Что происходит с корпоративным обучением в 2024-м и что ждёт его дальше: отчёт LinkedIn
Аналитики разбирались, как меняется рынок в эпоху искусственного интеллекта (да, от него уже не уйдёшь).
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
В феврале социальная сеть для поиска деловых контактов LinkedIn опубликовала The LinkedIn Learning 2024 Workplace Learning Report — отчёт LinkedIn 2024 об обучении на рабочем месте. Он основан на опросе 1636 специалистов в сфере L&D и HR и 1063 учащихся. Все опрошенные представляют 28 стран из Северной и Южной Америк, Азии и Европы.
Кратко пересказываем основные тренды, которые заметили аналитики LinkedIn.
Тренд 1
Привязка обучения к бизнес-результатам стала приоритетной
Последние годы аналитики всё громче рассуждали о главной проблеме в сфере корпоративного обучения и управления талантами — учебные программы никак не связаны с реальными потребностями бизнеса. Судя по отчёту LinkedIn, ситуация начинает меняться, а тяжёлые разговоры приносят плоды. Оказалось, что привязка обучения к бизнес-результатам второй год подряд возглавляет список приоритетов L&D-специалистов. В 2024-м результаты распределились так:
- Привязка учебных программ к бизнес-результатам.
- Повышение квалификации (апскиллинг).
- Формирование культуры обучения.
- Помощь сотрудникам в развитии карьеры.
- Сохранение (или удержание) сотрудников в компании.
Авторы отчёта считают, что отчасти к таким результатам привело развитие технологий искусственного интеллекта. Ведь, с одной стороны, такой рывок требует развития и наращивания новых навыков, а с другой — развитие навыков из привилегии превратилось в необходимость.
О том, что связка бизнеса с обучением и развитием персонала укрепляется, свидетельствуют и приоритеты в развитии самих специалистов по обучению. Так, на первом месте для них — аналитика данных. Она, кстати, тоже второй год сохраняет свою позицию. В связке с бизнес-результатами это очевидно: достижение такой цели требует исследований и работой с большими массивами информации. Тренд на это обнаружили среди пользователей платформы LinkedIn: по сравнению с 2023-м годом всё больше специалистов в сфере корпоративного обучения стали указывать навыки работы с аналитикой в профайлах — за год их стало на 54% больше.
Вторая строчка в списке направлений для развития — построение метрик для оценки эффективности обучения — также подтверждает тренд. Правда, пока многие опрошенные скорее используют «метрики тщеславия» (такие как NPS, например), но треть применяет сразу несколько инструментов, чтобы посмотреть на учебные продукты глазами бизнеса.
Читайте также:
Тренд 2
L&D всё же влияют на принятие решений
Об этом говорят и данные отчёта: больше 50% опрошенных специалистов отмечают, что их отдел участвует в принятии управленческих решений на высшем уровне — и последние два года демонстрируют устойчивый рост в этом отношении. Кроме того, согласно LinkedIn Executive Confidence Index, в ближайшие полгода девять из десяти топ-менеджеров планируют увеличить или сохранить финансирование в корпоративное обучение, включая переквалификацию и обучение новым навыкам.
Конечно, чем больше возможностей у L&D, чем лучше сбалансировано обучение, тем лучше для бизнеса, поэтому все пункты «рейтинга интересов» в конечном счёте взаимосвязаны. Это показывают, например, данные о влиянии культуры обучения на бизнес-результаты: чем выше индекс культуры обучения (он составлен на основе данных о размере команды, оценке обучения новым навыкам, количестве постов на платформе, относящихся к обучению и оценке производительности), тем лучше показатели по сохранению талантов, внутренней мобильности и карьерному росту внутри компании.
Тренд 3
Обучение стало важной частью в построении карьеры
Особое внимание аналитиков привлёк четвёртый пункт в списке приоритетов на 2024 год — помощь сотрудникам в развитии карьеры, год назад она занимала лишь девятую строчку.
Объясняется такой резкий рост популярности этого приоритета совпадением потребностей сотрудников и бизнеса. Так, четыре из пяти опрошенных LinkedIn сотрудников хотели бы узнать, как использовать ИИ в своей работе. Восемь из десяти отметили, что обучение помогает им найти в работе смысл, а семь из десяти через учёбу чувствуют связь со своей компанией. Но самое главное, в каких случаях люди вообще готовы учиться. По данным опроса, это происходит, если учёба:
- помогает достигнуть карьерных целей,
- помогает актуализировать знания в своей сфере,
- персонализирована под их интересы и карьерные цели.
Иными словами, людям важно добиться желаемых профессиональных высот, а обучение они считают залогом хорошей карьеры.
