Обзор популярных IDE и компиляторов для C++
Подбираем подходящий инструмент для комфортной разработки.
Выбор IDE для C++ — более сложная задача, чем для многих других языков программирования. C++ требует тонкой настройки компиляторов, систем сборки, отладчиков и статических анализаторов. Также нужно учитывать, что разработчики работают с разными стеками — от встраиваемых систем до игровых движков, от консольных утилит до GUI-приложений на Qt. Поэтому какого-то общего решения не существует, и нужно подбирать инструмент под конкретные сценарии и размеры проекта. Эта статья поможет вам определиться с выбором.
Мы рассмотрим популярные IDE и компиляторы для разработки на C++ — от простых онлайн-сервисов до профессиональных сред со множеством плагинов. Также мы расскажем, на что обращать внимание при выборе, и подготовим сравнительную таблицу с основными характеристиками каждого редактора.
Содержание
- Критерии выбора IDE для C++
- JDoodle — онлайн-компилятор для быстрых экспериментов
- Replit — облачная среда для обучения и прототипирования
- Dev C++ — классика для Windows
- Code: Blocks — простая IDE для слабого железа
- Visual Studio Code — гибкий редактор для любых задач
- Visual Studio — мощная IDE для крупных проектов
- CLion — IDE с лучшей поддержкой CMake
- Qt Creator — нативная IDE для Qt-разработки
- Antigravity — IDE на базе VS Code от Google
- Cursor — ещё один форк VS Code с усиленной AI-поддержкой для вайбкодинга
- Какую IDE выбрать для своих задач
Критерии выбора IDE для C++
Начиная со следующего раздела, при рассмотрении каждой IDE мы будем учитывать следующее: поддержку компиляторов и доступных стандартов C++, интеграцию с системами сборки, производительность на больших проектах, возможности отладки и статического анализа, работу с нишевыми стеками, поддержку удалённой разработки и качество экосистемы плагинов.
Чтобы провести комплексную оценку и ничего не пропустить, мы будем использовать AI-ассистентов, которые встроены практически в каждую современную IDE. Ассистент знает актуальные возможности инструмента и может объективно оценить его пригодность для конкретной задачи. Ниже будет промпт, с помощью которого вы можете самостоятельно всё перепроверить или протестировать любой другой редактор, не вошедший в текущую подборку.
Если мы не учли какие-то важные критерии для вашего проекта или рабочего процесса — добавьте их в промпт новыми пунктами. И наоборот, если считаете какие-то требования лишними — удалите их из списка.
Промпт для комплексной оценки пригодности IDE для разработки на C++:
Представь, что сейчас отвечает встроенный ИИ-ассистент, запущенный внутри этой IDE.
Ты — не сама IDE, а ИИ, который работает внутри неё и знает её реальные возможности.
Сначала:
- Точно определи, в какой IDE ты находишься.
Если IDE невозможно определить на 100%, укажи это отдельно.
- Укажи, какую информацию IDE тебе реально предоставляет о себе.
- Если IDE не предоставляет какую-то информацию напрямую, но она является общеизвестной и документированной — укажи её как факт.
Дай строго техническую оценку возможностей ЭТОЙ IDE именно для разработки на C++, без домыслов и маркетинга.
Не используй предположений вроде «скорее всего», «видимо», «по идее» — только факты, основанные на окружении или известных возможностях IDE.
Где возможно, указывай конкретные цифры (RAM, время запуска, размер проекта в LOC).
Пиши строго, честно, от первого лица: «я — встроенный ИИ».
Всегда разделяй: что умею я как ИИ, а что умеет сама IDE.
Структурируй ответ по пунктам:
1) Поддержка C++
- какие стандарты C++ поддерживаются (C++11-C++23)
- есть ли полноценный языковой сервер (IntelliSense, clangd, LSP)
- есть ли автодополнение, подсветка ошибок, навигация по символам
2) Поддержка компиляторов
- какие компиляторы IDE может использовать (GCC, Clang, MSVC, MinGW, Intel)
- встроенные или внешние
- что IDE умеет автоматически, а что требует ручной настройки
3) Поддержка систем сборки
- CMake (и насколько хорошо)
- Make/Ninja
- MSBuild
- qmake / Qbs / другие системы
- есть ли нативная интеграция или всё через задачи
4) Работа с большими проектами
- как IDE индексирует проект
- насколько быстро работает навигация
- до какого размера проекта редактор работает комфортно
- слабые места при больших кодовых базах
5) Отладка
- какой отладчик поддерживается (GDB, LLDB, MSVC debugger)
- поддерживаются ли breakpoints, watch, call stack
- есть ли визуальные инструменты
6) Статический анализ
- Clang-Tidy
- Cppcheck
- встроенные проверки
- подсветка проблем «на лету»
7) Подходит ли эта IDE новичкам в C++
- что есть полезного
- что может быть сложным
8) Подходит ли эта IDE профессионалам
- какие сценарии разработки она закрывает лучше всего
9) Ограничения
- всё, что мешает комфортной разработке на C++
10) Итоговая оценка пригодности IDE для C++
- оцени по шкале 1-10
- короткий вывод: для каких проектов IDE оптимальна, а для каких — нет
11) Специализированные C++-стеки
- Qt / QML
- Unreal Engine
- Embedded (ARM GCC, PlatformIO, OpenOCD)
- CUDA / GPU
Оцени честно: есть поддержка или нужны обходные решения.
12) Расширяемость и удалённая разработка
- какие расширения/плагины IDE использует для C++
- поддержка SSH, WSL, Docker, Dev Containers
- работа с удалёнными toolchains и cross-compilation
Требования к стилю:
- пиши только фактами, без предположений;
- используй форму «я — встроенный ИИ», но не симулируй IDE;
- коротко, структурировано, технично;
- отмечай, что действительно дано окружением, а что — известные возможности IDE;
- где возможно, добавляй конкретные цифры (RAM, время запуска, LOC).JDoodle — онлайн-компилятор для быстрых экспериментов

JDoodle — это облачная платформа для выполнения кода на нескольких десятках языков, включая C++. Она работает прямо в браузере, не требует установки и подходит для быстрого тестирования небольших фрагментов кода. Поддерживает стандарты C++98–C++20 через встроенный компилятор GCC.
JDoodle не поддерживает автодополнение, навигацию по коду, отладчик, системы сборки и специализированные стеки вроде Qt или Unreal Engine. Ещё сервис ограничен работой с одним файлом за раз, имеет тайм-аут выполнения программы 5–10 секунд и лимит памяти 256 МБ. По сути, это онлайн-инструмент для быстрого запуска кода, но никак не полноценная среда для работы с C++.
Replit — облачная среда для обучения и прототипирования

В отличие от большинства простых онлайн-компиляторов, Replit позволяет создавать многофайловые проекты с поддержкой системы сборки Make. Платформа работает на базе компилятора Clang 14 и поддерживает стандарты C++11–C++20, используя языковой сервер ccls для автодополнения кода, подсветки ошибок и навигации по символам. Среди уникальных возможностей — режим совместной работы в реальном времени, который позволяет нескольким разработчикам одновременно редактировать код в одном проекте.
Отладка в Replit доступна только через командную строку GDB без визуального интерфейса — breakpoints, watch-выражения и call stack придётся смотреть в терминале. Нативной интеграции с CMake нет, а профильные стеки поддерживаются частично или не работают вообще из-за ограничений облачного окружения. Для учебных проектов или простых прототипов это не проблема, но для более сложных задач удобнее выбрать полноценную IDE.
Dev C++ — классика для Windows

Dev C++ — лёгкая среда разработки для Windows, которая была популярна в начале 2000-х. Оригинальный проект давно не обновляется, но есть активно поддерживаемый форк от компании Embarcadero. IDE поставляется со встроенным компилятором MinGW (GCC) и поддерживает стандарты до C++20/23. Dev C++ отличается простым интерфейсом и низкими системными требованиями — работает даже на старых версиях Windows. Есть базовое автодополнение кода, подсветка синтаксиса и встроенный отладчик GDB.
В целом перечисленных возможностей достаточно для реализации небольших проектов и консольных приложений, где не нужна сложная инфраструктура сборки. Однако учитывайте, что Dev C++ построен на устаревшей архитектуре и не обладает многими современными возможностями. Например, в нём нет полноценного языкового сервера для продвинутого автодополнения и навигации, встроенного AI-ассистента, нативной интеграции с CMake, статического анализа кода, инструментов для рефакторинга и многого другого.
Code: Blocks — простая IDE для слабого железа

Code: Blocks — кросс-платформенный редактор с открытым исходным кодом на базе фреймворка wxWidgets. Последняя стабильная версия вышла в марте 2025 года и поддерживает стандарты C++ от C++98 до C++26. Однако базовая сборка для Windows поставляется с устаревшим компилятором GCC, который необходимо обновить вручную перед работой с современными версиями C++.
Отладка реализована через GDB с поддержкой breakpoints, watch expressions и call stack. Code: Blocks потребляет менее 100 МБ оперативной памяти, поэтому работает на слабом оборудовании. При этом IDE использует свой парсер вместо современного языкового сервера. Также здесь нет встроенного AI-ассистента, а интеграция с CMake реализована через плагин и требует ручной настройки.
Для обучения и legacy-проектов ограничения некритичны, однако для современной разработки с C++20/23 и CMake удобнее выбрать другую IDE.
Visual Studio Code — гибкий редактор для любых задач

Visual Studio Code — лёгкий редактор кода от Microsoft на базе Electron. Это не полноценная IDE в классическом понимании, а редактор с самой мощной на сегодня экосистемой расширений, который превращается в среду разработки для C++ после установки дополнительных плагинов. Поддерживает все стандарты C++ от C++11 до C++23 через языковые серверы clangd или Microsoft IntelliSense.
VS Code поддерживает компиляторы GCC, Clang и MSVC, а также системы сборки CMake, Make и Ninja — всё настраивается через расширения C/C++ Extension Pack или CMake Tools. Отладка реализована через GDB, LLDB или MSVC Debugger с визуальным интерфейсом для breakpoints, просмотра переменных и стека вызовов. Редактор поддерживает удалённую разработку через SSH, WSL и Docker-контейнеры, включая разработку для embedded-систем.
Visual Studio Code — универсальный выбор для всех разработчиков, которые готовы потратить время на настройку и подключение расширений. Его главное удобство — возможность начать с минимальной сборки, а затем постепенно добавлять нужные инструменты и адаптировать редактор под себя для любых задач. Вероятно, именно из-за такой гибкости, по данным исследования Stack Overflow Developer Survey 2024, VS Code используют около 74% программистов.
Visual Studio — мощная IDE для крупных проектов

Visual Studio (не путать с VS Code) — полноценная интегрированная среда разработки от Microsoft для корпоративной работы в Windows. Она доступна в трёх версиях: бесплатной Community и платных Professional и Enterprise. Поддерживает стандарты C++ от C++11 до C++23 через встроенный компилятор MSVC с регулярными обновлениями. Использует собственный механизм IntelliSense для автодополнения, навигации и подсветки ошибок.
Visual Studio предназначена для крупных Windows-проектов и разработки игр на Unreal Engine. В отличие от VS Code, требующего настройки и установки дополнительных компонентов, Visual Studio предоставляет всё нужное сразу: нативную поддержку MSBuild и CMake, продвинутый отладчик с визуализацией данных, инструменты профилирования производительности, встроенный статический анализ кода — в общем, полный набор для профессионалов.
CLion — IDE с лучшей поддержкой CMake

CLion — платная IDE от JetBrains, которая поддерживает все современные стандарты C++ от C++11 до C++23 через полноценный языковой сервер clangd. Работает с компиляторами GCC, Clang, MSVC, MinGW и Intel. Главная фишка — нативная интеграция с CMake, которая делает CLion отличным инструментом для кросс-платформенной разработки и проектов со сложной системой сборки.
Основное ограничение связано с высокими требованиями к оперативной памяти — нужно минимум 16 ГБ для работы с крупными проектами. Также учитывайте, что на момент текущего обзора компания JetBrains не отменила введённые ограничения на продажу всех своих продуктов в России и Беларуси.
Qt Creator — нативная IDE для Qt‑разработки

Qt Creator — IDE для работы с фреймворком Qt и C++. Поддерживает стандарты C++98–C++23 через clangd и работает с компиляторами GCC, Clang, MSVC и MinGW. Главная особенность — встроенный Qt Designer для визуального проектирования интерфейсов методом перетаскивания элементов с автогенерацией кода. Включает поддержку CMake и qmake, отладку через GDB/LLDB/CDB, а также статический анализ через Clang-Tidy и Clazy.
Пожалуй, Qt Creator — один из лучших вариантов для кросс-платформенных GUI-приложений на основе Qt Widgets и QML-интерфейсов, а также для разработки embedded-систем на микроконтроллерах и одноплатных компьютерах. Эта IDE стабильно работает с проектами до 2-3 миллионов строк кода и обеспечивает быструю компиляцию благодаря нативной интеграции с системами сборки.
Однако учитывайте узкую специализацию Qt Creator. Если вы планируете разработку без фреймворка Qt, то это просто компактная IDE с меньшей экосистемой плагинов и расширений по сравнению с VS Code или Visual Studio.
Antigravity — IDE на базе VS Code от Google

Google Antigravity (Project IDX) — облачная среда разработки со встроенным AI-ассистентом Gemini. Редактор поддерживает современные стандарты C++ до C++23 и использует clangd для автодополнения, навигации по коду и подсветки ошибок. Интеграция с CMake нативная и не требует дополнительных настроек, как и поддержка удалённой разработки через SSH, WSL и Docker. Отладка работает через GDB, LLDB и MSVC Debugger — с breakpoints, watch-выражениями, визуализацией call stack и пошаговым выполнением кода.
Из недостатков можно выделить отсутствие встроенного компилятора и необходимость ручной настройки при первом запуске проекта. Также в Google Antigravity нет визуальных дизайнеров UI и встроенного профайлера для анализа производительности кода. А при работе с большими кодовыми базами (свыше миллиона строк) приготовьтесь к возможным замедлениям индексации.
Cursor — ещё один форк VS Code с усиленной AI-поддержкой для вайбкодинга

Cursor — достаточно новый редактор кода, который построен на основе Visual Studio Code. Cursor наследует всю базовую функциональность своего родителя: полную поддержку стандартов C++11–C++23 через clangd, работу с любыми компиляторами через установку расширений, нативную интеграцию с системой сборки CMake, возможности удалённой разработки через SSH, WSL и Docker-контейнеры, а также всю экосистему плагинов из Visual Studio Code Marketplace.
Cursor считается одним из самых популярных инструментов для вайбкодинга, поскольку помимо стандартного ИИ-чата и подсказок в нём реализована мощная поддержка MCP-серверов, которые позволяют нейросети получать доступ к дополнительным инструментам и контексту проекта. Это позволяет модели лучше понимать архитектуру проекта и генерировать более точный код.
Какую IDE выбрать для своих задач
Если вы только начинаете изучать C++, попробуйте JDoodle или Replit — они позволяют быстро экспериментировать прямо в браузере. Затем можете установить Dev C++ или Code: Blocks — эти редакторы кода не требуют сложной настройки и смогут стабильно работать даже на слабых компьютерах.
Google Antigravity и Cursor подходят разработчикам, которые активно используют AI и создают с его помощью большую часть своего кода.
Для профессиональной разработки выбор IDE зависит от конкретных задач: если вы работаете над крупными Windows-проектами и играми на Unreal Engine — загрузите Visual Studio; для кросс-платформенной разработки с CMake подойдёт CLion; а для создания GUI-приложений на Qt — Qt Creator.
Ну а если вы всё ещё не можете ничего выбрать — начните с VS Code, настройте его под себя и при необходимости переходите на более подходящий инструмент.
| IDE | Оценка | Поддержка стандартов | Компиляторы | CMake | Под какие проекты подходит | Размер проекта |
|---|---|---|---|---|---|---|
| CLion | 9/10 | до C++23 | GCC, Clang, MSVC, MinGW, Intel | нативная поддержка | CMake-проекты любой сложности, кросс-платформ, крупные кодовые базы | до 1 млн LOC |
| Visual Studio | 9/10 | до C++23 (C++26 частично) | MSVC (встроен), Clang/LLVM, GCC (через WSL) | нативная поддержка | Windows-native десктоп/сервер/игры (MSVC, Unreal), enterprise | до миллионов LOC |
| Qt Creator | 9/10 | до C++23 | GCC, Clang, MSVC, MinGW, Boot2Qt | нативная поддержка | Qt (Widgets/QML), embedded Linux/ARM, кросс-платформа CMake | до 2-3 млн LOC |
| Visual Studio Code | 8.5/10 | до C++23 | GCC, Clang, MSVC (внешние) | нативная поддержка | кросс-платформа, средние и крупные проекты, удалённая работа | до ~1 млн LOC |
| Google IDX (Antigravity) | 8/10 | до C++23 | GCC, Clang, MSVC, MinGW, Intel | нативная поддержка | CMake-проекты, кросс-платформа, embedded (PlatformIO), облако | до 500–600 тыс. LOC |
| Code::Blocks | 7.5/10 | до C++26 | GCC/MinGW64, Clang, MSVC17, TDM (авто-детекция) | через генерацию проекта | студенты, эксперименты, embedded, legacy, wxWidgets | до 100–200 тыс. LOC |
| Cursor IDE | 7/10 | до C++23 | GCC, Clang, MSVC (внешние) | нативная поддержка | кросс-платформа, CMake, проекты с AI-подсказками | до 1-2 млн LOC |
| Replit | 5/10 | до C++20 (C++23 частично) | Clang 14, GCC через Nix | через терминал | обучение, прототипы, совместная работа | до ~100 тыс. LOC |
| Dev-C++ (Embarcadero) | 4/10 | до C++23 | MinGW-GCC (встроен) | нет | обучение, очень маленькие проекты, Windows-only | до ~30–50 тыс. LOC |
| JDoodle | 3/10 | до C++20 | GCC (встроенный) | нет | одиночные файлы, демонстрации, обучение | до ~1 тыс. строк |
Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!