5 инноваций в корпоративном обучении, за которыми стоит следить в 2025 году
Хотя часть из них российским специалистам уже знакома, некоторые пункты наверняка вызовут интерес.
Иллюстрация: wirestock / freepik / kjpargeter / Freepik / Hiep Nguyen / Unsplash / Louis PL / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media
Несмотря на технический консерватизм корпоративного обучения, в ближайший год сфера может ждать как интересных новинок, вроде умных гаджетов, так и развития уже знакомых инструментов и технологий. Издание Learning Guild составило подборку инноваций, за которыми специалистам по внутреннему обучению стоит следить и о внедрении которых стоит подумать. Хотя во многом список ориентирован на зарубежный рынок, российским L&D-специалистам он тоже будет интересен.
О чём идёт речь в подборке
Сразу скажем: некоторые пункты отечественным специалистам и так уже хорошо знакомы (например, сложно найти компании, которые сегодня не используют чат-боты в том или ином виде). Однако преимущество списка инноваций Learning Guild в том, что он включает описание как позитивных, так и негативных сторон новинок. Сравнить все плюсы и минусы можно в таблице ниже.
Тип инновации | Разработка курса на основе ИИ | Гиперперсонализированное курирование контента | Обучение на основе иммерсивных сценариев | Умные чат-боты | Нательные гаджеты |
---|---|---|---|---|---|
Суть | Автоматизированное обновление курсов, разработка курсов искусственным интеллектом, сбор и анализ данных | Созданные ИИ рекомендации учащимся на основе их интересов, предпочтений и нужд | Курсы c VR и AR, позволяющие попробовать навыки на практике в безопасной среде | Администрирование обучения, ответы на типичные вопросы, обучение с ИИ-помощниками | Часы, браслеты и другие гаджеты, позволяющие отслеживать выполнение задач, физическое состояние и другие данные |
Преимущества | Быстрое создание контента, полезные инсайты из анализа данных, повышенная продуктивность за счёт автоматизации рутинных задач | Рост качества за счёт постоянного обновления и актуализации материалов, повышенное вовлечение, рост автономности учащихся | Обучение на практике, безопасная среда для учащихся, учебный опыт, подстроенный под нужды сотрудников | Постоянная доступность, низкая стоимость по сравнению с наймом специалистов-кураторов, постоянство в ответах | Сбор данных о продуктивности сотрудников, своевременное информирование о задаче или обучении, повышенная вовлечённость, моментальная обратная связь |
Риски | Ограниченное «понимание» контекста учебной программы, упрощение обучения, потенциальное недоверие пользователей к работе ИИ | Трудности с постоянными изменениями на основе предпочтений пользователей, потенциальная предвзятость к пользователям, потеря качества | Высокая стоимость разработки, потенциальные трудности адаптации пользователей к новым технологиям, не всегда предсказуемые результаты для разных учащихся | Высокие затраты на разработку самого обучения, отсутствие эмоционального интеллекта, разочарование и риск отказа от инструмента из-за его невозможности решить определённую задачу или ответить на вопрос | Неудобство в использовании, потенциальное переключение внимания с учебных задач, необходимость технической поддержки и ухода |
ИИ в разработке курсов
От использования нейросетей в обучении уже невозможно отказаться, вопрос только в том, как применять их наиболее эффективно. Например, можно автоматизировать производство части контента, особенно если он достаточно формальный, вроде обновления политики компании в определённых вопросах или правил комплаенса. Ещё полезно задействовать ИИ для сбора и анализа данных, чтобы с его помощью формировать подборку лучших практик или рекомендаций сотрудникам.
Несмотря на все преимущества, вызовы в работе с ИИ тоже есть — специалистам по обучению придётся учитывать их и за этим следить. Среди таких вызовов — невозможность учитывать полноценный контекст в разработке учебных программ, упрощение материалов (генеративные нейросети не могут выступать реальными экспертами) и низкий уровень доверия к созданным искусственным интеллектом курсам.
Гиперперсонализированное курирование контента
Термин «гиперперсонализация» пришёл в обучение из маркетинга — там им обозначают возможность точно подстраивать рекламные сообщения под интересы, особенности и нужды конкретного пользователя в режиме реального времени. Ключевую роль в этом играет ИИ, именно он обрабатывает данные и подбирает нужное потенциальному покупателю предложение.
При чём здесь обучение? Потенциально ИИ сможет по такому же принципу подбирать учебные материалы для сотрудников. Так, электронная система обучения будет рекомендовать сотрудникам курсы, которые соответствуют их текущим рабочим проектам или желаемому карьерному треку, а, например, в IT-компании каждый программист будет получать новый учебный контент, соответствующий языку программирования, с которым он работает.
С гиперперсонализацией нужно учитывать вот что. Во-первых, без живого контроля со стороны специалистов по обучению всё равно не обойтись. Например, нужно следить за актуальностью учебного контента. Во-вторых, за алгоритмы и данные для ИИ-обработки тоже отвечают люди, так что, действуя по их образцу, ИИ может проявлять предвзятость по отношению к разным группам учащихся.
Однако и плюсы у гиперперсонализации значительные: сотрудники станут более автономными в выборе и получении учебного контента, а за счёт того, что их интересы будут учитываться в рекомендациях, у них, по идее, должна вырасти вовлечённость в обучение.
Иммерсивное обучение на основе сценариев и кейсов
Иммерсивное обучение с помощью VR и AR сегодня не новость, хотя эксперты и отмечают, что — как минимум в России — эти технологии не набирают большой популярности. Пока такое обучение в любой точке мира будет доступно скорее крупным компаниям — для его разработки требуется немалый бюджет и значительное количество времени.
Тем не менее уже сейчас создание таких курсов упрощается, так что вполне возможно, что ситуация изменится. Вот тогда и придёт время иммерсивного обучения, считают эксперты, поскольку виртуальная реальность позволяет получить живой опыт и отработать ошибки в безопасной среде.
При этом важно учитывать, что подойдёт иммерсивное обучение потенциально не всем — люди могут по-разному реагировать на опыт в виртуальной реальности, да и на необходимость работать с принципиально новыми, незнакомыми им технологиями.
Читайте также:
Чат-боты
Ещё одна инновация в списке — чат-боты. Конечно, имеются в виду те, которые работают на основе ИИ. Эти технологии превращаются в полезных ассистентов, администраторов, помощников и тьюторов, снижая нагрузку на отделы обучения. В части администрирования учебного контента чат-боты возьмут на себя подсказки по поиску учебного материала и ответов на популярные вопросы пользователей. Где-то они могут взять на себя и чисто учебные функции — например, с их помощью уже проводят онбординг или обучают руководителей. Для российских компаний это тоже не новость. А ещё стоит присмотреться к опыту из сферы не корпоративного обучения, а высшего образования — в ТюмГУ обязанности преподавателей выполняют «ИИ-персоны».
При этом в Learning Guild отмечают, что даже такой несложный инструмент требует осторожности. Относительно низкая стоимость чисто технической разработки компенсируется немалыми усилиями на разработку самого обучения. К тому же даже с ИИ в основе боты не способны полноценно заменить человека — им не хватит эмпатии и эмоционального интеллекта, чтобы полноценно прочувствовать настроение пользователя и разобраться с переживаниями, страхами или другими негативными эмоциями. Кроме того, если ИИ-бот не сможет полноценно ответить на заданные вопросы или уточнения, это быстро приведёт к разочарованию и отказу от услуг такого ассистента.
Читайте также:
Умные нательные гаджеты
Появления нательных гаджетов вроде смарт-часов, в которые «поместится» обучение, эксперты ожидают уже не первый год. Сейчас такие технологии уже применяют в спорте, но сфера их использования может расшириться.
В том числе такие умные девайсы могут найти применение в обучении. Каким образом? Например, они могут собирать о каждом пользователе данные, чтобы быстрее адаптировать программы или курсы под нужды компании, а также отслеживать проблемы и пробелы в рабочих процессах, которые можно решить с помощью обучения. Кроме того, гаджеты, вроде часов или браслетов, позволят давать моментальный фидбэк, присылать напоминания о начале занятий, дедлайне по домашней работе и так далее — в общем, координировать процесс обучения. Потенциально такие гаджеты также могут добавить интерактивности — правда, как именно, пока остаётся под вопросом.
Конечно, не факт, что сотрудники вообще согласятся носить такие штуки — дополнительный аксессуар на теле и понимание, что о тебе постоянно собирают какие-то данные, может вызывать элементарный дискомфорт. А постоянные напоминания или сигналы — раздражать и отвлекать от работы. Кроме того (и этот пункт наиболее важен), подобные инструменты потребуют вложений — в том числе в техподдержку, регулярное обслуживание и ремонт.
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.