Код
#подборки

Тест: что вы знаете о беспилотных автомобилях?

Инженерный квиз по машинам без водителя.

Фото: CFOTO / Getty Images

Идея сделать самоуправляемый автомобиль появилась ещё сто лет назад и долгое время казалась фантастикой. Но уже сейчас по дорогам ездят машины с умным автопилотом, а IT-компании постепенно выводят на дороги полностью беспилотные авто. Как они устроены и какой путь прошла технология? Пройдите тест и проверьте свои знания!
Начать тест
Начнём с небольшой проверки теории. Инженеры разделили автопилоты для автомобилей на шесть уровней в зависимости от их умений. Что означает самый первый из них — уровень 0?
Верно! Организация SAE International разработала стандарт, который поддержали все создатели беспилотных автомобилей. Уровни в нём зависят от степени контроля человека.

Так, нулевой уровень подразумевает, что автомобиль не может ехать автономно — это обычная машина. Первый уровень — это круиз-контроль, автоматическая парковка и другие вспомогательные функции. Второй — полноценный автопилот в стандартных условиях, например при езде по трассе. Но в экстренных ситуациях, когда требуется резко затормозить или быстро перестроиться, требуется участие водителя. Такой уровень реализован в машинах Tesla.

На третьем уровне постоянное внимание человека не требуется. Например, так работает ProPILOT Assist в Nissan и Infinity. На четвёртом — авто может самостоятельно доехать до пункта назначения. Таких серийных авто ещё нет, хотя китайский стартап Jidu Automotive заявлял о появлении подобного автопилота в своей модели Robo-01.

На пятом, последнем уровне в автомобиле может быть даже не предусмотрено место для водителя. Такие грузовики уже разработаны, но не выпущены на массовый рынок. По заявлениям автопроизводителей, автопилот пятого уровня может появиться в новых моделях Tesla или совместных разработках «Яндекса» и Hyundai.

Фото: Ian Maddox / Wikimedia Commons
Нет! Организация SAE International разработала стандарт, который поддержали все создатели беспилотных автомобилей. Уровни в нём зависят от степени контроля человека.

Так, нулевой уровень подразумевает, что автомобиль не может ехать автономно — это обычная машина. Первый уровень — это круиз-контроль, автоматическая парковка и другие вспомогательные функции. Второй — полноценный автопилот в стандартных условиях, например при езде по трассе. Но в экстренных ситуациях, когда требуется резко затормозить или быстро перестроиться, требуется участие водителя. Такой уровень реализован в машинах Tesla.

На третьем уровне постоянное внимание человека не требуется. Например, так работает ProPILOT Assist в Nissan и Infinity. На четвёртом — авто может самостоятельно доехать до пункта назначения. Таких серийных авто ещё нет, хотя китайский стартап Jidu Automotive заявлял о появлении подобного автопилота в своей модели Robo-01.

На пятом, последнем уровне в автомобиле может быть даже не предусмотрено место для водителя. Такие грузовики уже разработаны, но не выпущены на массовый рынок. По заявлениям автопроизводителей, автопилот пятого уровня может появиться в новых моделях Tesla или совместных разработках «Яндекса» и Hyundai.

Фото: Ian Maddox / Wikimedia Commons
Перепутали 🙂 Организация SAE International разработала стандарт, который поддержали все создатели беспилотных автомобилей. Уровни в нём зависят от степени контроля человека.

Так, нулевой уровень подразумевает, что автомобиль не может ехать автономно — это обычная машина. Первый уровень — это круиз-контроль, автоматическая парковка и другие вспомогательные функции. Второй — полноценный автопилот в стандартных условиях, например при езде по трассе. Но в экстренных ситуациях, когда требуется резко затормозить или быстро перестроиться, требуется участие водителя. Такой уровень реализован в машинах Tesla.

На третьем уровне постоянное внимание человека не требуется. Например, так работает ProPILOT Assist в Nissan и Infinity. На четвёртом — авто может самостоятельно доехать до пункта назначения. Таких серийных авто ещё нет, хотя китайский стартап Jidu Automotive заявлял о появлении подобного автопилота в своей модели Robo-01.

