Тест: насколько хорошо ты знаешь изобретения Алана Кея?
Придумал планшет за 30 лет до его появления и предложил программировать «объектами» — тест по биографии гитариста, который стал учёным.
Фото: University of Colorado
Биолог, гитарист, разработчик, ментор Стива Джобса, обладатель премии Тьюринга и человек, который считает, что лучший способ спрогнозировать будущее — изобрести его. Всё это — про Алана Кея. Пройдите тест, чтобы познакомиться с его выдающимися изобретениями или убедиться, что вы и так прекрасно разбираетесь в истории IT.
Начать тест |
Алан родился в семье музыкантов и сам был музыкантом: профессионально играл джаз на гитаре и преподавал. Ничто не предвещало беды — то есть того, что он станет программистом. Какое же событие изменило всю его жизнь?
Верно! В 1960-е Алана призвали в армию и по результатам профориентационного теста определили в программисты. Тогда компьютерная рота была больше похожа на секретариат, но Алан и там смог проявить свои таланты — например, разработал одну из первых кросс-платформенных систем передачи файлов.
Не-а. Хоть Кей и любил творчество этого писателя-фантаста, на решение стать программистом всё же повлияла служба в армии США — по результатам профориентационного теста его определили в программисты. В 1960-е компьютерная рота была больше похожа на секретариат, но Алан и там смог проявить свои таланты — например, разработал одну из первых кросс-платформенных систем передачи файлов.
Это будет позже — Кей окажется на факультете инженерии в 1966 году, уже после того, как попробует программирование в армии США, где по результатам профориентационного теста его определили в программисты. В 1960-е компьютерная рота была больше похожа на секретариат, но Алан и там смог проявить свои таланты — например, разработал одну из первых кросс-платформенных систем передачи файлов.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
После армии Алан Кей поступил в Университет Колорадо, где получил учёную степень по математике и биологии, а затем начал учиться в инженерном колледже, где защитил докторскую по собственному языку FLEX. Этот язык должен был ускорить «общение» между компьютером и человеком, но популярным он так и не стал — с какой трудностью столкнулся Алан?
Верно! При разработке языка Алан Кей и его коллеги не учли доступность — в итоге, чтобы работать с FLEX Machine, нужно было помнить сотни команд даже для написания относительно простой программки. При этом с реализацией всё было в порядке — FLEX Machine удалось запустить на компьютерах DARPA, где Алан начал работать параллельно с университетом.
Не-а, с реализацией всё было в порядке — FLEX Machine удалось запустить на компьютерах DARPA, где Алан начал работать параллельно с университетом. Проблема оказалась в другом — Алан не учёл доступность: чтобы работать с FLEX Machine, нужно было помнить сотни команд даже для написания относительно простой программки.
Не-а, с реализацией всё было в порядке — FLEX Machine удалось запустить на компьютерах DARPA, где Алан начал работу параллельно с университетом. Проблема оказалась в другом — Алан не учёл доступность. Чтобы работать с FLEX Machine, нужно было помнить сотни команд даже для написания относительно простой программки.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
В 1970 году Алан Кей присоединился к исследовательской группе Xerox PARC в Пало-Альто, которая занималась перспективными разработками. Вместе с коллегами он разработал язык Smalltalk. В чём было его главное новшество и отличие от других языков того времени?
Нет, но вы были близки — Smalltalk был одним из первых языков, в котором применили объектно-ориентированный подход, который, так же как и процедурный, относится к императивной парадигме.
Верно! Smalltalk был одним из первых языков, в котором применили объектно-ориентированный подход. Этот подход со временем стал доминирующим — сейчас в этой парадигме умеют работать JavaScript, Python, Java и многие другие языки.
Не-а, Smalltalk был одним из первых языков, в котором применили объектно-ориентированный подход. Этот подход со временем стал доминирующим — сейчас в этой парадигме умеют работать JavaScript, Python, Java и многие другие языки.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Жена Алана Кея — писательница и сценаристка Бонни Макбёрд. Вы точно знакомы с её творчеством, потому что она написала сценарий для одного популярного научно-фантастического фильма студии Universal Pictures. Вопрос: что это за фильм? Подсказка: одного из героев зовут Алан.
Не-а, правильный ответ — «Трон».
Герой фильма Алан Брэдли назван в честь Алана Кея — он борется против программы Master Control (она существует в командной строке) и является создателем программы Tron.
Алан и Бонни познакомились именно благодаря фильму «Трон». В 1982 году Бонни Макбёрд и режиссёр Стивен Лисбергер искали эксперта, который смог бы проконсультировать их по поводу компьютеров.
Поиск привёл их в Xerox PARC, где Алан четыре часа рассказывал о будущем компьютеров. Бонни поняла, что не только назовёт в честь Алана главного героя фильма, но и пригласит его техническим консультантом на съёмки. Так началось их сотрудничество, которое и закончилось свадьбой.
Герой фильма Алан Брэдли назван в честь Алана Кея — он борется против программы Master Control (она существует в командной строке) и является создателем программы Tron.
Алан и Бонни познакомились именно благодаря фильму «Трон». В 1982 году Бонни Макбёрд и режиссёр Стивен Лисбергер искали эксперта, который смог бы проконсультировать их по поводу компьютеров.
Поиск привёл их в Xerox PARC, где Алан четыре часа рассказывал о будущем компьютеров. Бонни поняла, что не только назовёт в честь Алана главного героя фильма, но и пригласит его техническим консультантом на съёмки. Так началось их сотрудничество, которое и закончилось свадьбой.
Не-а, правильный ответ — «Трон».
Герой фильма Алан Брэдли назван в честь Алана Кея — он борется против ориентированной на командную строку программы Master Control и является создателем программы Tron.
«Трон» — это, по сути, то, что позволило встретиться Алану и Бонни. В 1982 году Бонни Макбёрд и режиссёр Стивен Лисбергер искали эксперта по компьютерам для сценария.
Поиск привёл их в Xerox PARC, где Алан четыре часа рассказывал о будущем компьютеров. Бонни поняла, что не только назовёт в честь Алана главного героя фильма, но и пригласит его техническим консультантом на съёмки. Так началось их сотрудничество, которое и закончилось свадьбой.
Герой фильма Алан Брэдли назван в честь Алана Кея — он борется против ориентированной на командную строку программы Master Control и является создателем программы Tron.
«Трон» — это, по сути, то, что позволило встретиться Алану и Бонни. В 1982 году Бонни Макбёрд и режиссёр Стивен Лисбергер искали эксперта по компьютерам для сценария.
Поиск привёл их в Xerox PARC, где Алан четыре часа рассказывал о будущем компьютеров. Бонни поняла, что не только назовёт в честь Алана главного героя фильма, но и пригласит его техническим консультантом на съёмки. Так началось их сотрудничество, которое и закончилось свадьбой.
В точку! Герой фильма Алан Брэдли назван в честь Алана Кея — он борется против ориентированной на командную строку программы Master Control и является создателем программы Tron.
«Трон» — это, по сути, то, что позволило встретиться Алану и Бонни. В 1982 году Бонни Макбёрд и режиссёр Стивен Лисбергер искали эксперта по компьютерам для сценария.
Поиск привёл их в Xerox PARC, где Алан четыре часа рассказывал о будущем компьютеров. Бонни поняла, что не только назовёт в честь Алана героя фильма, но и пригласит его техническим консультантом на съёмки. Так началось их сотрудничество, которое и закончилось свадьбой.
«Трон» — это, по сути, то, что позволило встретиться Алану и Бонни. В 1982 году Бонни Макбёрд и режиссёр Стивен Лисбергер искали эксперта по компьютерам для сценария.
Поиск привёл их в Xerox PARC, где Алан четыре часа рассказывал о будущем компьютеров. Бонни поняла, что не только назовёт в честь Алана героя фильма, но и пригласит его техническим консультантом на съёмки. Так началось их сотрудничество, которое и закончилось свадьбой.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Работая в PARC в 1970-х, Кей не только приложил руку к созданию ООП, но и разработал концепцию планшета-ноутбука, который назвали Dynabook. На какую целевую аудиторию было рассчитано устройство?
Не-а, целевой аудиторией были прежде всего дети. Хоть проектом Dynabook и интересовались военные (им требовался аналог электронной бумаги), Алан Кей создавал плоский компьютер для детского образования, а уже потом — для взрослых и офисных сотрудников.
Для 1970-х технология была всё ещё слишком революционной — создать плоский компьютер и выпустить его в массовое производство удалось только Apple с её Newton почти 30 лет спустя. Зато потом вышел iPad, и дальше всё завертелось, но Алан до сих пор считает, что идеи Dynabook не реализованы.
Для 1970-х технология была всё ещё слишком революционной — создать плоский компьютер и выпустить его в массовое производство удалось только Apple с её Newton почти 30 лет спустя. Зато потом вышел iPad, и дальше всё завертелось, но Алан до сих пор считает, что идеи Dynabook не реализованы.
