Книжная полка: «Лидер у доски», Станислав Логунов
Книга о том, как развиваться руководителям и развивать своих сотрудников.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Лидер у доски. Для тех, кто не хочет учить и учиться».
Издательство: «Бомбора».
Год выпуска: 2024.
Станислав Логунов — председатель Совета директоров компании «МегаМейд» с 30-летним опытом работы в строительной отрасли, как в коммерческом секторе, так и в государственных организациях. Этим опытом Станислав делится как ментор, автор курсов, а также книг по саморазвитию и бережливому мышлению в контексте производства: с 2017 года он опубликовал «27 книг успешного руководителя», «Путь самурая» и «Путь самурая 2.0», «Лидера на катке». А в 2024-м вышла последняя на данный момент книга автора — «Лидер у доски. Для тех, кто не хочет учить и учиться», посвящённая саморазвитию руководителя и обучению сотрудников компании. Эти процессы автор видит как взаимосвязанные и находящиеся в непрерывном цикле: лидер, развивая свои компетенции и приобретая новые знания, естественным образом переходит от ученичества к преподаванию. А чтобы хорошо обучать других, нельзя прекращать учиться самому.
«Я осознал, что самый мощный стимул — обучение других. Если хочешь хорошо написать текст или подготовить учебный курс, неизбежно приходится уделять много внимания структуре. Так что принцип „развивая себя, создавать среду для развития других“ работает и в обратном направлении: создавая среду для развития других, я развиваю и собственное мышление. В процессе ты совершенствуешься сам, узнаёшь больше, делаешься лучше».
Станислав Логунов, «Лидер у доски»
Первая часть книги — о том, как эффективно учиться, и в ней много полезного не только для саморазвития, но и для понимания, как вообще учатся люди, что мешает и что помогает им это делать. Станислав Логунов разбирает внешние стимулы, которые мотивируют взрослых людей учиться или, наоборот, препятствуют этому процессу, рассказывает о поиске и поддержании внутренней мотивации. Затем рассматривает разные способы самообразования для руководителей и не только: чтение деловой литературы, обучение на курсах и с частными преподавателями, прохождение программы MBA, занятия с менторами и коучами. Завершается этот раздел главой о том, как построить траекторию индивидуального развития: определить исходную точку, поставить конечную цель и разбить её на промежуточные цели, запланировать конкретные шаги по их достижению и подобрать необходимые ресурсы.
Во второй части «Лидера у доски» Станислав Логунов подробно разбирает процесс обучения сотрудников. Его автор рассматривает с точки зрения трёхстороннего контракта, который формально или неформально заключают заказчик (компания), преподаватель или тренер, а также обучающиеся сотрудники. Одна из глав посвящена целям и ролям каждой из трёх сторон, затем автор рассказывает, как справиться с обесцениванием со стороны сотрудников и донести до них, что обучение — это привилегия, а не нудная обязанность. Автор фокусируется на практикоориентированном синхронном обучении, поэтому в следующих главах идёт речь о выборе места для очного занятия и ситуациях, когда его может заменить онлайн-мероприятие, о подготовке тренера, составлении плана курса и отдельного занятия.
Затем автор пишет о том, как провести эффективное обучающее мероприятие: как использовать презентации, добавить игры, дискуссии и работу в группах, давать домашние задания и собирать обратную связь. Последние главы посвящены внедрению результатов обучения в практику: созданию для этого благоприятной среды, проектированию поддерживающих мероприятий, контролю изменений.
Одно из весомых достоинств книги в том, что всё изложенное подкреплено примерами из опыта автора. Станислав Логунов делится тем, как учился и учится сам, рассказывает о подходах и практиках, которые применяет в обучении сотрудников «МегаМейда», о совершённых ошибках и полученных инсайтах. Например, о том, как начал читать для строителей лекции на тему бережливого производства, совершенно упуская из виду их точку зрения и контекст, в котором они находятся. Закономерно оказалось, что очевидные для управленца тезисы линейным сотрудникам не просто непонятны — они противоречат их опыту, и обучение нужно было выстраивать совсем иначе.
Кому будет полезно: руководителям компаний, HR-, T&D- и L&D-специалистам.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Как создать условия для формирования у сотрудников желаемого поведения
- Как за три года изменилось российское корпоративное обучение и что ему важно в 2024-м
- Чему учить руководителей в 2024 году: как это видят исследователи из Гарварда
- Эксперт рассказал, как выбрать подход к обучению разных типов руководителей
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее