Как ИИ изменит рабочие места и навыки: 3 инсайта
Спойлер: всё идёт к тому, что решать стандартные задачи станет проще, но объём требуемых знаний и навыков при этом вырастет.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
В октябре 2023 года в Лас-Вегасе состоялось одно из крупнейших ежегодных мероприятий для HR-специалистов SuccessConnect event, которое проводит компания-поставщик программного обеспечения для управления персоналом SAP. Обсуждали на конференции то, как в эпоху ИИ будет выглядеть любая офисная работа в принципе и работа в сфере HR и L&D в частности. Ещё до старта мероприятия британский эксперт в сфере образования Филиппа Хардман опубликовала в своём блоге несколько инсайтов, которыми с ней поделились источники в компании. Кратко пересказываем суть.
Как ИИ изменит разные офисные рабочие места
Рынок труда, вероятно, ждёт очередная перестройка. Искусственный интеллект возьмёт немалую часть рутинных рабочих задач на себя. Но результат их выполнения всё равно будет зависеть от людей: для него потребуются данные, доработки, корректировки и оптимизация. Например, если раньше нужно было вручную создавать контент, то сейчас с этим справится ИИ — однако для этого придётся собрать требуемые данные, затем отредактировать получившийся текст (или картинку) и подумать, как улучшить ответ на запрос в будущем. Для этого потребуются новые навыки — работа с данными (например, их оценка и верификация) и с самим ИИ (усовершенствование его результатов, принятие решений на основе данных).
Есть и более приятные новости. Во-первых, сотрудникам будет проще сконцентрироваться на стратегических, а не рутинных задачах (это касается в том числе тех, кто занимается обучением персонала). А во-вторых, ИИ значительно улучшит их опыт на рабочем месте: он быстрее коллег ответит на вопросы, согласует отпуск и поможет найти нужное.
Что изменится для HR
Как и у других сотрудников, рутинных задач у HR-функции в целом станет меньше. Как минимум потому, что ИИ изменит процесс организации найма: например, он будет создавать и описывать вакансии за рекрутеров. Они же, в свою очередь, займутся данными для обучения ИИ и усовершенствованием результатов, которые он выдаёт, — по качеству этих результатов будут оценивать и качество их работы.
Кроме того, ИИ снимет значительную часть стандартных задач по взаимодействию с сотрудниками: поможет найти нужную информацию, согласует отгулы, изменит персональные данные. Но за точностью и скоростью его работы отвечать будут всё же HR-специалисты. Для них это также означает необходимость дополнительного обучения, чтобы организовать, поддерживать и улучшать внутренние сервисы.
Что изменится для L&D
Если говорить об L&D-функции в целом, то одно из ключевых изменений — новый подход к управлению талантами и работе с сотрудниками. Проще станет работать со сбором данных о навыках и талантах внутри компании: ИИ поможет выявить лучших, создать портфолио для каждого сотрудника (речь идёт про средний и крупный бизнес, то есть штат может исчисляться как сотнями, так и тысячами) и набросать фреймворк для компании в целом, визуализировать данные для упрощения анализа.
Вероятно, проще станет работать с руководителями и их подчинёнными. Так, менеджеров можно будет подключить к более активному участию в мониторинге навыков — для HR это упростит процесс планирования. Работники компании также смогут занять более заметную роль: например, делиться источниками вдохновения и мотивации, своими предпочтениями и особенностями.
C какими инструментами поможет ИИ
По мнению Филиппы Хардман, ИИ поможет наладить работу двух важных инструментов. Первый из них — карта значимости (saliency map). Она показывает, как пользователи взаимодействуют с онлайн-контентом и цифровыми платформами. Это помогает управлять их вниманием и вовлечением в дальнейшем, совершенствовать содержание учебных ресурсов и сами инструменты обучения. В задачи L&D войдёт интерпретация карт значимости и стратегическая работа с данными и оптимизация контента.
Второй инструмент — карта навыков (skill map). Она помогает отслеживать и анализировать навыки и компетенции сотрудников — а значит, понимать, на каких наиболее перспективных сотрудников стоит обратить внимание и как наращивать потенциал компании на основе работы с данными.
«Фокус будет сделан на создании новых возможностей искусственного интеллекта. Это обеспечит возможность для сотрудников получать данные для ИИ, совершенствовать его результаты и принимать решения на основе данных. ИИ расширит возможности руководителей HR и L&D, предоставляя информацию о навыках, характеристиках и других данных, связанных с сотрудниками. Это поможет в стратегическом планировании и оптимизации рабочей силы», — резюмировала Филиппа Хардман.
Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»
Нестандартная механика, которая помогает:
- обучать 1500 человек ежегодно;
- повышать вовлечённость;
- оптимизировать расходы на обучение.
Дарим кейс с механикой и подробностями.
Скачать бесплатно