На пятом, последнем уровне в автомобиле может быть даже не предусмотрено место для водителя. Такие грузовики уже разработаны, но не выпущены на массовый рынок. По заявлениям автопроизводителей, автопилот пятого уровня может появиться в новых моделях Tesla или совместных разработках «Яндекса» и Hyundai.

Фото: Ian Maddox / Wikimedia Commons
Дальше
Проверить
Узнать результат
Теперь — к технической части. В беспилотном авто используется множество датчиков. Взгляните на фото: какое устройство сделало это изображение?
Не-а. Это лидар. Он работает как радар, только вместо радиосигнала использует световой импульс, чаще всего — лазерный луч. С помощью лидара беспилотный автомобиль строит точное трёхмерное пространство — модель реального мира, в которой может ориентироваться.

Большинство производителей, такие как Waymo, Toyota, «Яндекс», «КамАЗ», делают лидары главными устройствами для управления.

Фото: Velodyne LiDAR
Верно! Это лидар. Он работает как радар, только вместо радиосигнала использует световой импульс, чаще всего — лазерный луч. С помощью лидара беспилотный автомобиль строит точное трёхмерное пространство — модель реального мира, в которой может ориентироваться.

Большинство производителей, такие как Waymo, Toyota, «Яндекс», «КамАЗ», делают лидары главными устройствами для управления.

Фото: Velodyne LiDAR
Не-а. Это лидар. Он работает как радар, только вместо радиосигнала использует световой импульс, чаще всего — лазерный луч. С помощью лидара беспилотный автомобиль строит точное трёхмерное пространство — модель реального мира, в которой может ориентироваться.

Большинство производителей, такие как Waymo, Toyota, «Яндекс», «КамАЗ», делают лидары главными устройствами для управления.

Фото: Velodyne LiDAR
Дальше
Проверить
Узнать результат
Хорошо, а какое устройство сделало это изображение?
Не-а, это запись с видеокамеры, которая обработана алгоритмами компьютерного зрения. В отличие от лидара, нейросеть анализирует только двухмерную картинку и на её основе строит маршрут для автомобиля.

Илон Маск какое-то время считал, что только за счёт камер можно добиться полного автопилота, а лидар — это дорого и совсем не обязательно. Поэтому машины Tesla выпускались без него. Результат — рост числа аварий из-за трудностей в ориентации на дороге. Теперь эксперты ждут, что лидар появится в новых моделях автопроизводителя.

Фото: Ingineerix / YouTube
Не-а, это запись с видеокамеры, которая обработана алгоритмами компьютерного зрения. В отличие от лидара, нейросеть анализирует только двухмерную картинку и на её основе строит маршрут для автомобиля.

Илон Маск какое-то время считал, что только за счёт камер можно добиться полного автопилота, а лидар — это дорого и совсем не обязательно. Поэтому машины Tesla выпускались без него. Результат — рост числа аварий из-за трудностей в ориентации на дороге. Теперь эксперты ждут, что лидар появится в новых моделях автопроизводителя.

Фото: Ingineerix / YouTube
Верно! Это запись с видеокамеры, которая обработана алгоритмами компьютерного зрения. В отличие от лидара, нейросеть анализирует только двухмерную картинку и на её основе строит маршрут для автомобиля.

Илон Маск какое-то время считал, что только за счёт камер можно добиться полного автопилота, а лидар — это дорого и совсем не обязательно. Поэтому машины Tesla выпускались без него. Результат — рост числа аварий из-за трудностей в ориентации на дороге. Теперь эксперты ждут, что лидар появится в новых моделях автопроизводителя.

Фото: Ingineerix / YouTube
Дальше
Проверить
Узнать результат
А GPS — это обязательная часть устройства беспилотной системы?
Поедет! Сигнал со спутника может пропасть, да и точность GPS иногда составляет всего десятки метров, что не очень подходит для езды по улицам города.

Например, «Яндекс» тестирует свои беспилотные автомобили в условиях, когда GPS или ГЛОНАСС не работает. Движение машины обеспечивается за счёт лидара, радара, камер с распознаванием объектов и ультразвуковых датчиков.

Фото: ben ali / Unsplash
Верно! Сигнал со спутника может пропасть, да и точность GPS иногда составляет всего десятки метров, что не очень подходит для езды по улицам города.