Верно! Алан Кей всегда говорил про важность обучения детей, поэтому планшет разрабатывался в первую очередь для образования детей и подростков.
Для 1970-х технология была всё ещё слишком революционной — создать плоский компьютер и выпустить его в массовое производство удалось только Apple с её Newton почти 30 лет спустя. Зато потом вышел iPad, и дальше всё завертелось, хотя Алан до сих пор считает, что идеи Dynabook не реализованы.
Для 1970-х технология была всё ещё слишком революционной — создать плоский компьютер и выпустить его в массовое производство удалось только Apple с её Newton почти 30 лет спустя. Зато потом вышел iPad, и дальше всё завертелось, хотя Алан до сих пор считает, что идеи Dynabook не реализованы.
Не-а, целевой аудиторией были прежде всего дети. Хоть проектом Dynabook и интересовались военные (им требовался аналог электронной бумаги), Алан Кей создавал плоский компьютер для детского образования, а уже потом — для взрослых и офисных сотрудников.
Для 1970-х технология была всё ещё слишком революционной — создать плоский компьютер и выпустить его в массовое производство удалось только Apple с её Newton почти 30 лет спустя. Зато потом вышел iPad, и дальше всё завертелось, хотя Алан до сих пор считает, что идеи Dynabook не реализованы.
Для 1970-х технология была всё ещё слишком революционной — создать плоский компьютер и выпустить его в массовое производство удалось только Apple с её Newton почти 30 лет спустя. Зато потом вышел iPad, и дальше всё завертелось, хотя Алан до сих пор считает, что идеи Dynabook не реализованы.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
В 1984 году Алан перешёл в Apple, где стал ведущим исследователем и познакомился со Стивом Джобсом. Они поддерживали связь и после — Стив часто присылал Алану образцы будущих продуктов. Однажды он получил в руки iPad и пожаловался Джобсу на один, по его мнению, существенный недостаток устройства. Какой?
Не-а. В интервью c Брайаном Мерчантом для Fast Company Алан рассказывает, что первым делом купил сенсорное перо, которого не было в комплекте, а потом столкнулся с тем, что это перо не за что закрепить, на что и пожаловался Стиву.
Стив ответил в своей манере — мол, стилусы не нужны, так как люди обычно их теряют.
Немного контекста: для Алана компьютеры и айпады — это не средства для потребления контента, а инструменты обучения и познания мира, «колесо разума». C такой позиции экран — это место для черчения, расчётов и записей, а не «тапов» по интерфейсу.
Стив ответил в своей манере — мол, стилусы не нужны, так как люди обычно их теряют.
Немного контекста: для Алана компьютеры и айпады — это не средства для потребления контента, а инструменты обучения и познания мира, «колесо разума». C такой позиции экран — это место для черчения, расчётов и записей, а не «тапов» по интерфейсу.
Не-а, Алану не понравилось отсутствие держателя для стилуса.
В интервью c Брайаном Мерчантом для Fast Company Алан рассказывает, что первым делом купил сенсорное перо, которого не было в комплекте, а потом столкнулся с тем, что это перо не за что закрепить, на что и пожаловался Стиву.
Стив ответил в своей манере — мол, стилусы не нужны, так как люди обычно их теряют.
Немного контекста: для Алана компьютеры и айпады — это не средства для потребления контента, а инструменты обучения и познания мира, «колесо разума». C такой позиции экран — это место для черчения, расчётов и записей, а не «тапов» по интерфейсу.
В интервью c Брайаном Мерчантом для Fast Company Алан рассказывает, что первым делом купил сенсорное перо, которого не было в комплекте, а потом столкнулся с тем, что это перо не за что закрепить, на что и пожаловался Стиву.
Стив ответил в своей манере — мол, стилусы не нужны, так как люди обычно их теряют.
Немного контекста: для Алана компьютеры и айпады — это не средства для потребления контента, а инструменты обучения и познания мира, «колесо разума». C такой позиции экран — это место для черчения, расчётов и записей, а не «тапов» по интерфейсу.
Верно! В интервью c Брайаном Мерчантом для Fast Company Алан рассказывает, что первым делом купил сенсорное перо, которого не было в комплекте, а потом столкнулся с тем, что это перо не за что закрепить, на что и пожаловался Стиву.
Стив ответил в своей манере, что «люди обычно теряют стилусы».
Немного контекста: для Алана компьютеры и айпады — это не средства для потребления контента, а инструменты обучения и познания мира, «колесо разума». C такой позиции экран — это место для черчения, расчётов и записей, а не «тапов» по интерфейсу.
Стив ответил в своей манере, что «люди обычно теряют стилусы».
Немного контекста: для Алана компьютеры и айпады — это не средства для потребления контента, а инструменты обучения и познания мира, «колесо разума». C такой позиции экран — это место для черчения, расчётов и записей, а не «тапов» по интерфейсу.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Язык Smalltalk лёг в основу первого в мире персонального компьютера Xerox Alto — это ещё одно интересное изобретение в Xerox PARC. К сожалению, массовым явлением он не стал, потому что стоил очень дорого, но в нём была ещё одна инновация, в разработке которой принимал участие Алан Кей. Что это было?
Верно! Язык Smalltalk позволил Алану реализовать прообраз современного рабочего стола с оконным интерфейсом и всплывающим меню. Окна можно было двигать и менять их размер — для сравнения, в вышедшем через три года Apple I был только текстовый интерфейс.
Не-а, компьютерную мышь разрабатывали другие люди, и в целом для Xerox Alto лишь адаптировали идеи трекбола Дугласа Энгельбарта.
Алан Кей же реализовал другую инновацию — язык Smalltalk позволил сделать прообраз современного рабочего стола с оконным интерфейсом и всплывающим меню. Окна можно было двигать и менять их размер — для сравнения, в вышедшем через три года Apple I был только текстовый интерфейс.
Алан Кей же реализовал другую инновацию — язык Smalltalk позволил сделать прообраз современного рабочего стола с оконным интерфейсом и всплывающим меню. Окна можно было двигать и менять их размер — для сравнения, в вышедшем через три года Apple I был только текстовый интерфейс.
Не-а, в Xerox Alto монитор был чёрно-белый.
Алан Кей же реализовал инновацию — язык Smalltalk позволил сделать прообраз современного рабочего стола с оконным интерфейсом и всплывающим меню. Окна можно было двигать и менять их размер — для сравнения, в вышедшем через три года Apple I был только текстовый интерфейс.
Алан Кей же реализовал инновацию — язык Smalltalk позволил сделать прообраз современного рабочего стола с оконным интерфейсом и всплывающим меню. Окна можно было двигать и менять их размер — для сравнения, в вышедшем через три года Apple I был только текстовый интерфейс.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
В 2001 году Алан Кей вместе с группой учёных-компьютерщиков начал проект Croquet — программную среду для работы в виртуальной реальности, которая развивается до сих пор. В чём ключевое отличие этой среды от других виртуальных вселенных?
Не-а, всё ровно наоборот. Croquet — это, по сути, открытая операционная система для VR с полноценным языком программирования Squeak Smalltalk, интегрированной средой разработки и библиотекой классов.
Кроме того, она может работать сразу на нескольких серверах, что позволяет развёртывать миры с гораздо более низкими затратами.
Кроме того, она может работать сразу на нескольких серверах, что позволяет развёртывать миры с гораздо более низкими затратами.
Верно! Croquet — это, по сути, открытая операционная система для VR с полноценным языком программирования Squeak Smalltalk, интегрированной средой разработки и библиотекой классов. А распределённая технология позволяет развёртывать миры с гораздо более низкими затратами, чем при работе на одном сервере.
Не-а, сейчас проект доступен бесплатно в качестве бета-версии.
Croquet — это, по сути, открытая операционная система для VR с полноценным языком программирования Squeak Smalltalk, интегрированной средой разработки и библиотекой классов. Кроме того, она умеет запускаться сразу на нескольких серверах, что позволяет развёртывать миры с гораздо более низкими затратами, чем при работе на одном сервере.
Если хотите лучше понимать, как работает проект, гляньте презентацию проекта 2003 года — она выглядит уже довольно олдскульно, но может впечатлить до сих пор.
Croquet — это, по сути, открытая операционная система для VR с полноценным языком программирования Squeak Smalltalk, интегрированной средой разработки и библиотекой классов. Кроме того, она умеет запускаться сразу на нескольких серверах, что позволяет развёртывать миры с гораздо более низкими затратами, чем при работе на одном сервере.
Если хотите лучше понимать, как работает проект, гляньте презентацию проекта 2003 года — она выглядит уже довольно олдскульно, но может впечатлить до сих пор.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
После Xerox PARC Алан Кей работал в множестве компаний. В какой компании из этого списка он никогда не занимал должность? Atari, Apple, Disney, HP, Yahoo.
Не угадали. С 1981 по 1984 год Кей был главным научным сотрудником Atari, затем до 1997-го работал в Apple, после перешёл в Disney, где занимался аттракционами, и с 2002-го по 2005-й работал в HP Labs. Не было в его карьерном списке только Yahoo, но, согласитесь, даже без этой компании перечень весьма внушительный.
Ответ неверный. С 1981 по 1984 год Кей был главным научным сотрудником Atari, затем до 1997-го работал в Apple, после перешёл в Disney, где занимался аттракционами, и с 2002-го по 2005-й работал в HP Labs. Не было в его карьерном списке только Yahoo, но, согласитесь, даже без этой компании перечень весьма внушительный.
Не угадали. В «корпорации чудес» Алан Кей работал с 1997-го по 2001-й и занимался там интерактивными играми и виртуальной реальностью. До этого Кей был главным научным сотрудником Atari и отвечал за передовые разработки в Apple, а после — работал в HP Labs.
Не было в его карьерном списке только Yahoo, но даже без этой компании перечень весьма внушительный, согласитесь.
Не было в его карьерном списке только Yahoo, но даже без этой компании перечень весьма внушительный, согласитесь.
Не-а, с 1981 по 1984 год Кей был главным научным сотрудником Atari, затем до 1997-го работал в Apple, после перешёл в Disney, где занимался аттракционами, и с 2002-го по 2005-й работал в HP Labs.
Не было в его карьерном списке только Yahoo, но даже без этой компании список весьма внушительный.
Не было в его карьерном списке только Yahoo, но даже без этой компании список весьма внушительный.
Верно! В карьерном списке Алана Кея не было только Yahoo, но даже без этой компании список выглядит весьма внушительно.
После Xerox PARC Кей был главным научным сотрудником Atari, затем до 1997-го работал в Apple, после перешёл в Disney, где занимался аттракционами и с 2002-го по 2005-й работал в HP Labs.
После Xerox PARC Кей был главным научным сотрудником Atari, затем до 1997-го работал в Apple, после перешёл в Disney, где занимался аттракционами и с 2002-го по 2005-й работал в HP Labs.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Алан Кей часто любит повторять, что компьютерная революция всё ещё не произошла. Что он имеет в виду?
Нет, дело в другом. Алан Кей считает, что компьютеры — это всё ещё «автоматизированная бумага», а использование смартфонов и айпадов — это не взаимодействие с компьютером, а скорее «просмотр телевидения».
Нет, дело в другом. Алан Кей считает, что компьютеры — это всё ещё «автоматизированная бумага», а использование смартфонов и айпадов — это не взаимодействие с компьютером, а скорее «просмотр телевидения».
Верно! Алан Кей считает, что компьютеры — это всё ещё «автоматизированная бумага», а использование смартфонов и айпадов — это не взаимодействие с компьютером, а скорее «просмотр телевидения».
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Кто такой Алан?
Кажется, на протяжении всего теста вы постоянно задавались этим вопросом. Надеемся, ответ получен и вы узнали много нового не только об Алане Кее, но и о его вкладе в IT. Суть, думаем, уловили: иногда нужно вовремя бросить гитару и заняться наукой (шутка). Вот пара статей из блога по биографиям других, не менее выдающихся, личностей:
Пройти ещё раз |
Знаток технологий
Вы знаете, что PARC — это не park. Возможно, с вкладом Алана Кея в IT вы не знакомы, но теперь-то точно образ этого человека у вас сформировался. Вот пара статей из блога по биографиям других, не менее выдающихся, личностей:
Пройти ещё раз |
Исследователь технологий
Ваша любимая закладка в браузере — «Википедия» (и, надеемся, Skillbox Media). Вы, скорее всего, не только в курсе, кто такой Алан, но ещё и знаете, как был придуман Dynabook, появился Smalltalk, и прекрасно разбираетесь в истории развития техники и языков программирования. А чтобы освежить память, можете почитать статьи по биографиям других, не менее выдающихся, личностей:
Пройти ещё раз |
Легенда
Пройти тест с таким результатом можно, только если «включить Алана Кея» — получить пару образований, поработать в крупных компаниях, изобрести свой язык программирования (а лучше несколько) и окончательно понять, что будущее можно создать уже сегодня. Нет? Ну, значит, вы просто прекрасно разбираетесь в технологиях и IT. А чтобы освежить память, можете почитать статьи по биографиям других, не менее выдающихся, личностей:
Пройти ещё раз |
Понравилась статья?
Да