Операторы в Java: для чего нужны и какие бывают
Знакомимся с основными инструментами языка и учимся работать с ними на практике.
 
 
Все мы со школы знакомы с математическими знаками + (плюс), – (минус), = (равно) и так далее. В Java и других языках программирования эти символы называются операторами. Они нужны для того, чтобы сообщить компилятору, какое действие совершать с операндами — числами, строками, объектами и другими значениями по обе стороны оператора.

Например, на картинке выше оператор + говорит компилятору: «Сложи два числа». Но на практике чисел в выражении может быть разное количество — и одно, и два, и три. В этих случаях и операторы будут называться по-разному: унарные — что-то делают с одним операндом, бинарные — с двумя, и тернарные — с тремя.
В этой статье рассмотрим не только эти, но все основные виды операторов в Java:
- Присваивания
- Арифметические
- Унарные
- Сравнения
- Логические
- Тернарный
- Оператор instanceof
- Побитовые
- Составные операторы присваивания
Ещё поговорим о приоритетах операторов — разберёмся, в каком порядке они выполняются. Если вы хотите просто освежить в памяти суть работы разных операторов, можете сразу перейти к шпаргалке в конце статьи.
Оператор присваивания в Java
Оператор присваивания в Java — это знак = (равно). Его задача — переложить значение переменной справа в переменную слева:

Вот как это выглядит в коде (в комментариях — разбор синтаксиса):
int x = 1;    // Объявляем числовую переменную 'x' со значением 1
boolean a, b; // Объявляем логические переменные 'a' и 'b'
a = b = true;Что происходит: значение true присваивается переменной b. В свою очередь, значение переменной b присваивается переменной a.
Арифметические операторы в Java
Эти операторы выполняют простые арифметические действия: сложение, вычитание, умножение, деление и деление с остатком. Все арифметические операторы являются бинарными — то есть работают только с двумя значениями.
Плюс: +
Что делает: складывает два операнда.
Ещё этот оператор применяется при соединении двух строк в одну. Например, в Java можно выполнить выражение «Я люблю» + «Москву» и получить «Я люблю Москву». Такая операция в программировании называется конкатенацией.
// Сложение чисел
System.out.println(10 + 2);     // Вывод: 12
// Конкатенация строк
System.out.println("A" + "B");  // Вывод: AB
// Сложение двух переменных типа 'char' 
System.out.println('a' + 'b');  // Вывод: 195В Java типы данных char, byte и short при вычислениях неявно приводятся к типу int (целое число), поэтому с ними можно работать как с обычными числами. При этом тип данных char в Java отвечает за символы Unicode — каждый символ обозначает какое-то число. Например, символ a равен числу 97, а b — 98, поэтому в нашем примере и получилось значение 195.
Минус: −
Что делает: вычитает из левого операнда правый.
// Вычитание чисел
System.out.println(10 - 2);     // Вывод: 8Умножение: *
Что делает: возвращает произведение операндов.
// Умножение чисел
System.out.println(10 * 2);     // Вывод: 20Деление: /
Что делает: делит левый операнд на правый.
// Деление без остатка
System.out.println(10 / 2);     // Вывод: 5
System.out.println(11 / 2);     // Вывод: 5
// Деление на 'double' 
System.out.println(11 / 2d);    // Вывод: 5.5А вот что будет, если попробовать поделить на ноль в Java:
System.out.println(10 / 0);     // Ошибка
Вывод:    Exception in thread "main" java.lang.ArithmeticException: / by zeroДелить число на ноль нельзя! Программа завершится, выбросив исключение. Но если привести выражение к типу 'double' (число с плавающей запятой), то вы получите «бесконечность»:
System.out.println(10 / 0d);    // Вывод: InfinityДеление с остатком (деление по модулю): %
Что делает: возвращает остаток от деления.
// Деление чисел по модулю (получение остатка от деления)
System.out.println(10 % 2);     // Вывод: 0
System.out.println(11 % 2);     // Вывод: 1Унарные операторы в Java
Эти операторы в Java тоже можно отнести к арифметическим, но есть нюанс — они работают только с одним операндом. Поэтому их и называют унарными.
Унарные плюс и минус: + и −
Что делают: меняют значение числа на положительное или отрицательное.
int positive = 1;
int negative = -2;
// Унарный минус
System.out.println(-positive);    // Вывод: -1
// Унарный плюс
System.out.println(+negative);    // Вывод: 2Инкремент и декремент: ++ и −−
Что делают: инкремент — увеличивает значение переменной на единицу, а декремент — уменьшает.
В свою очередь, у декремента и инкремента есть две формы: префиксная и постфиксная. Звучит сложно, но на деле всё просто:
- Префиксные операторы (++x) сразу меняют значение переменной и подставляют его в выражение.
- Постфиксные операторы (x++) делают наоборот — сначала используют старое значение переменной и только потом подставляют новое.
int a = 0, b = 0, c = 0, d = 0;
// Префиксный инкремент/декремент
System.out.println(++a);    // Вывод: 1
System.out.println(--b);    // Вывод: -1
// Постфиксный (значение переменных изменится после вывода в консоль)
System.out.println(c++);    // Вывод: 0
System.out.println(d--);    // Вывод: 0Инкременты и декременты часто используют в циклах в качестве счётчика, когда нужно по очереди вывести все числа в каком-то диапазоне:
/*  Префиксный инкремент в цикле.
Сначала переменная i увеличивается на 1, а потом подставляется в цикл
*/
int i = 0;
while (++i < 3){
   System.out.print(i);
}
Вывод:  12/*  Постфиксный инкремент в цикле.
Сперва выполняется цикл c начальным значением i, и только потом i увеличивается на 1:*/
int i = 0;
while (i++ < 3){
   System.out.print(i);
}
Вывод:  123Подробнее о декрементах и инкрементах можно почитать в нашей статье — рассказываем, как решать сложные выражения с этими операторами.
В Java есть ещё два унарных оператора: ! — логическое отрицание, и ~ — побитовое отрицание, но их мы рассмотрим чуть позже, когда будем разбираться с логическими и побитовыми операторами.
Операторы сравнения в Java
Что делают: сравнивают два операнда и выясняют отношения между ними — что больше, что меньше, что чему равняется. При вычислении такие операторы возвращают значение типа boolean:
- true (правда);
- false (ложь).
Всего в Java шесть операторов сравнения:
| Оператор | Что означает | 
|---|---|
| == | Равно | 
| > | Больше, чем | 
| < | Меньше, чем | 
| >= | Больше или равно | 
| <= | Меньше или равно | 
| != | Не равно | 
Давайте посмотрим, как выглядят операторы сравнения в коде — попробуем сравнить два целых числа и вывести результаты на экран:
// В этом примере мы спрашиваем, равен ли ноль единице: 
System.out.println(1 == 0);     // Вывод: false (ложь)
// А здесь — больше ли единица, чем ноль:
System.out.println(1 > 0);      // Вывод: true (правда)
// Единица меньше или равна нулю?
System.out.println(1 <= 0);     // Вывод: false (ложь)Ещё операторы сравнения часто используют в условных конструкциях. Это когда, в зависимости от условий, выполняется какой-то один блок кода. В этом случае, помимо операторов сравнения, нам понадобятся операторы ветвления: if-else, switch и так далее. Например, здесь мы просим Java напечатать слово true, если 1 не равно 0:
// Если '1' не равно '0', то напечатать "true"
if(1 != 0) System.out.println("true");   // Вывод: trueПодробнее об операторах сравнения и условных конструкциях можно почитать в этой статье.
Логические операторы в Java: Boolean
Что делают: комбинируют логические значения типа true и false.
В отличие от операторов сравнения, логические операторы работают не с отдельными числами, а с результатами выражений. Их часто используют в условных конструкциях — например, можно поставить рядом два выражения и выполнить какой-то блок кода, если одно из них возвращает true.
Всего в Java шесть логических операторов, но чаще всего используют эти четыре:
| Символ | Логический оператор | Что означает | 
|---|---|---|
| && | И (AND) | Возвращает true, когда оба операнда true. | 
| || | ИЛИ (OR) | Возвращает true, когда хотя бы один операнд — true. | 
| ^ | ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ (XOR) | Возвращает true, когда один операнд true, а второй — false. | 
| ! | НЕ (NOT) | Инвертирует true в false и наоборот. Это унарный оператор — он работает только с каким-то одним выражением. | 
В качестве примера сравним несколько выражений:
// AND — логическое умножение
boolean a = (6 > 5) && (7 > 4); 
System.out.println(a);
// Результат: true, так как оба выражения  true
// OR — логическое сложение
boolean b = (6 > 5) || (7 > 4); 
System.out.println(b);
// Результат: true, так как одно из выражений true
// XOR — логическое вычитание
boolean c = (6 > 8) ^ (6 > 7);
System.out.println(c); 
// Результат: false, так как оба выражения — false
// NOT — логическое отрицание
boolean d = (6 > 5);
System.out.println(!d);  
// Результат: false, так как изначальное выражение — trueКак это работает. Допустим, у нас есть конструкция (6 > 5) && (7 > 4). Когда мы начнём её выполнять, компилятор сначала проверит условия первого выражения, затем — второго. При этом оператор && устроен так, что если оба выражения истинны, то он и сам вернёт true. А это как раз наш случай, потому что и 6 больше 5, и 7 больше 4.
Читайте также:
Тернарный оператор в Java: можно, только осторожно
Что делает: сокращает условную конструкцию if-else до одной строчки.
Тернарный оператор (от латинского слова ternarius — «тройной») — это языковая конструкция, которая состоит из трёх операндов: логического условия и двух выражений. Если результат логического условия будет true, выполнится первое выражение, если false — второе. Записываются тернарные операторы так:

Фишка в том, что таким образом мы можем записать конструкцию if-else всего одной строчкой. Допустим, нам нужно проверить булеву переменную condition — если она возвращает true, то переменная a = 100, а если false, то a = 200. Посмотрите, как легко это можно сделать с помощью тернарного оператора:

Скриншот: Лев Сергеев для Skillbox Media
Кажется, что эти if-else теперь вообще больше не нужны. Мол, ставь везде тернарные операторы, и дело с концом. Однако в больших программах со сложной логикой это может повредить читаемости кода. Это в нашем примере выражение простое — а представьте, если в каждое выражение положить ещё по одному оператору. Получится неопрятно. Другому разработчику, который будет читать наш код, разобраться будет сложно.
Поэтому тернарные операторы рекомендуют использовать в тех случаях, когда условие простое и легко проверяется. А во всех остальных случаях прибегать к привычным «ифам» и «элсам».
Подробно о том, как работать с тернарными операторами, мы рассказывали в статье: «Тип Boolean и операторы сравнения в Java».
Оператор instanceof в Java
Что делает: проверяет, принадлежит ли объект к какому-то классу или интерфейсу, и возвращает булево значение — то есть true или false.
Использование instanceof актуально, когда нужно проверить родителя объекта прямо во время выполнения программы. Например, если объекты приходят в ваш код из базы данных или другого потока выполнения и вам нужно убедиться, что к ним можно применять методы какого-то класса. Записывается instanceof так:

import java.io.Serializable;
public class Main {
   public static void main(String[] args) {
       // Объявляем ссылку типа 'Object' и кладём объект типа 'String'
       Object object = new String();
       // 'true', так как в 'object' лежит объект 'String'
       System.out.println(object instanceof String);
       // 'true', так как 'object' наследник 'Object'
       System.out.println(object instanceof Object);
       // 'false', так как 'object' не принадлежит классу 'Math'
       System.out.println(object instanceof Math);
       // 'true', так как в 'object' лежит объект 'String',
       // а 'String' реализует интерфейс 'Serializable'
       System.out.println(object instanceof Serializable);
   }
}Побитовые операторы в Java и смещение битов
Зачем нужны: чтобы писать алгоритмы, работающие с битами, — например, это полезно в криптографии и шифровании данных.
В Java существует семь побитовых операторов. Четыре из них отвечают за побитовые вычисления. Они похожи на логические операции, только вместо true и false вы имеете дело с нулями и единицами в двоичной системе счисления. Каждый разряд вычисляется поочерёдно — но в отличие от математики, когда складываются две единицы, результат не переносится на старший разряд и ответом будет 1. Это как если бы мы считали столбиком, а всё, что «в уме», — выкидывали.
Выглядит так:

Побитовые операторы вычисления бывают следующими:
| Символ | Что означает | 
|---|---|
| & | Побитовое И (AND) — умножение | 
| | | Побитовое ИЛИ (OR) — сложение | 
| ^ | Побитовое ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ (XOR) — вычитание | 
| ~ | Побитовое НЕ (NOT) — отрицание | 
Чтобы посмотреть, как работают побитовые вычисления в Java, переведём несколько десятичных чисел в двоичную систему счисления:
// Переводим числа от 1 до 8 в двоичную систему
// 1 = 001      5 =  101
// 2 = 010      6 =  110
// 3 = 011      7 =  111
// 4 = 100      8 = 1000Теперь попробуем выполнить с ними логические операции:
// 100 побитово умножить на 011 = 000
System.out.println(4 & 3);  //  Вывод: 0
// 010 побитово сложить с 011 = 011
System.out.println(2 | 3);  //  Вывод: 3
// из 010 побитово вычесть 001 = 011
System.out.println(2 ^ 1);  //  Вывод: 3
// 000 инвертировать в ... 111 ? 
System.out.println(~0);     //  Вывод: -1В последнем примере мы видим, что при побитовом отрицании числа 0, почему-то получается -1. Тут есть два нюанса:
- 0 в нашем примере имеет тип int и занимает в памяти 4 байта — то есть 32 бита.
- Самый старший бит переменной (первый слева) является знаковым. Если он равен 0, то число будет положительным, а если 1 — отрицательным.

Если разобраться в концепции старшего бита, можно без труда освоить три оставшихся побитовых оператора, которые называются операторами смещения битов:
| Символ | Что означает | 
|---|---|
| << | Сдвиг битов влево | 
| >> | Сдвиг битов вправо | 
| >>> | Беззнаковый сдвиг битов вправо | 
Операторы сдвига смещают все биты в левую или правую сторону, но делают это по-разному:
- >> не трогает старший бит, оставляя число с тем же знаком (отрицательным или положительным). Ячейки отрицательных чисел при >> заполняются единицами.
- >>> и << — затрагивают все биты. Освободившиеся ячейки справа заполняются нулями. Наполнение ячеек слева зависит от знака и оператора.
Звучит сложно, на деле — тоже сложно. Но попробуем разобраться на примере — разложим какое-то десятичное число на биты и посмотрим, как работает смещение битов.
В Java есть метод toBinaryString(), который показывает, как выглядят десятичные числа в двоичной системе. Но двоичные числа — это ещё не биты. Например, число 2 занимает 32 бита, но если обработать его методом toBinaryString(), на экране появятся только два из них: 1 и 0. Оставшиеся 30 нулей просто «обрезаются». Это происходит по той же причине, по которой мы, например, не пишем десятичное число 9 как 009.
System.out.print(Integer.toBinaryString(2));
Вывод:  10Поэтому, чтобы лучше разобраться в работе побитовых операторов, лучше использовать модифицированный метод BinaryString, который раскладывает на биты уже так, как надо:
// Метод добавляет к бинарному значению все недостающие биты и выводит их на экран
public static void printBinaryString(int hexNumber){
   String bits = Integer.toBinaryString(hexNumber);
   String allBits = "00000000000000000000000000000000"
                          .substring(0, 32 - bits.length()) + bits;
   System.out.printf("%11d : %s\n", hexNumber, allBits);
}Сдвинув биты числа 1 два раза влево, мы получаем 4. А если потом сдвинуть их ещё 29 раз, получится минимальное значение типа int: –2 147 483 648.
printBinaryString(1);
printBinaryString(1 << 2);  // Смещаем биты числа '1' влево на 2 позиции
printBinaryString(4 << 29); // Смещаем биты числа '4' влево на 29 позиций
Вывод:    1 : 00000000000000000000000000000001
          4 : 00000000000000000000000000000100
-2147483648 : 10000000000000000000000000000000Теперь попробуем сдвинуть наши биты уже в обратную сторону. Обратите внимание, как различается работа >> и >>>. В первом случае всё заполнится единицами и вы получите минусовое значение, а во втором на выходе будут просто нули.
printBinaryString(Integer.MIN_VALUE);
// Смещаем биты числа '-2147483648' вправо на 16
printBinaryString(Integer.MIN_VALUE >> 16);  
// Беззнаковое смещение битов числа '-2147483648' вправо на 16
printBinaryString(Integer.MIN_VALUE >>> 16);
Вывод:    -2147483648 : 10000000000000000000000000000000
               -32768 : 11111111111111111000000000000000
                32768 : 00000000000000001000000000000000Как это работает. С помощью операторов >> и >>> мы сдвигаем все биты числа вправо. Но при обычном сдвиге (>>) отрицательное число остаётся отрицательным, потому что мы не трогаем старший бит. При беззнаковом сдвиге (>>>) наоборот — отрицательное станет положительным, потому что мы затронем эту значимую единицу.
Составные операторы присваивания в Java
Зачем нужны: чтобы записывать выражения короче и автоматически приводить операнды к единому типу.
В Java есть сокращённые формы операторов присваивания — составные. Такие операторы выполняют действие между x и y, а получившееся значение помещают в x. Выглядят составные операторы так:

Плюс составных операторов в том, что они записываются короче и неявно приводят переменные к одному типу, если эти типы различаются. Например, в сокращённом варианте можно сложить дроби и числа без приведения, и нам за это ничего не будет. А в полной записи будет ошибка:
int x = 1;
double y = 3.1415d;
x = x + y;        // Эта строка не скомпилируется
x += y;           // А здесь всё хорошо
// Оператор += в развёрнутом виде
x = (int)(x + y); Приоритеты операторов Java
У каждого оператора Java есть свой приоритет. Чем он выше, тем раньше оператор выполнится в выражении. Бинарные и тернарный операторы (кроме присваивания) выполняются слева направо, а остальные (унарные и присваивания) — справа налево.
| Приоритет (снизу вверх) | Группа | Операторы | 
|---|---|---|
| 13 | Постфиксные | x++ x–– | 
| 12 | Унарные | ++x ––x +x –x ~x !x | 
| 11 | Мультипликативные | * / % | 
| 10 | Аддитивные | + - | 
| 9 | Сдвига битов | << >> >>> | 
| 8 | Сравнения | < > <= >= instanceof | 
| 7 | Равенства | == != | 
| 6 | Побитовое И | & | 
| 5 | Побитовое исключающее ИЛИ | ^ | 
| 4 | Побитовое ИЛИ | | | 
| 3 | Логическое И | && | 
| 2 | Логическое ИЛИ | || | 
| 1 | Тернарный | ? : | 
| 0 | Присваивания | =    +=    -=    *=    /=    %= &= ^= |= <<= >>= >>>= | 
Резюме: что нужно запомнить
Мы рассмотрели все основные операторы в Java и их работу на примерах. Попробуем кратко резюмировать, что нужно вынести из этой статьи:
- Оператор — это языковая конструкция, которая выполняет действие над операндом.
- Операнд — это число, переменная, объект и так далее, с которыми оператор совершает какие-то действия (например, арифметическое и логическое).
- Операторы бывают унарные, бинарные и тернарные — это зависит от того, сколько операндов они обрабатывают.
- Арифметические операторы нужны для простых математических действий: сложения, вычитания, умножения, деления и деления с остатком.
- Унарные операторы работают только с одним операндом. Это унарные минус и плюс, инкремент, декремент, логическое и побитовое отрицание.
- Операторы сравнения сопоставляют значения двух операторов и возвращают ответ — true или false.
- Логические операторы заточены уже не на числа, а на целые выражения — и на их основе создают сложные условия, например, для работы в циклах.
- Тернарный оператор умеет работать сразу с тремя операндами: условием и двумя выражениями. То есть им вполне можно заменить ветвления типа if-else.
- Оператор instanceof определяет принадлежность объекта к классу.
- Побитовые операторы нужны для проведения операций с битами — если упростить, то с нулями и единицами в двоичной системе счисления.
- Составные операторы неявно приводят типы данных, если они разные.
- У каждого оператора есть свой приоритет.
Для более глубокого понимания темы можно почитать другие наши статьи: «Тип Boolean и операторы сравнения в Java» и «Логические операторы в Java». А если хотите совсем хорошо разобраться, почитайте официальную документацию Java — это вообще лучший способ освоить язык со всеми его тонкостями.
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    