Например, «Яндекс» тестирует свои беспилотные автомобили в условиях, когда GPS или ГЛОНАСС не работает. Движение машины обеспечивается за счёт лидара, радара, камер с распознаванием объектов и ультразвуковых датчиков.

Фото: ben ali / Unsplash
Дальше
Проверить
Узнать результат
Отмотаем время немного назад. В 2004 году DARPA организовало гонку беспилотных автомобилей, в которой приняли участие команды инженеров и учёных.
Соревнование провалилось: все 15 автомобилей разбились и не смогли преодолеть дистанцию в 241 км. Лучший результат получила команда из Университета Карнеги — Меллона: их автомобиль проехал 60 км, а после вылетел с дороги. Гонку решили повторять каждый год. Сколько потребовалось лет, чтобы хотя бы один автомобиль смог добраться до финиша?
Верно! Уже в 2005 году до финиша добрались пять автомобилей. При этом трасса усложнилась — на ней появилось три туннеля, более 100 поворотов и перевал с крутым обрывом.
Такой быстрый скачок в технологиях связан с тем, что многие команды начали использовать алгоритм распознавания изображений вместе с другими датчиками.
Победителем оказалась та же команда из Университета Карнеги — Меллона: её автомобиль преодолел трассу быстрее всех. Кстати, ПО работало на операционной системе Linux, а код был написан на C++.

Фото: DARPA Grand Challenge
Не-а, всё оказалось быстрее. Уже в 2005 году до финиша добрались пять автомобилей. При этом трасса усложнилась — на ней появилось три туннеля, более 100 поворотов и перевал с крутым обрывом.
Такой быстрый скачок в технологиях связан с тем, что многие команды начали использовать алгоритм распознавания изображений вместе с другими датчиками.
Победителем оказалась та же команда из Университета Карнеги — Меллона: её автомобиль преодолел трассу быстрее всех. Кстати, ПО работало на операционной системе Linux, а код был написан на C++.

Фото: DARPA Grand Challenge
Не-а, всё оказалось быстрее. Уже в 2005 году до финиша добрались пять автомобилей. При этом трасса усложнилась — на ней появилось три туннеля, более 100 поворотов и перевал с крутым обрывом.
Такой быстрый скачок в технологиях связан с тем, что многие команды начали использовать алгоритм распознавания изображений вместе с другими датчиками.
Победителем оказалась та же команда из Университета Карнеги — Меллона: её автомобиль преодолел трассу быстрее всех. Кстати, ПО работало на операционной системе Linux, а код был написан на C++.

Фото: DARPA Grand Challenge
Дальше
Проверить
Узнать результат
В 2010 году лаборатория VisLab из Университета Пармы устроила автопробег Италия — Китай. Группа оранжевых грузовиков должна была преодолеть 16 000 км в полуавтономном режиме: человек присутствовал за рулём или на пассажирском кресле, но перехватывал управление лишь в опасные моменты. Поездка заняла 100 дней. Часть маршрута проходила через Россию. Что произошло с машинами на наших дорогах?
Нет. Угнать беспилотное авто — это не так-то просто. Ведь даже неясно, как им управлять.

Фото: IEEE
Не-а, с дорогами всё было нормально, грузовики остались целыми.

Фото: IEEE
Верно! Гаишник попросил остановиться грузовик, который зигзагами двигался в пешеходной зоне. Авто не затормозило. Сотрудник ГИБДД подошёл к машине и увидел, что на водительском месте нет человека.
Учёные, ехавшие в соседнем автомобиле, объяснили ему ситуацию и цель автопробега, поэтому штрафа удалось избежать. Но если бы его выписали, то событие могло стать историческим 😀

Фото: IEEE
Дальше
Проверить
Узнать результат
Беспилотные автомобили могут заменить транспорт не только на городских дорогах, но и на спортивных трассах. С 2017 года проводятся гонки серии Roborace. Их особенность заключается в том, что все машины построены на одной платформе, но алгоритмы машинного обучения для них разрабатывают разные спортивные команды.
На фото — первый в мире специализированный автономный гоночный автомобиль Robocar, дизайн которого был разработан Дэниелом Саймоном. Он также занимался дизайном авто для...
Не-а. Дэниел Саймон в конце 1990-х занимался дизайном для Volkswagen и Bugatti, а потом начал делать футуристический транспорт для фильмов «Трон: Наследие», «Прометей», «Обливион» и франшизы Marvel.
Автомобиль выглядит действительно необычно. Он построен на базе стандартного болида для «Формулы-1», где вместо водителя — аппаратные решения от NVIDIA. Максимальная скорость — 300 км/ч.

Фото: KAgamemnon / Wikimedia Commons
Не-а. Дэниел Саймон в конце 1990-х занимался дизайном для Volkswagen и Bugatti, а потом начал делать футуристический транспорт для фильмов «Трон: Наследие», «Прометей», «Обливион» и франшизы Marvel.
Автомобиль выглядит действительно необычно. Он построен на базе стандартного болида для «Формулы-1», где вместо водителя — аппаратные решения от NVIDIA. Максимальная скорость — 300 км/ч.

Фото: KAgamemnon / Wikimedia Commons
Верно! Дэниел Саймон в конце 1990-х занимался дизайном для Volkswagen и Bugatti, а потом начал делать футуристический транспорт для фильмов «Трон: Наследие», «Прометей», «Обливион» и франшизы Marvel.
Автомобиль выглядит действительно необычно. Он построен на базе стандартного болида для «Формулы-1», где вместо водителя — аппаратные решения от NVIDIA. Максимальная скорость — 300 км/ч.

Фото: KAgamemnon / Wikimedia Commons
Дальше
Проверить
Узнать результат
Идея сделать беспилотное авто далеко не нова. Впервые подобная машина проехала по улицам США ещё в 1930-х годах. За счёт чего она двигалась?
Такие концепты действительно были, но реальностью они не стали. Компьютеров в те годы ещё не было, а использование магнитов или датчиков было слишком сложным и требовало создания отдельных дорог.

Первым беспилотником была машина на радиоуправлении. Тогда такие машины называли «фантомами»: ими управляли дистанционно из обычной машины с водителем, которая шла следом. Иногда для этого использовали самолёт!

Да, это был не беспилотный автомобиль, но он всё равно выглядел для тех лет: машина без водителя едет по дорогам общего пользования, поворачивает, тормозит и пропускает пешеходов.

Зрелище привлекало тысячи прохожих на улицах и послужило источником вдохновения для авторов фантастических романов и книг.

Фото: The New York Public Library / Unsplash
Такие концепты действительно были, но реальностью они не стали. Компьютеров в те годы ещё не было, а использование магнитов или датчиков было слишком сложным и требовало создания отдельных дорог.

Первым беспилотником была машина на радиоуправлении. Тогда такие машины называли «фантомами»: ими управляли дистанционно из обычной машины с водителем, которая шла следом. Иногда для этого использовали самолёт!

Да, это был не беспилотный автомобиль, но он всё равно выглядел для тех лет эффектно: машина без водителя едет по дорогам общего пользования, поворачивает, тормозит и пропускает пешеходов.

Зрелище привлекало тысячи прохожих на улицах и послужило источником вдохновения для авторов фантастических романов и книг.

Фото: The New York Public Library / Unsplash
Верно! Компьютеров в те годы ещё не было, а использование магнитов или датчиков было слишком сложным и требовало создания отдельных дорог.

Машины на радиоуправлении тогда называли «фантомами» — ими управляли дистанционно из обычной машины с водителем, которая шла следом. Иногда для этого использовали самолёт!

Да, это был не беспилотный автомобиль, но он всё равно выглядел для тех лет эффектно: машина без водителя едет по дорогам общего пользования, поворачивает, тормозит и пропускает пешеходов.

Зрелище привлекало тысячи прохожих на улицах и послужило источником вдохновения для авторов фантастических романов и книг.

Фото: The New York Public Library / Unsplash
Дальше
Проверить
Узнать результат
Подключить системы для беспилотного управления можно практически к любому современному автомобилю. Как это делается?
Верно! Для подключения используют CAN-шину (controller area network), которая объединяет в сеть все механизмы в автомобиле: рулевое колесо, коробку передач, стеклоподъёмники, замок багажника и так далее.

Она была разработана в середине 1980-х, а с появлением различных датчиков и систем стала отличным интерфейсом для создания беспилотных автомобилей.

Жаль только, что все эти навесы из камер и датчиков часто делают внешний вид автомобиля аляповатым.

Фото: Dllu / Wikimedia Commons
Не-а! Для подключения используют CAN-шину (controller area network), которая объединяет в сеть все механизмы в автомобиле: рулевое колесо, коробку передач, стеклоподъёмники, замок багажника и так далее.

Она была разработана в середине 1980-х, а с появлением различных датчиков и систем стала отличным интерфейсом для создания беспилотных автомобилей.

Жаль только, что все эти навесы из камер и датчиков часто делают внешний вид автомобиля аляповатым.

Фото: Dllu / Wikimedia Commons
Не-а. Для подключения используют CAN-шину (controller area network), которая объединяет в сеть все механизмы в автомобиле: рулевое колесо, коробку передач, стеклоподъёмники, замок багажника и так далее.

Она была разработана в середине 1980-х, а с появлением различных датчиков и систем стала отличным интерфейсом для создания беспилотных автомобилей.

Жаль только, что все эти навесы из камер и датчиков часто делают внешний вид автомобиля аляповатым.

Фото: Dllu / Wikimedia Commons
Дальше
Проверить
Узнать результат
Беспилотные автомобили могут стать обычным транспортом на дорогах в течение пары лет, а может быть, для этого потребуется существенно больше времени. Но если перевозить людей всё ещё кажется сложной и опасной задачей, то вот перевозить продукты — вполне решаемой.
В 2019 году «Яндекс» вывел беспилотные доставщики еды в некоторые районы Москвы. Они используют те же датчики, что и автомобили, и могут доехать от даркстора* до покупателя по пешеходным зонам. Взгляните на гифку — как вы думаете, что на ней происходит?

* Формат магазинов, работающих только на доставку.
Не-а. Перед выездом в город подвеску проверяют на шейкере — это стенд, который имитирует неровную поверхность дороги.

Два дня испытаний на нём со скоростью 7,2 км/ч имитируют две недели разъездов по улицам, или 350 км дороги.

Изображение: «Яндекс»
Верно! Перед выездом в город подвеску проверяют на шейкере — это стенд, который имитирует неровную поверхность дороги.

Два дня испытаний на нём со скоростью 7,2 км/ч имитируют две недели разъездов по улицам, или 350 км дороги.

Изображение: «Яндекс»
Не-а. Перед выездом в город подвеску проверяют на шейкере — это стенд, который имитирует неровную поверхность дороги.

Два дня испытаний на нём со скоростью 7,2 км/ч имитируют две недели разъездов по улицам, или 350 км дороги.

Изображение: «Яндекс»
Дальше
Проверить
Узнать результат
Как это едет?
Кажется, вы были незнакомы с устройством беспилотных автомобилей. Зато теперь знаете достаточно, чтобы ориентироваться в теме. Управление в таких машинах во многом зависит от машинного обучения. Если вас заинтересовало это направление, обратите внимание на наш курс «Профессия ML Engineer».
Пройти ещё раз
Знаете, как это едет
Вы неплохо разбираетесь в теме, наверняка с интересом читали статьи про беспилотные автомобили и гуглили «как устроен лидар». Управление в таких машинах во многом зависит от машинного обучения. Если вас заинтересовало это направление, обратите внимание на наш курс «Профессия ML Engineer».
Пройти ещё раз
Знаете, как это устроено
Отличный результат, вы прекрасно разбираетесь не только в устройстве беспилотных автомобилей, но и в их истории. Управление в таких машинах во многом зависит от машинного обучения. Если вас заинтересовало это направление, обратите внимание на наш курс «Профессия ML Engineer».
Пройти ещё раз
Кажется, вы разработчик
По-другому такой высокий результат объяснить сложно. Вы отлично разбираетесь в теме, а ваш интерес простирается дальше, чем выдача поисковика по запросу «беспилотный автомобиль».
Управление в таких машинах во многом зависит от машинного обучения. Если вас заинтересовало это направление, обратите внимание на наш курс «Профессия ML Engineer».
Пройти ещё раз
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована