Какие креативные решения помогают сделать обучение эффективнее
Добавление персонажей, мемов и прочих отсылок к поп-культуре далеко не всегда срабатывает эффективно — но это можно исправить.


Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
17–18 сентября состоялась онлайн-конференция «Солянка», организованная сообществом «HR-Кухня». На мероприятии выступила ведущий специалист по разработке учебных решений BTG Consult Яна Адриановская. Она рассказала, почему попытки сделать обучение привлекательнее и интереснее для сотрудников не всегда оказывают желаемый эффект, и поделилась советами, как внедрять учебный «креатив» методически правильно.
Что обычно понимают под креативными решениями в обучении
По опыту спикера, чаще всего в корпоративном обучении применяют такие креативные решения:
- вводят персонажа, который объясняет теоретический материал, задаёт вопросы, подсказывает учащемуся при выполнении заданий;
- обращаются к поп-культурной тематике (чаще всего это всем известные киноэпопеи) в качестве «упаковки» образовательного содержания;
- используют мемы и прочий юмор.
Как замечает Яна Адриановская, в этих вариантах нет ничего плохого, они понятные и привычные как для тех, кто разрабатывает обучение для сотрудников, так и для самих учащихся. Но зачастую креативные элементы работают не так эффективно, как ожидают проектировщики курса или тренинга, а порой даже вредят процессу и результатам обучения.
В пример спикер привела ситуацию: методист разрабатывает курс на тему бережливого производства. Его целевая аудитория — сотрудники производственной компании, преимущественно женщины возраста 50 лет и старше. Сама по себе тема курса довольно специфичная и сложная для восприятия, и методист решает использовать для подачи учебных материалов стилистику вселенной «Гарри Поттера», посчитав, что это вовлечёт сотрудников. Но это с большой вероятностью не сработает: скорее всего, аудитория либо не поймёт отсылки к истории мальчика-волшебника и просто их проигнорирует, либо, что ещё хуже, воспримет весь курс как «детский» и несерьёзный.
Что важно учитывать, разрабатывая креативные решения
Чтобы креативные элементы курса или тренинга работали так, как задумано, спикер советует всегда учитывать три ключевые составляющие обучения:
- Учебные цели. Придумывая персонажей, историю или стиль оформления, важно помнить, что вы разрабатываете не рекламную кампанию (она в первую очередь должна привлекать внимание) и не развлекательный контент, а проектируете обучение. А в обучении все составляющие должны работать на достижение учебных целей (напомним: это следует из принципа согласованности Ричарда Майера). Если добавлять какие-то элементы лишь из соображений «Чтобы было повеселее и покрасивее», это не принесёт желаемого результата.
- Характеристики целевой аудитории. Нужно понимать, что волнует обучающихся сотрудников, что их интересует, смешит, вызывает у них эмоциональный отклик. Социально-демографические характеристики тоже, разумеется, важно учитывать. Отсылки к миру «Гарри Поттера» вряд ли привлекут сотрудников старшего возраста, а вот для аудитории миллениалов и ранних зумеров вполне могут сработать. Но, как отмечает спикер, всегда существуют исключения, поэтому целевую аудиторию нужно тщательно изучать — иначе не получится сделать обучение эффективным и вовлекающим.
- Специфика темы обучения. Придумывать персонажей или связывать учебный контент, например, с какой-нибудь фантастической вселенной вообще уместно не для каждой учебной темы. Вникнуть в историю, в которую разработчики упаковали учебный курс, или разобрать отсылки к произведениям поп-культуры тоже требует от учащегося некоторых мыслительных усилий. И если тема курса сложная, то лишние элементы могут вызвать когнитивную перегрузку и не поспособствовать пониманию материала, а помешать этому.
Как считает Яна Адриановская, по-настоящему креативные решения — это не развлечения и «спецэффекты», а методические инструменты, которые помогают подать информацию интересно и понятно, мотивируют учащихся применять новые знания на практике. И среди таких креативных решений могут быть не только персонажи, обращение к темам из поп-культуры и юмор, но и, например, сами учебные форматы, интерактивные механики, последовательность изложения материала.
Как креативные решения способствуют обучению
Как считает Яна Адриановская, эффективные креативные решения выполняют в обучении как минимум одну из трёх функций.
Функция №1
Креативные решения помогают понять материал
Новая информация, которую получают учащиеся на курсе, может изначально быть для них абстрактной и непонятной. Чтобы сделать новые понятия и концепции яснее и ближе для целевой аудитории, стоит связать их с опытом учащихся.
С точки зрения когнитивной психологии, мозг человека организует информацию об окружающем мире в виде когнитивных схем — то есть увязывает разные факты, понятия, знаки, образы и прочие данные друг с другом («раскладывает всё по полочкам»). Когда человек узнаёт что-то новое, мозг тут же классифицирует и организовывает эту новую порцию информации — относит к какой-то из уже существующих когнитивных схем. Таким образом схемы постоянно дополняются и уточняются.
Однако если информация для человека совершенно незнакомая (например, он приступает к изучению темы, с которой раньше никогда не сталкивался), то мозг испытывает высокую когнитивную нагрузку — ему нужно определить, в какие похожие схемы встраиваются полученные данные, или даже начать формировать новую схему.
Читайте также:
Яна Адриановская говорит: эта задача станет проще, если включить в обучение конкретные примеры и понятные аналогии из контекста, в котором живут и работают учащиеся. Спикер предлагает несколько вариантов таких решений:
- Погружение учащихся в контекст. Например, тему защиты от фишинга можно подать не через стандартное объяснение, а через получение опыта: учащийся сотрудник получает серию писем, и ему нужно отличить безопасное содержимое от вредоносного, не попавшись на уловки мошенников. Таким образом, сотрудник будет учиться на своих ошибках, получая обратную связь. А когда после этого он получит теоретическую информацию, новые знания будут напрямую связаны с когнитивной схемой: «Вот что мне нужно запомнить, чтобы случайно не слить свои данные злоумышленникам».
- Визуализация тоже поможет построить мост между новой информацией и существующим опытом. Например, можно оформить материалы курса по эффективной коммуникации в виде интерфейса электронной почты, мессенджера или другого приложения, с которым в работе часто взаимодействует учащийся. Благодаря узнаванию ему будет легче связать новые знания с той «полочкой», на которую их нужно положить.
- Аудио иногда действует лучше, чем текст или визуальные образы. Спикер приводит в пример курс для продавцов по работе с возражениями клиентов. Конечно, диалоги между недовольными покупателями и продавцом можно подать текстом, но если подготовить аудиозаписи с фразами клиентов, то сотрудник уже по типичным интонациям распознает предложенные ситуации и гораздо быстрее сопоставит их со своим опытом.
Возвращаясь к примеру с курсом про бережливое производство для сотрудников предприятия, Яна Адриановская подсказала, что вместо отсылок к «Гарри Поттеру» для женщин старше 50 лет гораздо понятнее будет метафора приготовления пищи. Как и в производстве, здесь важны оптимизация процессов и экономия ресурсов: чтобы всё нужное было под рукой, время на разные кулинарные операции расходовалось эффективно, а излишки продуктов не пришлось выбрасывать.
По словам спикера, это может прозвучать банально, но важно помнить, что креатив в контексте методических задач — вовсе не в том, чтобы предложить самую оригинальную идею, до которой ещё никто не додумался, а в том, чтобы найти решение, соответствующее учебным целям и теме курса, которое найдёт отклик у целевой аудитории.
Функция №2
Креативные решения помогают запомнить новую информацию
После того как слушатель курса или участник тренинга понял новую информацию, ему нужно закрепить её в памяти. На этом этапе, как отмечает спикер, помогают два компонента — визуальный образ или конкретное понятие, а также эмоции.
Важность этих компонентов тоже объясняют когнитивные науки. Так, согласно теории двойного кодирования Аллана Пайвио, информация воспринимается и запоминается легче, когда она подаётся и вербально (словами), и образно (визуально). Конкретные понятия, которые легко визуализировать мысленно, запомнить проще, чем абстрактные. Также важно знать, что визуальные и конкретные ассоциации к изучаемому материалу могут служить «якорем» для его закрепления в памяти и последующего припоминания.
Эмоции, в свою очередь, придают обучению личную значимость — то, что вызвало эмоциональный отклик, прочнее запоминается. Кроме того, позитивные эмоции повышают учебную вовлечённость, а она тесно связана с учебными результатами.
Это означает, что в курс полезно добавить эмоциональный, образный компонент, который «зацепит» учащихся, облегчит запоминание и поможет закрепить изученное в памяти.
Яна Адриановская советует выбрать близкий аудитории визуальный и ассоциативный язык и использовать его на протяжении всего курса — в оформлении слайдов и элементов интерфейса, в дополнительных материалах курса, в образах персонажей, если они есть в курсе.
Спикер привела в пример курс «Страдающая методология», разработанный командой методологов BTG Consult, для которого позаимствовали стиль популярного проекта «Страдающее Средневековье». Анализ показал, что такие визуальные образы и мемы нравятся аудитории, а значит, они могут стать «якорями» для запоминания учебного материала.

Скриншот: Страдающая методология / Skillbox Media
Яна предложила также ещё несколько идей:
- если целевая аудитория увлекается спортом, то образ «красных карточек» поможет запомнить, например, набор правил, которые нельзя нарушать;
- если слушатели курса живут в большом городе и ездят в метро, то информацию о каком-либо последовательном процессе можно визуализировать как движение от станции к станции;
- узнавание и эмоциональный отклик у сотрудников-миллениалов могут вызвать фразы и образы из рекламы 1990-х и 2000-х.
Функция №3
Креативные решения мотивируют пройти обучение до конца и применять изученное
Пробудить у сотрудников мотивацию учиться не менее важно, чем помочь им понять и запомнить новую информацию. Обучение постоянно конкурирует за внимание человека с другим контентом из мессенджеров, соцсетей, стриминговых сервисов. Поэтому, как отмечает спикер, нужно сделать сам процесс изучения нового приятным, комфортным и вовлекающим. Благодаря этому учащийся с удовольствием взаимодействует с учебными материалами и мотивирован пройти обучение до конца.
Яна Адриановская дала три совета разработчикам обучения, как сохранять и повышать мотивацию учащихся:
- Надо стремиться к тому, чтобы сам курс был интересным и лёгким для восприятия.
- Стоит добавить элементы, которые вызывают эмоциональный отклик — тут как раз пригодится сторителлинг с персонажами, похожими на учащихся, решающими близкие им проблемы, истории, включающие интригу, вызов или чувство ностальгии. Если это уместно, то также можно включить элементы геймификации: баллы, бонусы, достижения и другие механики.
- Важно регулировать когнитивную нагрузку учащихся в процессе обучения, особенно длительного — дозировать информацию, давать возможность немножко отдохнуть и расслабиться после сложных тематических блоков, чтобы они сохранили энергию до конца курса.
Читайте также:
- 3 маркетинговых инструмента, которые помогут поддерживать вовлечённость в обучение
- 7 условий, которые обеспечивают доходимость на курсе и применение новых навыков в работе
- Как создавать вовлекающие учебные занятия с помощью октализа Ю‑Кай Чоу
- SURE: формула для разработки учебного контента, который побуждает применять изученное