T&D часто ограничены внутренними требованиями к безопасности, так что не всегда могут с лёгкостью перейти, например, на новую, более современную платформу.
Однако представителям корпоративного обучения всё же стоит развивать насмотренность, приглядываясь к наиболее качественным примерам из индустрии EdTech и инфобизнеса (ведь не всё, что производит инфобизнес, априори плохо — в любом сегменте рынка есть качественные и некачественные продукты). Также важно оперировать бизнес-результатами и опираться на данные в разработке курсов.
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.