Корп. обучение
#статьи

4 ошибки в обучении сотрудников, которые совершают многие компании

Иногда проблема не в том, что L&D-отдел мало старается, а в том, что он даже перебарщивает кое в каких стараниях, не уделяя внимание тому, что нужно.

Фото: gorodenkoff / iStock / Getty Images Plus

В корпоративном обучении есть подходы, которых многие придерживаются просто потому, что «исторически так сложилось». При этом они нередко затрудняют управление обучением, делают опыт учащихся менее положительным, а их результаты — менее высокими, чем они могли бы быть. Именно о таких подходах рассказал лидер и сооснователь сообщества Digital Learning Павел Безяев на онлайн-встрече «Трансформация обучения: как избежать главных ошибок», которая состоялась 20 июня. Мероприятие было организовано Digital Learning совместно с веб-платформой для проведения конференций и вебинаров Livedigital.

Ошибка 1


Создавать «зоопарк» образовательных сервисов

С 2020 года на рынке появилось множество сервисов и инструментов для дистанционного, гибридного и смешанного обучения. Давно уже назрела проблема: богатый выбор приводит к тому, что у крупных компаний и университетов формируются «зоопарки» решений — коллекции инструментов, которые могут быть схожи по функциям, но при этом каждый закрывает какую-то отдельную потребность. Например, компания использует одну внешнюю LMS-платформу как основную, для онбординга сотрудников применяет второе решение, для оценки компетенций — третье, а одновременно с этим разрабатывает собственные LMS и мобильное приложение.

В идеале, как объясняет Павел Безяев, все используемые для корпоративного обучения инструменты нужно собирать в единую понятную экосистему, чтобы разные сервисы интегрировали свои данные: условно, сотрудник занимается в диалоговом тренажёре, а результаты занятия переносятся в LMS. На практике же, по словам Павла, в «зоопарках» зачастую нет даже единой авторизации — пользователям приходится заводить аккаунты в каждом сервисе, что, конечно, неудобно как учащимся сотрудникам, так и L&D-специалистам, организующим их обучение. Как считает спикер, разросшийся «зоопарк» не только затрудняет пользовательский путь — с ним сложнее экономить бюджет, а управление обучением становится менее прозрачным.

Поэтому Павел Безяев рекомендует критически пересмотреть используемый в компании набор сервисов, чтобы решать максимум задач минимальным числом инструментов. И прежде чем внедрять какой-либо новый сервис, подумать, встроится ли он в текущий набор инструментов и как будет взаимодействовать с другими техническими решениями. Возможно, если немного поступиться разнообразием функций, компания только выиграет благодаря удобству и прозрачности системы обучения.

Ошибка 2


Делать ставку на сложную и дорогую «упаковку» обучения

Ещё один тренд, свойственный современному корпоративному обучению, — увлечение геймификацией, которое, по мнению Павла Безяева, может быть чрезмерным. В стремлении вовлечь сотрудников в учёбу, специалисты по обучению превращают стандартный курс по охране труда в историю о спасении мира от злого волшебника, а курс по корпоративным ценностям — в космическое приключение.

По мнению Павла, такой подход связан с несколькими проблемами. Во-первых, за играми и сторителлингом нередко упускают из виду базовые аспекты мотивации, такие как смысл и ценности.

«Если мы хотим, чтобы люди что-то изучили, может быть, стоит просто разобраться, в чём ценность этого обучения, для чего действительно оно нужно? А потом — показать это, объяснить. И тогда, в общем-то, нам не нужны вот эти бесконечные игры, просто потому, что если взрослый человек понимает, в чём ценность, он пойдёт и сделает это», — убеждён спикер.

Во-вторых, внедряя геймификацию, компании нередко стремятся «конкурировать с Netflix», создавать очень сложные и дорогие решения. Плохая новость, замечает Павел Безяев, в том, что обучение никогда не сможет соперничать с популярными сериалами и видеоиграми — хотя бы потому, что их бюджеты несопоставимы с бюджетом на обучение любой из компаний на российском рынке. Поэтому тратить миллионы на разработку масштабной игры, в которую каким-то образом добавлен образовательный контент, по мнению спикера, не имеет смысла. Разумнее использовать готовые решения и простые проверенные механики.

Ошибка 3


Проектировать синхронное онлайн-обучение только в формате лекций и вебинаров

По наблюдению Павла Безяева, синхронное онлайн-обучение для многих — это исключительно «говорящая голова» на экране, иногда с презентацией. Однако важно понимать, что даже обычная лекция в онлайне работает совсем не так, как в аудитории: учащиеся быстрее отвлекаются, а у лектора гораздо меньше возможностей воздействовать на слушателей.

Поэтому обучение в онлайне должно быть интерактивным — то есть строиться на взаимодействии учащихся с преподавателем и друг другом. А организовать это взаимодействие помогут специальные методики и цифровые инструменты.

Например, эффективным может быть обучение в VR — особенно если идёт речь о тренировке поведения в ситуациях, которые невозможно, опасно или слишком дорого воспроизводить в реальности. Добавить интерактивность в смешанный или дистанционный курс, по словам спикера, помогут и различные сервисы для проведения квизов и опросов, такие как Wooclap, Aha Slides или «Мой голос». Также Павел упомянул многофункциональную платформу для онлайн-тренингов «ТренингСпэйс», в которой есть инструменты для видеосвязи, работы в малых группах, мозговых штурмов, ролевых игр и так далее.

Ошибка 4


Не уделять внимание поддержке сотрудников

Так сложилось, что в корпоративной сфере не слишком развита поддержка учащихся сотрудников. Как рассказал Павел Безяев, длительные смешанные и дистанционные программы обучения сотрудников, где очень важна поддержка, стали распространяться только после 2020 года. И если в сфере EdTech онлайн-школы давно работают с таким форматом и развивают сопровождение студентов, то в корпоративном сегменте роль куратора в онлайн-обучении отсутствует или выполняется очень поверхностно. Это негативно сказывается на качестве обучения и опыте учащихся.

Как заметил Павел, сами корпоративные LMS-платформы редко содержат инструменты поддержки учащихся. Поэтому решением для длительных курсов могут стать event-платформы, предназначенные для организации конференций и прочих публичных мероприятий — в них обычно предусмотрен широкий набор функций для сопровождения участников. Павел Безяев привёл в пример Event Platform и Talent Rocks (последняя, кстати, со временем превратилась в полноценную LMS).

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?

А ещё:

  • оптимизировать расходы на обучение;
  • сформировать внутренний кадровый резерв;
  • усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.

Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.

Скачать кейс

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Закрываем стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 За 1,5 года делаем из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована