Как донести ценность обучения с помощью сторителлинга по фреймворку SCQA
Это способ погрузить людей в тему курса так, чтобы сформировать у них чёткое понимание, зачем им нужна эта программа.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Будем честны: на корпоративные программы обучения обычно идут, потому что надо, а не потому, что хочется. Это так себе мотивация, и ощущения ценности обучения (а, соответственно, и вовлечения в него) поэтому часто не бывает.
Чтобы снять эту проблему, можно в самом начале учебной программы чётко, понятно и на конкретных ситуациях дать понять аудитории, чем она им будет полезна. В этом может помочь фреймворк SCQA. Вообще-то, он был разработан не для методистов, а для тех, кто пишет отчёты, предназначенные топ-менеджерам, чтобы максимально эффективно донести в них информацию. Тем не менее в руках умелых педдизайнеров он применим и для разработки курсов, уверяет в серии статей для Learning Guild директор учебных программ крупнейшего американского разработчика программного обеспечения для виртуализации VMware Неха Дивакарла. Она поделилась тем, как использует этот фреймворк в работе, а мы пересказываем вкратце.
Что за фреймворк SCQA
SCQA — инструмент для создания бизнес-сторителлинга, то есть связанной, последовательной и стройной передачи информации. Создан он был американской писательницей и консультантом по коммуникациям Барбарой Минто в начале 1980-х. Барбара описала, как разделить сообщение на четыре части или этапа, чтобы лучше донести некую идею до стейкхолдеров и менеджмента в рамках бизнес-коммуникации.
Название фреймворка — аббревиатура по первым буквам названия каждой из частей:
- Situation (Ситуация). Дискуссия или сообщение начинаются с общего описания ситуации: например, известных фактов и событий. Если переводить это в категорию обычных историй, то аналогом ситуации будет завязка, в которой обозначаются герои, место и время действия.
- Complication (Сложность). За описанием ситуации следует описание проблемы, которую необходимо решить (а в некоторых случаях и сроки этого решения). Если продолжить аналогию со сторителлингом, то в любой истории сложностью будет сюжетный поворот — препятствие, с которым сталкиваются герои.
- Question (Вопрос). Проблема приводит к вопросу, как её решить. Желательно, конечно, чтобы аудитория к этому моменту уже вовлеклась и сама этим вопросом задавалась.
- Answer (Ответ). Ответ вытекает из вопроса, который, в свою очередь, вытекает из сложности. С точки зрения сторителлинга ответ представляет собой развязку.
Хотя может показаться, что к обучению это не может иметь никакого отношения, Неха Дивакарла переводит этот фреймворк в учебную плоскость:
- Ситуация — служит для того, чтобы обозначить учебный контекст.
- Сложность — обозначает пробелы в знаниях или навыках.
- Вопрос — формирует необходимость в обучении, то есть учебные цели.
- Ответ — учебный контент.
Иными словами, с помощью SCQA вы можете последовательно продемонстрировать сотрудникам ценность обучения, вовлечь в него и мотивировать тех, кто это обучение проходит.
Как использовать фреймворк SCQA на практике
Нета Дивакарла описывает, как применяет SCQA в своей работе на примере курса для развития лидерских навыков.
Ситуация
На этапе «Ситуация» педдизайнер обозначает контекст для учащихся — это служит отправной точкой всего курса. Контекстом может быть что угодно, в зависимости от актуальной для вас ситуации. Вы можете обозначить, в каких условиях находится компания и сотрудники, описать конкретный рабочий кейс, объяснить важность темы и обозначить предыдущий опыт тех, кто проходит обучение.
Например, в программе обучения лидерству можно пояснить, что многие лидеры полагаются на устаревшие модели лидерства или борются с трудностями, с адаптацией к современной, динамичной рабочей среде, поясняет Неха Дивакарла.
Объяснение можно дополнить описанием примера, в котором лидер играет ключевую роль, помогая команде справиться с ситуацией — так слушатели увидят конкретную пользу, которую потенциально принесёт им обучение.
Сложность
На этом этапе демонстрируются пробелы в знаниях или навыках слушателей, которые необходимо закрыть для получения желаемого результата. Так, в программе по лидерству можно показать, какой подход в компании используют сейчас, а какой нужен для достижения успеха (и как выглядит этот успех). Таким образом, участник программы увидит, почему нынешние практики неактуальны и чем привлекательны те, которые он освоит в этой программе, считает эксперт.
«Описывая проблемы лидерства, с которыми учащиеся сталкиваются в своей работе, и подчёркивая реальные трудности в поддержании баланса различных стилей руководства, динамики команды и ожиданий заинтересованных сторон, вы можете подготовить почву для проблемы, которую учащимся необходимо решить. Это повышает вовлечённость, показывая учащимся, как обучение напрямую применяется в их работе», — комментирует Неха Дивакарла.
Вопрос
За обозначением проблемы следует вопрос: как эту проблему решить? На этом этапе педдизайнер устанавливает учебные цели и показывает, что учащихся ждёт на программе или курсе. Это помогает сфокусировать внимание на ключевых аспектах программы.
Но сам вопрос потребуется тщательно сформулировать — так, чтобы он отвечал целям. Для примера с курсом по лидерству Неха Дивакарла приводит в качестве примеров такие вопросы:
- Как лидеры могут укреплять доверие, поддерживать чёткое общение и эффективно руководить разнообразными командами как лично, так и удалённо?
- Какие модели лидерства лучше всего работают в современных децентрализованных командах?
Ответ
Ответом выступает непосредственно сам учебный контент — то есть основная часть курса. Однако здесь необходимо выполнить два условия, подчёркивает автор статьи.
Во-первых, контент должен действительно служить ответом на поставленный вопрос. Если вопрос касался, например, стилей лидерства, то и содержание курса должно ему чётко соответствовать.
А во-вторых, и вопрос, и ответ должны служить решением продемонстрированной в начале проблемы. При этом в форматах обучения и способах подачи контента нет никаких ограничений.
Для каких курсов можно использовать этот фреймворк
В отдельной памятке автор показала, как можно применять SCQA для курсов разных форматов. Так, для асинхронного онлайн-курса по проджект-менеджменту она приводит следующую пошаговую схему применения фреймворка SCQA педдизайнером:
- Ситуация — педдизайнер продумывает сценарий, в котором показана проблема управления распределённой командой.
- Сложность — педдизайнер обозначает основные вызовы. Например, это работа в разных часовых поясах или особенности коммуникации в онлайн-пространстве.
- Вопрос — вопросом в таком курсе может быть, например, такой: «Как проджект-менеджер может объединить команду?»
- Ответ — собственно, сам онлайн-курс с модулями по стратегиям и инструментам управления распределённой командой, кейс-стади.
Другой вариант Неха приводит для синхронного тренинга по развитию лидерских качеств и гибкости порядок действий бизнес-тренера, который ведёт этот курс:
- Ситуация — преподаватель кратко рассказывает слушателям об особенностях лидерства во время трансформации бизнеса.
- Сложность — преподаватель обозначает проблему сопротивления изменениям в командах.
- Вопрос — преподаватель ставит вопрос: «Какие методы может использовать руководитель, чтобы преодолеть сопротивление?»
- Ответ — преподаватель раскрывает модели лидерства, проводит групповые обсуждения и ролевые игры.
Финальный пример касается коучинговой программы для топ-менеджеров в смешанном формате:
- Ситуация — сценарий, который показывает, что руководители компании часто принимают важные решения на основе неполной информации.
- Осложнение — кейсы на основе реальных ситуаций, демонстрирующие сложности, с которыми сталкиваются лидеры (например, баланс рисков, фокусирование на стратегии, управление в стрессовой ситуации).
- Вопрос — вопросы, поддерживающие рефлексию, например: «Как управленцы могут сохранять спокойствие и принимать решения в трудных условиях?»
- Ответ — серия интерактивных модулей, обсуждений и вовлекающих заданий, а также персонализированный коучинг, сфокусированный на моделях по принятию решений и техниках управления стрессом.
Примеры Нехи Дивакарлы хорошо показывают, что фреймворк SCQA можно использовать в самых разных ситуациях. Он, конечно, не решит всех проблем, но вполне способен помочь с формулированием последовательной истории для учащихся, которая продемонстрирует им важность и нужность конкретного курса.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс