Корп. обучение
#Мнения

5 инсайтов года о корпоративном обучении

На самом деле, таких уж радикальных перемен в этом году не случилось, зато ранее наметившиеся тренды проявились ещё ярче.

Фото: skynesher / Getty Images

Что и говорить — уходящий год был полон больших потрясений. Но вот о том, как они сказались на работе тех, кто создаёт корпоративное обучение, мнения есть разные. Мы попросили очень коротко поделиться своим видением Павла Безяева, лидера и основателя сообщества Digital Learning: он хорошо знаком с тем, что происходило в T&D- и L&D-функциях многих российских компаний. И вот что он сказал.

краткая справка

Павел Безяев

Основатель сообщества Digital Learning, экс‑руководитель направления по управлению знаниями в ПАО «Газпром нефть». С 2002 года — в сфере электронного обучения (eLearning), с 2014 года — в области управления знаниями.

О проблемах, с которыми столкнулось корпоративное обучение в этом году, сказано уже немало. Однако есть не очевидные на первый взгляд выводы — которые стоит взять на вооружение в 2023 году.

Корпоративное обучение ещё само не всему научилось

На самом деле, что бы там ни говорили, кажется, что для корпоративного обучения таких уж существенных перемен в 2022 году не произошло, если присмотреться внимательно: и бюджет не сильно пострадал (сказалась инерция и утверждённые заранее планы), и структура заказов изменилась не так радикально, как могла бы.

Вызов оказался в другом — не поддаться иллюзии, что всё будет по-прежнему. Многие в какой-то момент расслабились: раз всё не так критично, мы всё ещё важная функция, то и будем делать то, что делали. На деле изменилось всё в бизнесе, и изменилось кардинально, а корпоративное обучение продолжает заниматься привычной работой, вместо того чтобы наконец стать важной опорой бизнеса в кризисных ситуациях.

Исследование, которое мы провели в мае этого года, показало: большинство L&D- и T&D-функций не занимаются качественной оценкой эффективности своего обучения, процессов, влияния на бизнес. Они продолжают собирать анкеты обратной связи и рассказывать, какой классный у них продукт. Проблема в том, что бизнесу это уже не нужно, а дальше будет нужно ещё меньше.

В тренде те, кто привязывает обучение к бизнес-задачам

Предыдущий тезис прямо связан со следующим: «просто обучение», не связанное с бизнес-задачами, ведёт в тупик. В этом году я окончательно убедился, что не стоит связываться с проектами, которые не дают ответа на важные вопросы — как они изменят бизнес и на что повлияют для него.

Тем не менее позитивные примеры есть, это видно по проектам участников премии Digital Learning в этом году. Хороший пример — курс «Мастер-продаж» компании МТС, создателям которого удалось интересно подойти к поставленным задачам и при этом продемонстрировать крутые показатели. Ещё один удачный кейс — курс компании Hansa на основе VR-технологий. У коллег была задача научить тех, кто не очень-то хочет учиться, и они нашли хорошую нишу, где новые технологии могут принести пользу и вовлечь, а заодно показать реальные результаты.

Конечно, практика показывает, что и сам бизнес, создавая запрос для T&D, не всегда может поставить чёткую задачу, сформулировать нужный результат. Те, кто отказывается выполнять такие запросы, совершают настоящие подвиги.

В этом году мне удалось посмотреть на обучение через призму региональных отделов обучения в средних компаниях со штатом около тысячи человек. Оказалось, что именно там совершаются эти подвиги, там принимают понятные, практичные, работающие решения, о которых в крупных, избалованных бюджетами компаниях начинают забывать.

Обучение стало ближе к тем, кто учится

На рынке сегодня появилось довольно много небольших бутиковых компаний-провайдеров, которые делают классные программы обучения — достаточно простые, но интересные. Например, немало программ теперь делают в виде чат‑ботов в Telegram.

Как следствие, навык попадания в целевую аудиторию серьёзно вырос. Раньше знали, как учить, но не умели донести, теперь этому наконец научились.

Онлайн- и смешанных программ стало больше

На рынке корпоративного обучения наконец появилась большая доля онлайн- и смешанных программ. В прошлом году такие форматы были скорее исключением — не хватало опыта разработки, методологии и поддержки программ. Это был провал для всей сферы. В этом году премия Digital Learning показала, что ситуация исправилась и, несмотря на трудности, появилось немало интересных, ярких проектов в корпоративном обучении.

Что важно для самих T&D и L&D

Что касается самих специалистов по корпоративному обучению, то самым востребованным навыком для нас, мне кажется, стало умение переключить фокус на рабочие задачи. Совет, который я дал бы самому себе год назад, — читать поменьше новостных каналов и сосредоточиться на проектах, где можно принести пользу, чтобы не упустить время и поддержать других.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована