Как будет выглядеть корпоративное обучение будущего? Как умные часы!
Необычное предсказание о том, как персональные портативные технологии помогут учить сотрудников.
Фото: AG IMAGES / Getty Images
Чего только не появилось на рынке образования за последнее время: например, ИИ уже создаёт курсы, а на смену LMS придут «академии развития возможностей». Возможности для сферы корпоративного обучения предрекают интересные.
Как обучение станет «ультраперсонализированным»
В своей статье «Три тренда, которые открывают потенциал ИИ для L&D в 2023 году» старший менеджер по корпоративному обучению в Rogers Communication Хуан Нараньо предположил, к чему может привести развитие нейросетей и алгоритмов.
Некоторые возможности, кажется, близки как никогда: например, компании уже обеспечивают не просто обучение, а образовательный опыт, не за горами и автоматизированный процесс его проектирования. Больше того, в будущем обучение вполне может стать ультраперсонализированным, предрекает Нараньо.
«Один из путей понимания персонализации — в контексте метанаучения: система ИИ понимает учащихся и цели развития компании и в соответствии с этим предлагает контент пользователям. Другими словами, ИИ помогает людям найти актуальный опыт, который поможет развитию их навыков и карьеры.
Но есть и вторая сторона персонализации, которая может стать популярной в этом году. Этот уровень персонализации включает понимание биологии каждого учащегося — знание о том, когда наступает оптимальный момент для учёбы, креативной работы и сфокусированности на задачах», — пишет эксперт.
Что поможет выйти на такой уровень персонализации? Ответ, по мнению Хуана Нараньо, кроется в умных часах — они могут отслеживать разные биологические ритмы и выдавать рекомендации о том, когда лучше учиться. Это приведёт к тому, что люди смогут лучше запоминать материал и быстрее его усваивать.
«Сегодня есть немало аксессуаров для фитнеса, которые могут сказать пользователю, насколько трудным должно быть упражнение и какой его тип лучше подходит в конкретный день, основываясь на том, сколько человек спал, какое у него сердцебиение и другие биологические показатели. 2023-й может быть годом, когда мы начнём наблюдать схожий подход в учёбе», — заключает автор статьи.
Какие функции будут в умных часах для учёбы
Идея Хуана Нараньо не нова — о ней писал ещё в 2020 году визионер и эксперт по образовательным технологиям Эллиотт Мейси.
«Я предсказываю будущее, где смарт-часы будут мощным и персонализированным устройством, которое оптимизирует учёбу, взаимодействие, поддержку результатов работы, [индивидуальные данные] и будет показывать эти данные на дашборде для сотрудников в течение рабочего дня», — объяснил он.
Вот несколько интересных функций умных часов, предсказанных Эллиоттом Мейси:
- Своевременное напоминание об учёбе. Технологии могут распознать, устал ли человек или, может быть, слишком встревожен — понятно, что в этом состоянии не стоит браться за учёбу. А в подходящий момент часы напомнят: пора открыть нужный курс или материал и чему-нибудь научиться. Кстати, приспособление с похожими функциями, похоже, уже есть, но только не в формате часов, а в виде портативных наушников или повязки на голову. Создал его российский стартап Neiry, а суть в том, что вмонтированные в гаджеты электроды прилегают к коже головы и постоянно снимают электроэнцефалограмму, улавливая, как утверждают разработчики, состояния усталости, тревожности и стресса, потока сознания и даже замеряя когнитивную нагрузку.
- Всегда доступные знания и их поиск. Искать и находить нужную информацию станет ещё проще — алгоритм сделает это за человека. Мейси приводит такой пример: сотруднику нужно побольше узнать о новом клиенте — крупной корпорации. Пока он обедает, приложение в часах просканирует профильные социальные сети и найдёт коллегу, которого можно расспросить про инсайды об этой корпорации, потому что он там работал. Этот пример можно перенести и на обучение: например, если сотруднику нужны знания по какой-то теме, умные часы «найдут» ему коллегу, который в ней разбирается и сможет помочь. То есть организовать peer-to-peer-обучение станет проще.
- Диджитал-коучинг. Новые технологии позволят в режиме реального времени отслеживать и давать обратную связь по отработке навыков. Таким образом, даже на одной программе участники получат разный фидбэк и смогут скорректировать применение этих навыков на практике.
- Помощь в публичных выступлениях. Мейси отмечает: «Я был бы рад оказаться первым пользователем приложения для умных часов под названием „Лучшие речи“. Оно включало бы спектр тихих вибраций, которые напоминали бы мне о тайминге. Приложение „слушало“ бы ключевые фразы, которые я ввёл заранее, и вовремя переключало бы мне слайды или включало нужный ролик. А ещё однажды оно могло бы синхронизироваться с часами слушателей и в режиме реального времени сообщать о том, заинтересованы ли они или скучают».
- Организация учебного и профессионального опыта. Популярность обучения на опыте (например, симуляции и большого объёма практики) растёт, а умные часы могли бы стать в этом надёжным помощником, считает Мейси. Он предлагает использовать их в качестве «гида по впечатлениям». Как именно это будет выглядеть, эксперт не раскрывает, но предполагает, что проектировать учебный опыт можно было бы с учётом таких технологий.
Эллиотт Мейси считает, что в будущем создавать приложения для таких часов вполне смогут отделы обучения и развития в компаниях. Правда, им придётся учитывать не только пользу для рабочего процесса, но и этические аспекты, в частности конфиденциальность и точность данных.
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс