Международная платформа Udemy Business, специализирующаяся на корпоративном обучении, поделилась статистикой того, как в 2022–2023 году изменились интересы обучающихся на платформе сотрудников и руководителей из более чем 15 тысяч компаний со всего мира. Цифры приводятся в отчёте компании об обучении и навыках 2024 Global Learning & Skills Trends Report. Среди клиентов Udemy Business — более 50% компаний из списка Fortune 100, поэтому тренды, которые аналитики отметили в статистике этой платформы, можно считать мировыми.
Самые популярные направления обучения сотрудников в 2023 году
В ходе исследования проанализировали данные бизнес-клиентов компании по всему миру. Сравнивали спрос на курсы с 1 июля 2022 года по 1 июля 2023-го с данными аналогичного предыдущего периода.
Навыками, спрос на курсы по которым вырос многократно, стали следующие:
- использование ChatGPT — 4419% (только за первый квартал 2023-го, так как чат-бот появился в ноябре 2022-го);
- экологическое, социальное и корпоративное управление (ESG) — 3128%;
- сертификация Google Cloud DevOps Engineer — 1454%;
- поведенческая экономика — 1326%;
- рекламные стратегии — 1118%.
Эти данные показывают лишь относительный рост — неизвестно, какую долю учащихся на платформе охватывают эти направления. Например, спрос на курсы о ChatGPT вырос с нуля и, вероятно, пока касается небольшой части слушателей.
Кроме того, аналитики привели списки быстро набирающих популярность навыков в отдельных профессиональных областях и сферах бизнеса. Так, в области управления персоналом сильнее всего вырос спрос на курсы по HR-аналитике — их стали изучать на 209% чаще. В сфере технических навыков заметнее всего рост интереса к курсам по работе с облачной аналитической платформой Microsoft Azure Synapse Analytics (799%), по разработке программного обеспечения в целом (624%) и по использованию среды моделирования сложных технических систем Simulink (578%).
Также доступны рейтинги по охвату учащихся Udemy Business внутри отдельных профессиональных областей. Наиболее популярные технические направления в корпоративном обучении — программирование на Python и Java. В сфере HR на первых местах — навыки проведения собеседований, а также развитие персонала. В области управления и лидерства лидируют навыки коммуникации.
Ранее Coursera назвала десять наиболее полезных коммуникативных и диджитал-навыков в 2023 году. Среди диджитал-навыков выделены разработка ПО для Scrum-решений, визуализация данных и работа по модели Customer success. Среди коммуникативных — сторителлинг, управление изменениями и организационное развитие.
Как Udemy рекомендует менять подходы к обучению сотрудников
Проанализировав изменение спроса на курсы, в компании отметили роль развития генеративных нейросетей. Речь не только о всеобщем интересе к ChatGPT: общее число слушателей на курсах, связанных с искусственным интеллектом (ИИ), на Udemy Business выросло на 60% за год.
В Udemy считают, что внедрение ИИ в рабочие процессы в ближайшие годы будет действовать параллельно с другими трендами: переходом к гибридной и удалённой работе, развитием автоматизации, сложными макроэкономическими изменениями. В отчёте ссылаются на данные Всемирного экономического форума о том, что до 2027 года около 60% работников будут нуждаться в переобучении, а нехватка специалистов в различных областях в мировом масштабе может достигнуть 85 млн человек к 2030-му. Это означает, резюмирует в отчёте Udemy, что компаниям не приходится рассчитывать на приток квалифицированных кадров с рынка — нужно эффективно развивать сотрудников, причём процесс переобучения должен стать массовым.
В компании предлагают собственный фреймворк для перехода на «навыковый» подход к отбору и развитию сотрудников. Он предполагает использование на всех этапах ИИ-инструментов — для анализа наборов навыков, востребованных в различных профессиональных областях, для оценки текущих компетенций сотрудников, для определения пробелов, для переобучения и сертификации по его итогам. Суть в том, чтобы при работе с сотрудниками не ориентироваться на полученные ими компетенции, а постоянно выявлять и обновлять отдельные навыки.
В Udemy отмечают, что переход к новым подходам усиливает роль лидеров: от них требуется умение выстраивать стратегии в соответствии с трендами рынка труда и эффективно управлять развитием персонала. Как сообщается в отчёте, среди управленцев растёт спрос на курсы в области коммуникации, основ менеджмента, эмоционального интеллекта, цифровой трансформации. В целом же в области коучинга в сравнении с прошлым годом наблюдался рост на 177%, в области тимбилдинга — на 150%, развития эмпатии — на 136%.
Ранее мы рассказывали об основных шагах по разработке таксономии навыков в компании. В первую очередь такие базы данных нужны рекрутерам, чтобы подбирать персонал по обозначенным характеристикам. Но они полезны и для тех, кто занимается корпоративным обучением: с их помощью можно понять, какие пробелы в навыках существуют, и помочь сотрудникам их восполнить.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»
Нестандартная механика, которая помогает:
- обучать 1500 человек ежегодно;
- повышать вовлечённость;
- оптимизировать расходы на обучение.
Дарим кейс с механикой и подробностями.
Скачать бесплатно