«Пока все смеются над рекрутерским „мы вам перезвоним“, я реально перезваниваю кандидатам»
Перестав расти в продажах, Екатерина ушла в IT-рекрутмент. Теперь она ловит кайф в работе, живёт с семьёй на море и собирается в шопинг-тур.
Иллюстрация: rabizo94 / Depositphotos / Artem Bryzgalov / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Екатерина Терехова
Грузия, Батуми
Пройденные курсы
Достижения
Сменила профессию, устроилась на работу в студию рекрутмента и переехала в другую страну.
В интервью Екатерина рассказала:
- чем IT-рекрутер похож на продажника;
- что устроено неправильно в работе кадровых агентств;
- можно ли искать кандидатов в приложениях для знакомств;
- зачем нужно перезванивать не подошедшим соискателям;
- почему для переезда она выбрала именно Грузию.
— Почему вы решили стать IT-рекрутером?
— Я взяла пример с мужа, который сам учился на разработчика и устроился в IT-компанию. Он часто рассказывал мне про своих коллег: чем они занимаются в рабочее время. Я с интересом слушала и узнавала много нового о работе тестировщиков, разработчиков, тимлидов и HR-менеджеров. Рассказы о работе последних понравились мне больше всего. Пока я сидела с ребёнком в декрете, как раз начала подробно читать про HR и IT-рекрутмент.
Я стала задавать себе вопрос: «Стоит ли мне, как и мужу, переходить в эту сферу?» С одной стороны, в 30 лет, когда у тебя есть семья и работа, обучение неизвестному делу с нуля может в будущем не окупиться и быть просто тратой времени. А с другой — раньше я много работала с людьми в целом и сложными клиентами в частности, а значит, я точно смогла бы освоить рекрутмент.
Муж советовал мне попробовать. Говорил, что, когда я выйду из декрета, вернусь на давно наскучившую мне работу и буду жалеть, что её не сменила. Я согласилась с ним и решилась на перемены.
— И как, не зря осмелились? :)
— Точно не зря! За время, что занимаюсь рекрутментом, я успела уволиться со старой работы, устроиться на новую и благодаря этому переехать с семьёй из Новосибирска в Грузию.
«Люди в IT гораздо интереснее и серьёзнее, чем те, с которыми я разговаривала как продажник»
— Екатерина, давайте с самого начала: чем вы занимались до рекрутмента?
— Раньше я работала в Сбербанке менеджером по продажам. Занималась оформлением кредитов, кредитных и дебетовых карт. Поначалу это было интересно: работа в крупном банке, постоянный поток клиентов, много классной информации — развитие в режиме нон-стоп.
— Почему наскучила эта работа?
— У рекрутеров есть такая поговорка: о бывшем работодателе либо хорошо, либо ничего :) Но я скажу так: со временем мне стало очень тяжело работать в Сбербанке. Руководство постоянно повышало требования к работе менеджеров по продажам. При этом о карьерном росте я и мечтать не могла — работодатель не был заинтересован в том, чтобы повышать меня, ведь на моё место пришлось бы искать кого-то другого, а это потребовало бы времени.
Моё впечатление о работе омрачали и некоторые клиенты. Бывало, приходили и высказывали мне своё недовольство банковским сервисом, сегодняшним днём и миром в целом. Я понимала, что ни в чём не виновата, но на их вопросы приходилось отвечать мне.
— Сейчас бывают похожие трудности в общении с кандидатами?
— Иногда. Я заметила, что некоторые из них весьма высокомерно ведут себя на собеседовании. Будто в день им приходит по 150 сообщений с предложениями о работе, а, разговаривая со мной, они просто тратят время. Но таких меньшинство.
Люди из сферы IT гораздо интереснее и серьёзнее, чем те, с которыми мне приходилось разговаривать, когда я работала продажником. Многие из кандидатов работают сразу в нескольких разных компаниях и проектах, а значит, постоянно развиваются. С большинством из них у меня получаются приятные, содержательные беседы.
— Есть ли общее в работе продажника и IT-рекрутера?
— Да. По сути, в рекрутменте тоже происходят продажи: только не банковских услуг клиентам, а вакансий людям и кандидатов компаниям. Также и продажнику, и IT-рекрутеру важно уметь понятно и грамотно доносить любую информацию и отвечать на вопросы клиентов. Общее есть и в отработке возражений — это когда человек отказывается от услуги или вакансии, а специалист должен выяснить, почему он это сделал.
О знаниях IT-рекрутера, кадровых агентствах и работе из маникюрного салона
— Сложно ли осваивать новую профессию в декрете?
— Совсем нет. Если есть желание, время найдётся всегда. Я училась когда хотела и сколько могла. Иногда мне помогал муж: следил за ребёнком или отвечал на мои вопросы, например о фреймворках.
— Насколько рекрутеру вообще важно разбираться в терминах из IT?
— Я думаю, что у рекрутера должно быть общее понимание того, что относится к базам данных, что к языкам и что к фреймворкам. Бывает, что мне в работе встречаются незнакомые термины, и тогда я сразу читаю о них в интернете. А если эти термины появляются в разговоре с кандидатом, то я могу попросить его объяснить, что он имел в виду. Не стоит винить за это рекрутеров: применять на практике углублённые знания в IT — это не их основная задача. Им гораздо важнее разбираться в тонкостях HR и рекрутмента.
— Вы нашли работу по новому профилю, ещё не окончив курс. Было сложно?
— Поиск был волнительным (я переживала, что никому не буду нужна без опыта работы) — но успешным.
Сначала я прошла несколько собеседований в кадровые агентства. Но, пообщавшись с ними, я быстро поняла, что не буду там работать. Дело в том, что работа этих кадровых агентств построена по принципу холодных продаж. То есть они заранее не пишут кандидатам о том, что существует какая-то вакансия, не делают рассылку, а сразу звонят напрямую. Это моветон, среди IT-рекрутеров почти никто так не работает. Пришлось искать работу дальше.
Консультанты центра карьеры Skillbox подсказали мне отправить резюме в студию IT-рекрутмента Yoles. Я сделала это, и меня пригласили на собеседование, которое прошло успешно. Работа в студии построена совсем не так, как в тех кадровых агентствах. Плюсов здесь много — например, расширенный спектр вакансий, стеков, направлений.
Вот уже три месяца я занимаюсь в Yoles поиском кандидатов, общаюсь с ними, составляю резюме и веду переговоры с заказчиками.
— Каково переходить на удалёнку после долгой работы в офисе?
— С одной стороны, когда работаешь в офисе, ты быстрее вникаешь во все процессы, учишься, получаешь поддержку коллег. Поначалу мне не хватало всего этого. А с другой — не жалею, плюсов у удалёнки немало.
Мне нравится, что я могу работать когда захочу: то утром, то ночью. И где захочу — дома, в кафе. Или даже на маникюре — у меня была ситуация, когда я одной рукой выполняла мелкие рабочие задачи у себя в планшете, а с другой в это время работал мастер :)
О поиске кандидатов в Tinder и нестандартных собеседованиях
— Я слышала, что в сфере IT кандидатов искать сложнее, чем в других сферах. Это правда?
— Я думаю, что их сложнее не искать, а заинтересовывать, потому что требования у самих кандидатов завышенные. Они изучают рынок, видят, что зарплаты растут, и просят баснословные суммы. У большинства соискателей, помимо моего предложения о работе, есть очень много других. А кто-то из кандидатов приходит на собеседование уже с опытом работы в крутых компаниях и проектах. Так что здесь выбираем не мы, а нас.
Поэтому я, как IT-рекрутер, должна предлагать кандидатам лучшие условия и большую зарплату, чем им предлагали и предлагают другие рекрутеры или компании до этого.
— А как вы вообще ищете кандидатов?
— Я пользуюсь «Хабром», LinkedIn, HeadHunter. Иногда ищу через boolean— и X-Ray-запросы, о них я узнала на курсе в Skillbox. А вообще все ищут по-разному. Я вот видела пару мемов о том, что Tinder — новая площадка рекрутеров для поиска людей в IT. Говорят, что способ действенный и что в приложениях для знакомств можно найти много полезных контактов. Сама я ещё так не пробовала, мне пока хватает стандартных методов поиска. Но считаю, что на войне все средства хороши ;)
— Раз уж речь зашла о мемах: как часто вы перезваниваете не подошедшим кандидатам после фразы «мы вам перезвоним»?
— Лично я перезваниваю всегда. На общение с одним человеком я трачу немало времени: сначала нахожу его, потом отправляю вакансию, жду его отклика. Мы договариваемся с ним о собеседовании, и если вдруг после разговора я понимаю, что он нам не подходит, я даю ему обратную связь с объяснением причины.
Очень жаль, что среди моих коллег есть те, из-за которых по интернету начал гулять этот мем. HR-менеджеры, рекрутеры — это представители компаний, своих или компаний заказчиков. Они должны оставлять положительное впечатление. Если сегодня ты не связался с кандидатом, не дал ему обратную связь, то завтра он не ответит тебе по поводу вакансии, которая его заинтересовала.
Поэтому расходиться нужно на хорошей ноте и всегда быть на связи с не подошедшими кандидатами, чтобы в будущем, возможно, предложить им другую вакансию.
— А у вас бывали странные, нестандартные собеседования, когда расходиться на хорошей ноте не получалось?
— К сожалению, или скорее к счастью, у меня такого пока не было, но я наслышана о таком от коллег. Бывало, что к ним приходили кандидаты в нетрезвом состоянии. Конечно, такие люди ведут себя неадекватно. В такой ситуации разойтись по-хорошему получится с трудом. Но я в таком случае до последнего старалась бы общаться с кандидатом вежливо. Чтобы закончить разговор, сказала бы ему, что у меня больше нет вопросов и что в скором времени я дам ему фидбэк.
«Между жизнью на берегу моря и комфортным шопингом я выбираю первое»
— Поговорим о вашем переезде. Почему именно Грузия?
— Мы с мужем выбирали страну, в которой могли бы жить у моря. Хотели уехать из Сибири, где не холодно всего 3–4 месяца в году, в тепло и комфорт. К тому же такой климат будет полезен нашему ребёнку.
Из-за закрытия границ вариантов было немного. А Грузия подошла нам по всем условиям: тут и море есть, и въезд безвизовый.
— И как вы устроились? Расскажите.
— Прекрасно :) Мы живём в Батуми у самого моря, как и хотели. Здесь всё просто с языком: люди разговаривают и по-русски, и по-английски. Да и цены на продукты и жильё неплохие. Правда, на весь Батуми всего два торговых центра. А в простых магазинах качество товара, на мой взгляд, ниже среднего.
Так что, если мы захотим устроить шопинг-тур, нужно будет либо ехать в Тбилиси, либо лететь в Турцию.
— Отсутствие шопинга — это ощутимая проблема?
— Наверное, нет. Между жизнью на берегу моря, в тёплом климате и комфортным шопингом я выбираю первое. Конечно, живя в России, я привыкла, что всегда без проблем могу поехать в магазин и что-нибудь себе купить. Или заказать нужный товар на Ozon и Wildberries и забрать посылку в соседнем доме. И хоть здесь такого нет, я считаю, что ко всему можно привыкнуть.
— Вы с мужем планируете устраиваться в грузинские IT-компании?
— Нет. С работой у IT-специалистов в Грузии всё плохо, поэтому мы с мужем сейчас удалённо работаем на российские компании. Пока что не строим больших планов в этой стране. Планируем просто жить дальше, по крайней мере, до тех пор, пока ребёнку не нужно будет идти в школу. А там уже будет видно, останемся ли мы в Грузии дальше или задумаемся о переезде куда-нибудь ещё :)
Блиц
— С каким соискателем вы точно найдёте общий язык?
— С тем, кто открыт к общению. В некоторых случаях личные качества соискателя могут восполнить недостаток его рабочих навыков. Кандидат может быть суперумным и опытным, но если он — бука, то шансов пройти отбор у него меньше.
— Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать успешным IT-рекрутером?
— Усидчивость, потому что работа отнимает много времени. И сюда же можно добавить стрессоустойчивость: кандидаты бывают совершенно разные.
— Что вам приносит удовольствие в работе?
— Мне нравится закрывать вакансии. Осознавать, что я успешно прошла долгий путь — начиная от ресёрча и заканчивая одобрением кандидата работодателем.
— Есть ли в вашей профессии место творчеству?
— Не так много, но всё же есть. Моя творческая задача в том, чтобы составлять яркие описания к вакансиям и заинтересовывать ими кандидатов с первых строк.