Заметим тут, что на российском рынке труда, в соответствии с оценкой, которую недавно провело агентство Smart Ranking (об этом писал «Коммерсантъ»), обучение, похоже, становится ещё важной частью удержания сотрудников. А удержание называют главной задачей работы с персоналом в 2024 году. Связано это с большим кадровым голодом. Поэтому продуктам по корпоративному обучению прогнозируют рост.
Тренд 4
Обучение всех под одну гребёнку уже не работает
Универсальные программы «для всех» (особенно если речь идёт о сотнях и тысячах сотрудников) уже не дают былого эффекта. Оказалось, что дорогостоящие проекты по дополнительной квалификации, начатые за последние три года, с трудом добираются до этапа оценки их результатов — подавляющее большинство всё ещё на этапе планирования или реализации. Это, считают аналитики, показывает, что они не оправдывают себя.
Как отмечают аналитики LinkedIn, наиболее успешные компании сфокусированы не на масштабных тренингах, а на более персонализированных практиках:
- Менторинг и коучинг. Они явно «совершают камбэк», и 47% компаний активно используют их для сокращения текучки кадров. Совсем скоро, считают аналитики, доверить сотрудников можно будет ИИ — в качестве коуча и советника он добавит обучению персонализации.
- Программы внутренней мобильности. Его посчитали эффективным, хотя и не слишком распространённым пока инструментом. Пока такие программы есть только у 33% компаний, и лишь один из пяти опрошенных работников уверен, что сможет сменить роль в своей компании. Однако авторы отчёта убеждены, что это важная практика: она помогает развивать таланты внутри компании (без необходимости «коллекционирования» квалифицированных кадров), даёт бизнесу сотрудников с большим набором навыков и возможностью решать кросс-функциональные задачи. К слову, хотя ответственность за такие программы чаще всего ложится на плечи HR, в трети компаний за эту функцию отвечает глава L&D-отдела.
- Программы смены ролей внутри компании. По данным отчёта, лишь 19% сотрудников хоть раз слышали призыв работодателей рассматривать новые карьерные возможности в компании и менять сферу деятельности. В LinkedIn это объясняют элементарным страхом руководителей потерять перспективных членов коллектива. Однако, считают там, менеджеры могли бы принять на себя другую функцию — создателей талантов, особенно если бы получали за это вознаграждение. Это, в свою очередь, откроет путь к инновациям и массе новых возможностей и для сотрудников, и для бизнеса.
Тренд 5
В фокусе обучения — развитие гибких навыков
Список эффективных практик наглядно демонстрирует, на чём стоит фокусироваться корпоративному обучению в ближайшем будущем — на развитии у сотрудников способности применять нужные навыки в нужное время и для нужной задачи (это обозначается термином skills agility, то есть навыковая гибкость). Собственно, это тоже причина отказаться от крупных программ и задействовать ИИ, чтобы сконцентрироваться на других, более перспективных возможностях.
«Чтобы развить гибкость навыков для бизнеса, L&D-специалистам придётся сначала „отпустить“ задачи, которые требуют слишком много времени, вроде создания кастомного контента и длительных тренингов. ИИ сулит хорошие перспективы в сфере персонализации, позволяя большему количеству людей определять свою профессиональную судьбу», — говорится в отчёте.
В ближайшем будущем всё больше специалистов (в общей сложности 47%) планируют уделить время внедрению обучения в процессе работы, задействовать программы микро- и даже нанообучения. Это, отмечают аналитики, говорит о стремлении к постоянному росту и развитию персонала — а ИИ даст для этого больше возможностей.
Тренд 6
Фокус в развитии L&D-специалистов — на «человеческих» навыках
Совсем скоро искусственный интеллект сможет решить массу рутинных задач функции обучения и развития, но ряд навыков для него, конечно, недоступен — их объединяют под определением «человеческие». Это такие навыки, что относятся к непосредственному взаимодействию с другими людьми.
Потребность в них растёт: 91% участников опроса поделились, что считают их жизненно необходимыми в работе. Среди навыков, которые помогут L&D-специалистам добиться успеха в 2024 году, авторы отчёта приводят навыки коммуникации, презентации, решения проблем и управления людьми — именно к ним проявляли значительный интерес за 2022–2023 год профессионалы в сфере обучения.
Читайте также:
- Джош Берсин: корпоративное обучение станет крупнейшим рынком для ИИ
- Как развить в студентах и сотрудниках кросс-дисциплинарность
- Эксперт: «Тренинги не умрут, просто это будет редкий зверь»
- Как сделать корпоративное обучение системным и увязать с бизнес-метриками
- Что, если кризис навыков — просто страшилка, как «Великий навозный кризис» в 1894 году?
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее