Кейс: как научить сотрудников разрабатывать и проводить обучение для своих коллег
И сэкономить на этом 37 миллионов рублей.
Фото: sanjeri / Getty Images
Развитие внутренних экспертов — идея не новая: во многих компаниях сотрудники делятся своими знаниями с коллегами. Однако в «Ренессанс Страховании» пошли дальше и в 2019 году организовали на регулярной основе внутреннюю подготовку сертифицированных тренеров и разработчиков электронных курсов. Проект получил название SkillUp, и в его рамках люди получают не просто полезные навыки, но и, по сути, вторую профессию, а департамент обучения и развития благодаря ему регулярно получает свежий учебный контент. Мы попросили организаторов поделиться опытом создания и реализации этого проекта.
Зачем понадобились внутренние тренеры и разработчики курсов
«Ренессанс Страхование» — крупная российская компания, которая занимается более чем 60 видами страхования: недвижимости, автомобилей, здоровья, жизни и так далее. Соответственно, работники постоянно проводят тренинги по продажам и новым продуктам для сотрудников, партнёров, агентов и клиентов. По этой причине идея о подготовке собственных внутренних экспертов в компании назревала давно.
Когда в 2019 году в организации приняли решение провести цифровую трансформацию, само собой, процесс затронул и сферу развития персонала. Перед командой обучения встала задача создать продукт, который обеспечил бы:
- рост числа внутренних обучающих ресурсов;
- сохранение знаний, накопленных в компании;
- быструю и эффективную передачу новых знаний и навыков среди сотрудников;
- оптимизацию расходов на обучение;
- повышение числа T-shaped специалистов, поскольку такие люди чаще других приносят в компанию новые идеи и являются главными «двигателями» бизнеса;
- рост вовлечённости и eNPS.
Так появилась идея SkillUp. Сначала это была внутренняя школа тренеров и разработчиков электронных курсов, потом добавились ещё две программы (о них скажем потом). Учебные потоки проходят дважды в год.
Как проходит обучение тренеров и разработчиков курсов
Программа «Сертифицированный тренер» создана на базе классической программы «Тренинг тренеров», разработанной Международной ассоциацией коучей и тренеров (ICTA). Её лишь незначительно трансформировали, добавив блоки, которые отвечают потребностям компании, в частности про онлайн-инструменты обучения. Длительность программы — примерно полтора месяца. А вот программу для разработчиков электронных курсов разработали самостоятельно. Её длительность — два месяца, за это время сотрудники изучают основы педдизайна:
«В основе программы лежит классическая модель педагогического дизайна ADDIE, которая появилась ещё в 1980-х годах и с тех пор активно используется методистами и методологами. Никаких готовых программ мы покупать не стали, но постарались максимально использовать опыт, накопленный годами профессионалами и коллегами», — объясняет Ирина Чешля, руководитель направления развития диджитал-форматов обучения в «Ренессанс Страховании».
Для участвующих в обучении сотрудников создали виртуальное пространство в Miro, чтобы они могли выполнять там домашние задания и решать интерактивные задачи во время занятий. Участники сообщества SkillUp на виртуальной доске могут смотреть проекты друг друга, давать обратную связь. Они проверяют домашние задания друг у друга, разбирают ошибки. Разработчиков электронных курсов учат насмотренности через ознакомление с хорошо выполненными образовательными сайтами.
Директор управления обучения и развития «Ренессанс Страхования» Владимир Гоголев вспоминает: хотя то, что SkillUp будет не разовым, а регулярным проектом, предполагалось изначально, во время его запуска ещё не было точного понимания, в каком формате он получится наиболее эффективным и каких результатов стоит ожидать. По сути, это был эксперимент.
Запуск первого потока SkillUp состоялся в 2019 году, и тогда 90% занятий проводились очно — в классе. Такой формат предпочитали сами сотрудники. Но затем случилась пандемия, и пришлось экстренно, за три месяца до старта следующего потока, перестраивать программы под новые реалии: «Было очень сложно, потому что ни у кого не было опыта в проведении занятий в Zoom. Сотрудникам тоже было трудно привыкнуть — на занятиях кто-то сидел без камеры и без звука, а кто-то просто пропадал. Это был вызов для нас», — делится Владимир.
Тем не менее, несмотря на сложности, на поток в период изоляции пришло рекордное число участников: организаторы получили 54 заявки, обучение прошли 26 человек. Вероятно, люди таким образом боролись со стрессом из-за самоизоляции.
В настоящее время занятия в SkillUp проходят в смешанном формате и включают в себя:
- Синхронные онлайн-уроки в Zoom, которые составляют большую часть образовательных программ.
- Очные занятия в классе (только для тренеров). Они занимают два рабочих дня с 09:00 до 18:00. Сотрудники освобождаются от работы на это время, а оповещение о встрече приходит им в календарь за несколько недель.
- Асинхронный блок. Включает записанные видеоуроки и текстовые материалы от преподавателей.
У SkillUp нет единой платформы и мобильной версии. Но компания планирует создать пространство, которое объединит все инструменты обучения, в том числе и программу для тренеров. Сейчас сообщество SkillUp размещено в интранете на базе «Битрикс24», а асинхронный блок находится в LMS, доступ в которую возможен через рабочий ноутбук или специальную программу на стороннем компьютере.
Как рассказывают организаторы проекта, при запуске первого потока SkillUp программа для тренеров пользовалась большей популярностью, чем программа для разработчиков электронных курсов: на потоке для тренеров учились 16 человек, а на потоке для разработчиков курсов — 10. В дальнейшем интерес сотрудников сместился, наоборот, больше в пользу курса для разработчиков электронных курсов. Конечно, можно строить разные предположения о причинах, но нетрудно заметить, что после 2019 года всё перешло в онлайн, в том числе и образование. Это способствовало интересу сотрудников к тому, как создаётся учебный контент в этой сфере.
Как людей набирают на программы
Как рассказывают организаторы, на программы изначально брали всех желающих сотрудников, а чтобы заинтересовать, до старта SkillUp команда обучения вместе с внутрикомом разработали коммуникационный план. Он включал:
- Информационную поддержку во внутренних каналах: в интранете разместили баннер, сделали рассылки, в телеграм-каналах компании опубликовали посты.
- Формирование инициативной группы сотрудников — амбассадоров проекта. В первые потоки это были представители мидл-менеджмента. Проектная команда лично общалась с людьми и описывала преимущества будущего проекта. Те, в свою очередь, делились информацией с коллегами и подчинёнными. В последующие потоки к ним присоединились выпускники SkillUp, которые рассказывали о своём опыте обучения.
- Информирование о проекте во время общих больших корпоративных мероприятий, на которых топ-менеджеры и другие ключевые лица компании делятся ежегодными результатами деятельности.
- Презентацию проекта в рамках онбординга новых сотрудников — во вводном курсе и в роликах о построении карьеры.
Кроме того, организаторы сразу продумали, что у выпускников стоит взять интервью, чтобы потом поделиться их достижениями на корпоративных ресурсах. Так и сделали.
В таких историях всегда важна поддержка топ-менеджмента — если она есть, то в глазах сотрудников образовательный проект приобретает ощутимую ценность. Это сработало и в «Ренессанс Страховании». Так случилось, что запуск SkillUp в компании происходил параллельно с активацией новой модели корпоративных ценностей, одной из которых стало развитие. Поскольку главным амбассадором ценностей выступала Юлия Гадлиба, генеральный директор «Ренессанс Страхования», проект был постоянно на слуху.
Со временем к проекту подключились и остальные топы. Вице-президент по операционной работе активно участвует в разработке курсов своих сотрудников, в том числе снимается в учебных видеороликах. А вице-президент по андеррайтингу и методологии урегулирования убытков записал несколько подкастов как тематический эксперт для курса по страхованию, который был создан одним из учащихся на потоке для разработчиков онлайн-обучения.
Владимир Гоголев признаёт, что было бы здорово ещё и мотивировать сотрудников на участие в проекте материальной поддержкой, но выстроенной системы мотивации в SkillUp пока нет. Однако она в планах. А приятные бонусы, конечно, есть: трём лучшим студентам выпуска дарят сертификат на обучение в топовых компаниях и фирменный мерч.
Как проходит сертификация
После завершения учебного трека по тренингам и разработке электронных курсов выпускники проходят внутреннюю сертификацию. Для этого им нужно применить полученные знания в деле:
- тренер проводит тренинг для коллег, которые захотели пройти его обучение и записались на занятие;
- разработчик презентует свой созданный в процессе обучения на программе электронный курс, его проходят экзаменаторы и по желанию — выпускники предыдущих потоков SkillUp.
В качестве аттестующих выступают сотрудники T&D-департамента. По заранее разработанному чек-листу они проводят комплексное оценивание — смотрят, например, на работу выпускника курса тренеров с аудиторией, на качество подготовленных материалов и другие критерии. По каждому пункту выставляют баллы, и если выпускник набирает пороговую сумму, он получает внутренний сертификат и разрешение публиковать свои курсы в LMS компании или проводить тренинги без согласования с T&D.
Это не всё: для сотрудников-тренеров, сертифицированных «Ренессанс Страхованием», предоставляется возможность получить ещё и внешний сертификат, позволяющий проводить обучение на внешних площадках и монетизировать эту деятельность. Для этого в компанию раз в год приглашают представителя тренинг-центра, который имеет право выдавать сертификат профессионального тренера — отечественный аналог ICTA. Представитель организует тренинг продвинутого уровня, и выпускники демонстрируют ему свои навыки. Экзаменатор оценивает их, даёт обратную связь и расписывает для каждого индивидуальный план развития (ИПР). Если всё проходит успешно, выпускник получает сертификат с правом проводить внешние тренинги.
Что оказалось самым трудным в реализации проекта
Главная проблема, с которой столкнулась команда обучения и развития, — это низкая доходимость участников до конца программы для тренеров: примерно половина бросали занятия на полпути. Дело в том, что люди начинали на энтузиазме, не осознавая, насколько это интенсивное обучение и какой объём работы им придётся проделать в дополнение к основным рабочим обязанностям.
«Тогда в голову пришло только одно решение — пугать», — смеётся Владимир Гоголев. До старта с желающими участвовать стали проводить встречу, на которой честно описывают трудный режим на ближайшие полтора месяца: «Вас ждёт два дня очного тренинга, четыре митапа с домашними заданиями на 2–2,5 часа, создание собственного курса с разработкой методологии, дизайна и сценария, на которые нужно потратить столько-то времени». По его словам, многие, услышав это, передумывают учиться — и это хорошо, потому что «отваливаются», скорее всего, те, кто пришёл из чистого любопытства, а остаются те, кто действительно чувствует мотивацию обучать других людей и хочет разобраться, как это делать на профессиональном уровне.
Отдельно T&D-сотрудники проводят встречу с руководителем каждого сотрудника, желающего пойти в SkillUp. Важно донести до него выгоды, которые он получит с ростом своего подчинённого, — например, такой человек сможет проводить тренинги для своих коллег или взять на себя важные встречи. Необходимо, чтобы руководитель полностью поддержал сотрудника и облегчил нагрузку на него на период учёбы. В противном случае высок риск, что человек не выдержит и не завершит курс.
При этом в компании есть отдельная категория сотрудников, которым необходимо проводить учебные мероприятия для коллег, но они не хотят или не могут уделять много времени интенсивному глубокому обучению. Для них после завершения первого потока SkillUp разработали «лайт»-версию тренерской программы, она называется «Эксперт».
В результате этой работы с участниками уровень доходимости растёт из года в год. Ирина Чешля приводит цифры: в 2022 году обучение завершили 51% записавшихся сотрудников, а в 2023 году — уже 70%.
Читайте также:
Какое обучение создают участники SkillUp
Во время программы и после её прохождения SkillUp каждому новоиспечённому тренеру и разработчику курсов выделяют куратора — T&D-специалиста, с которым можно проконсультироваться при создании новых курсов и тренингов. Он даёт обратную связь по материалу, содержанию, упаковке и другим вопросам.
Тема тренинга или курса, который разрабатывается во время обучения на SkillUp, может быть любой. Если человек уже и сам эксперт в какой-то области, он берёт тему из сферы своих экспертных знаний. Бывает, сотруднику нужно сделать методичку в рамках своих рабочих обязанностей, допустим, по страхованию электронной и бытовой техники для продавца «М.Видео», и в этом ему помогает обучение. Но можно и выбрать совершенно новую для себя тему, ориентируясь на запросы компании, и заодно разобраться в ней, если она человеку интересна. Например, в этом году в «Ренессанс Страховании» есть цель сделать больше учебных материалов по темам эффективного управления и применения Chat GPT, и сотрудники, которые учатся на программах SkillUp, могут выбрать их для себя.
Курсы, которые разрабатывают учащиеся на программе SkillUp, попадают в базу знаний компании и становятся доступны всем желающим. Например, сотрудница комплайенс-отдела благодаря обучению создала обязательный для всех корпоративный тренажёр по информационной безопасности. Он спроектирован со сторителлингом и элементами геймификации. Этот курс-тренажёр прошли уже более 2400 человек, и, по словам T&D-специалистов компании, он получил высокую оценку у аудитории.
Ещё пример: старший аналитик информационных систем разработал для своих коллег программу обучения — тоже со сторителлингом. В основе этого курса история о пиратах: артефакты User Story сравнивают с картой сокровищ, Use Cases объясняется на примере вождя племени, у которого есть ключ от сундука, а как построить UJM, можно узнать, подбросив монетку. Это обучение рассчитано на бизнес-аналитиков, и его прошли все соответствующие специалисты компании (43 человека), а также проходит каждый новый аналитик. Благодаря курсу удалось выстроить единый подход к работе в разных юнитах компании.
А тестировщик, который заинтересовался тем, как облегчить свою работу с помощью искусственного интеллекта, благодаря обучению провёл для 200 человек онлайн-тренинг по применению инструментов ИИ в дизайне.
Результаты на сегодня
По словам Ирины Чешли, на сегодняшний день более 30% внутреннего офлайн-обучения и 64% электронных курсов «Ренессанс Страхования» выполняются силами выпускников проекта SkillUp. По прогнозу, это число ежегодно будет прирастать на 15–20%.
Благодаря тому, что так много обучения создаётся своими силами, в T&D-отделе подсчитали, что за время существования проекта компания смогла сэкономить 37 миллионов рублей. В эту цифру входит экономия расходов на обучение с привлечением внешних экспертов и разработку обучающих решений. Но по мнению Ирины, сумма экономии может быть и гораздо больше.
На текущий момент у проекта SkillUp 53 выпускника — 19 тренеров и 34 разработчика электронных курсов. В эту цифру входят только те, кто в итоге прошёл сертификацию и остаётся в компании. По словам Ирины Чешли, больше половины из них после выпуска продолжают проводить тренинги и разрабатывать онлайн-обучение, в том числе по заказу от T&D. Кто-то постоянно проводит один и тот же тренинг, кто-то создаёт новые.
Самые активные тренеры «открывают» внутрикорпоративные «школы профессий» — то есть не только проводят тренинги, но и создают профсообщество по своей экспертной теме и набирают учеников из числа коллег. Например, уже есть «Школа владельца продукта», «Школа блогера», «Школа Scrum-мастеров» и «Школа визуализации данных (Data Science)» — последнюю, кстати, возглавляет бизнес-аналитик HR-департамента.
Между прочим, одна из выпускниц SkillUp благодаря этому проекту полностью сменила род деятельности: перешла из колл-центра на роль ведущего специалиста по цифровым форматам обучения, и создание курсов стало её основной рабочей задачей.
В этом году проект пополнился новой программой — «SkillUp для менеджеров». Это, по сути, продвинутая программа для тренеров с дополнительным циклом по базовому управлению и разбором реальных кейсов. Она рассчитана на руководителей и появилась в связи с тем, что компания взяла курс на развитие управленческих компетенций.
Читайте также:
- Профессиональные сообщества: как их организуют для обучения и развития сотрудников
- Кейс: как руководителей научили азам рекрутинга и решили проблему найма айтишников
- Кейс: как научить сотрудников навыкам переговоров с помощью онлайн-турнира
- UGС-контент в корпоративном обучении: как организовать его производство
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее