Корп. обучение Образование
#Руководства

Какие страхи испытывают взрослые во время обучения и как с этим справиться педдизайнерам

Людям с большим жизненным и профессиональным опытом учиться сложнее, чем молодёжи. И эмоции играют в этом немалую роль.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Фото: личный архив Надежды Зильберман

Надежда Зильберман

Кандидат филологических наук, и. о. заведующего кафедрой гуманитарных проблем информатики философского факультета, руководитель магистерских программ «Человек и технологии в цифровом мире» и «Дизайн и разработка графических пользовательских интерфейсов (UX/UI‑дизайн)», руководитель программы ДПО «UI‑дизайнер: практические навыки дизайнера интерфейсов» в Томском государственном университете.

Статья написана на основе вебинара «Проектирование обучения взрослых. Чего ожидать и что предусмотреть» на платформе «Ракурс».

Почему важно работать с эмоциями взрослых студентов

Люди, у которых уже есть опыт другого профессионального обучения и работы, для проектировщиков образовательных курсов — категория особенная. Объясню почему.

Размышляя о том, чем различаются проектирование и организация образовательных программ для опытных взрослых и для молодёжи (например, студентов вузов), мы вместе с коллегами из Томского государственного университета обнаружили, что главные различия — в эмоциональной составляющей. То есть в том, какие эмоции возникают у людей в процессе обучения, как работать с этими эмоциями и что стоит предусмотреть при разработке программы.

Так, мы обратили внимание, что у людей зрелого возраста во время обучения возникает гораздо больше страхов, чаще всего неосознанных. Этот страх может трансформироваться в другие эмоции — и зачастую так или иначе приводит к тому, что человек прекращает обучение.

Первая эмоция — гнев, и тогда в чатах курса и других коммуникационных каналах появляются агрессивные сообщения, возникают конфликты. Иногда эта агрессия выливается во время синхронного занятия.

Вторая эмоция — печаль. Страх обучения может вызвать подавленное состояние и желание всё бросить.

Наш опыт показывает, что явно выраженные эмоции, тот же гнев, — это хорошо. Очень этичный и вежливый человек может быть недоволен обучением и молча уйдёт. А тот, кто открыто проявляет своё недовольство, возможно, отражает настроения многих других участников. Для организатора обучения это возможность вовремя понять, что что-то идёт не так, выяснить причину и исправить ситуацию — пока учащиеся не начали массово покидать курс.

Чтобы уменьшить отток студентов и улучшить показатель доходимости до конца (COR, или Completion Rate), наша команда стала закладывать в образовательные программы работу с эмоциями и их причинами. В итоге оказалось, что это повышает не только доходимость — результаты обучения тоже становятся лучше, и у студентов остаются хорошие впечатления от курса. А это значит, что они вероятнее будут готовы рекомендовать его знакомым и могут вернуться, например, для следующей ступени обучения.

С какими страхами чаще всего сталкиваются опытные студенты

Мы выделили несколько основных страхов, возникающих при обучении у людей зрелого возраста. И собрали рекомендации, как справиться с этими барьерами, из нашего опыта.

Страх первый


«Я не получу того, что мне нужно»

Взрослые люди, в отличие от недавних школьников, как правило, знают, чего хотят от обучения, — или, по крайней мере, уверены, что знают. Такие студенты приходят на курс с конкретными ожиданиями, однако не всегда выбирают именно ту образовательную программу или продукт, который этим ожиданиям соответствует. Такое случается, даже если вы максимально чётко и понятно объяснили в маркетинговых материалах, что будет и чего не будет на вашем курсе.

Что делать. Ещё до начала обучения, на этапе сбора группы, возникает первая приоритетная задача — прояснить ожидания потенциальных студентов и соотнести их с программой курса.

Можно начать с онлайн-анкеты или опроса на тему «Что вы хотите получить от обучения», а затем обязательно провести организационную встречу. Это может быть видеоконференция для 100–300 человек, где нужно рассказать о преподавателях и экспертах и, главное, — сфокусироваться на целях и результатах обучения.

Проектирование любой образовательной программы исходит из результатов, и их нужно чётко донести до целевой аудитории. Рекомендуется формулировать не более трёх (для длительных программ — не более пяти) результатов обучения, которые вы можете гарантировать. Если курс короткий — например, 72 часа с учётом самостоятельной работы, — то стоит задать один-два результата.

Важно избегать слов «Вы узнаете…» — это звучит очень расплывчато, и сами по себе знания сложно измерить. Правильно сформулированные результаты очень конкретные, их можно проверить: «Вы сможете…», «Вы овладеете…», «Вы разработаете…».

Такой подход отсеивает людей с иными ожиданиями, а у тех, кто остался, снимает страх «попасть не туда» и потратить время зря. К тому же чёткая формулировка результатов помогает сфокусировать группу в процессе обучения. Так, давая студентам задания, полезно проговаривать: «Это задание связано с таким-то результатом обучения».

Итоговая работа по завершении курса должна проверять достижение заявленных результатов. В конце обучения полезно попросить студентов оценить, достигнуты ли они. Если большинство отвечают, что достичь результатов не удалось, программу нужно переработать.

Например, в программе по UI-дизайну мы сформулировали такие результаты: «Вы научитесь составлять UI-кит в программе Figma» и «Вы сможете разрабатывать макет страницы сайта или мобильного приложения в программе Figma». На организационной встрече люди могут спрашивать: «А работать в Photoshop научимся? А в Figma мы будем презентации делать?» Тогда надо ещё раз терпеливо прояснить: нет, работаем только в Figma, делаем UI-кит и макет страницы. Очень чёткие и понятные результаты.

В курсах по софт-скиллам это тоже работает. Проектируя курс, скажем, по эмоциональному интеллекту или коммуникативным навыкам, можно выбрать такие результаты: «Вы сможете распознавать основные признаки страха, грусти и радости по жестам собеседника», «Вы научитесь давать развивающую обратную связь».

Страх второй


«Я упущу что-то важное»

Этот страх во многом связан с нехваткой времени у взрослых учащихся. Как правило, они работают или находятся дома с маленькими детьми, и, помимо обучения, у них миллион других дел. Как показал наш опыт, даже у пенсионеров не так много свободного времени, которое они готовы посвятить учёбе.

В таких условиях включается страх что-то упустить или не успеть сделать. К тому же у занятых людей внимание распределено на множество разных вещей. Поэтому после публикации объявления «В 18:00 состоится вебинар», вы, скорее всего, получите немало сообщений с вопросом: «А во сколько вебинар?» Беспокойство может принять и агрессивную форму: «Как отвратительно вы всё организовали, кто вообще так делает!»

Что делать. Если конфликт уже начался, то нужно выяснить причину недовольства с помощью вопросов — чего именно не хватает студенту. И в зависимости от ответа прислать расписание, помочь найти нужные материалы и так далее.

А чтобы нивелировать этот страх, важно с самого начала создать на курсе максимально понятную и безопасную обстановку.

Так, обязательно стоит помочь студентам распределить их время. На первой же организационной встрече нужно показать им весь путь обучения от начала до конца и отразить в расписании не только синхронные занятия, но и самостоятельную работу: когда ознакомиться с материалом, когда выполнить задание. Такой подход мы называем «рекомендуемый путь». Он снимает много вопросов вроде: «А что мне делать сегодня?»

Расписание должно всегда находиться в открытом доступе — желательно в онлайн-таблице, чтобы можно было оперативно внести изменения при необходимости.

Также, чтобы сделать путь в обучении более ясным для студента и уменьшить его опасения, полезно в самом начале подробно рассказать об итоговой работе: «Вот итоговое задание, которое вас ждёт. Оно проверяет вот эти три результата обучения. Оно выглядит вот таким образом». И обязательно сразу же прояснить критерии оценки.

И если речь идёт про онлайн-обучение, важно создать единую электронную среду, где каждый легко сможет найти расписание, задания и необходимые материалы, обратиться с вопросом к куратору. Лучше всего использовать для этого специальную платформу, например Moodle, «Я.Класс» и подобные сервисы, а не чаты в Telegram или WhatsApp. В них найти нужную информацию сложно, особенно если поток большой и чат активно используется.

Страх третий


«Мой опыт не учитывается, значит, я недостаточно хорош»

Опыт зрелых студентов можно разделить на два типа. Один из них связан с социальными ролями и статусом. Так, например, руководителям бывает сложно выйти из роли начальника и снова принять роль новичка, готового учиться у других.

Второй тип опыта — профессиональный. Люди с большим рабочим стажем часто очень болезненно относятся к тому, что их опыт пытаются трансформировать во время обучения. Проще говоря, если оказывается, что в работе надо что-то делать не так, как они привыкли и считали единственно верным вариантом. Им кажется, что это обесценивает их опыт.

Возникает страх несоответствия и реакция: «Я профессионал, а кто-то начинает меня учить, как делать правильно. Ценность моих достижений разрушается, значит, я должен себя защитить». Эти эмоции нередко вызывают агрессивную конкуренцию некоторых студентов с преподавателями, организаторами обучения и другими учащимися: «Я лучше знаю, как надо!»

Что делать. В конфликтной ситуации ни в коем случае не нужно спорить. Самым простым решением будет признать опыт человека: «Спасибо большое. Вы отметили очень важный момент, который мы не учли». Если человек атакует полностью ложными тезисами, всё равно важно помнить о том, что ваша задача — успокоить его, а не убедить в том, что он неправ. Нужно в любом случае сформулировать позитивное суждение: «Мне очень импонирует, что вы так неравнодушны к этой теме. Спасибо, что открыто высказываетесь. Предлагаю обсудить этот вопрос по существу в чате после занятия».

Важно делать это публично, и через какое-то время такой подход поможет человеку понять, что здесь с ним никто не соревнуется, на его статус профессионала никто не нападает.

Также для того, чтобы обучение не превратилось в агрессивное противостояние, важно правильно организовать групповую работу. Скорее всего, в группе окажутся люди разного возраста и с разным жизненным опытом: например, 35‑летняя мама троих детей, 22‑летний выпускник вуза и 50‑летний директор компании. Настолько разным людям будет сложно продуктивно общаться и решать общую задачу, если организатор обучения им не поможет. Поэтому рекомендуется первые групповые работы проводить в сопровождении куратора. В дальнейшем, если вы на протяжении всего курса поддерживаете дружелюбную и безопасную обстановку, разрешаете конфликты и снимаете агрессию, можно будет перейти к полностью самостоятельной групповой работе.

Ещё один важный момент, связанный со страхом оказаться недостаточно компетентным, — это обратная связь. Опытным студентам она нужна гораздо больше, чем оценки или какие-то знаки отличия. Особенно это важно для тех, кто начинает учиться совершенно новой для себя предметной области — скажем, когда состоявшийся повар приходит на курсы по UI-дизайну. Человеку понадобится максимальная поддержка. Ему стоит почаще напоминать, какое сложное решение он принял, начав учиться с нуля, и что этим стоит гордиться.

Говорить о том, что получается плохо, не рекомендуется — взрослые люди в целом очень чувствительны к критике, и негативный фидбэк вполне может заставить их покинуть курс. Лучше фокусироваться на том, что человеку удалось сделать. Для начала можно похвалить за то, что он вообще нашёл время и выполнил задание, а затем дать небольшой совет, что и как можно улучшить. Такой позитивный фон очень мотивирует развиваться дальше.

Полезно сделать обратную связь обязательной и регулярной. Например, запланировать час для консультаций после вебинара, когда студенты смогут задать все свои вопросы. И строить задания так, чтобы после каждого давать краткий фидбэк: что получилось, куда двигаться дальше.

Как создать на курсе позитивную и поддерживающую атмосферу

В процессе обучения не должно быть никакого страха. Хотя некоторые исследования показывают, что страх может мотивировать на достижение высоких результатов «здесь и сейчас», в долгосрочной перспективе он, наоборот, снижает желание учиться. Поэтому в современной парадигме обучения через всю жизнь более рационально создавать позитивный фон.

Этот подход я называю «Конфета для каждого» — каждый студент должен чувствовать принятие и испытывать удовольствие от обучения.

Для создания такой атмосферы нужно несколько составляющих:

  • Пространство для диалога. Канал для оперативной коммуникации очень важен, чтобы студенты не чувствовали себя покинутыми. К тому же именно в нём можно отслеживать негативные реакции, чтобы своевременно на них отвечать.
  • Роль куратора или тьютора. В курсе для опытных студентов функция поддержки играет крайне важную роль. В этой роли должен быть человек, который хорош не только как организатор, но и в каком-то смысле — как психолог, медиатор: может успокоить, подбодрить, уладить конфликт.
  • Обратная связь от студентов. Регулярным сбором фидбэка тоже может заниматься куратор или тьютор. Причём обратная связь не должна ограничиваться просьбами просто поставить галочку «Понравилось / не понравилось» или оценить по десятибалльной шкале, насколько студент готов рекомендовать курс. Для улучшения программы очень важна подробная качественная обратная связь — и если вы сами с готовностью даёте её студентам, то и они с большой вероятностью ответят тем же.

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована