Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Код
#статьи

Обзор популярных IDE и компиляторов для C++

Подбираем подходящий инструмент для комфортной разработки.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Выбор IDE для C++ — более сложная задача, чем для многих других языков программирования. C++ требует тонкой настройки компиляторов, систем сборки, отладчиков и статических анализаторов. Также нужно учитывать, что разработчики работают с разными стеками — от встраиваемых систем до игровых движков, от консольных утилит до GUI-приложений на Qt. Поэтому какого-то общего решения не существует, и нужно подбирать инструмент под конкретные сценарии и размеры проекта. Эта статья поможет вам определиться с выбором.

Мы рассмотрим популярные IDE и компиляторы для разработки на C++ — от простых онлайн-сервисов до профессиональных сред со множеством плагинов. Также мы расскажем, на что обращать внимание при выборе, и подготовим сравнительную таблицу с основными характеристиками каждого редактора.

Содержание


Критерии выбора IDE для C++

Начиная со следующего раздела, при рассмотрении каждой IDE мы будем учитывать следующее: поддержку компиляторов и доступных стандартов C++, интеграцию с системами сборки, производительность на больших проектах, возможности отладки и статического анализа, работу с нишевыми стеками, поддержку удалённой разработки и качество экосистемы плагинов.

Чтобы провести комплексную оценку и ничего не пропустить, мы будем использовать AI-ассистентов, которые встроены практически в каждую современную IDE. Ассистент знает актуальные возможности инструмента и может объективно оценить его пригодность для конкретной задачи. Ниже будет промпт, с помощью которого вы можете самостоятельно всё перепроверить или протестировать любой другой редактор, не вошедший в текущую подборку.

Если мы не учли какие-то важные критерии для вашего проекта или рабочего процесса — добавьте их в промпт новыми пунктами. И наоборот, если считаете какие-то требования лишними — удалите их из списка.

Промпт для комплексной оценки пригодности IDE для разработки на C++:

Представь, что сейчас отвечает встроенный ИИ-ассистент, запущенный внутри этой IDE.  
Ты — не сама IDE, а ИИ, который работает внутри неё и знает её реальные возможности.

Сначала:  
- Точно определи, в какой IDE ты находишься.  
  Если IDE невозможно определить на 100%, укажи это отдельно.  
- Укажи, какую информацию IDE тебе реально предоставляет о себе.  
- Если IDE не предоставляет какую-то информацию напрямую, но она является общеизвестной и документированной — укажи её как факт.

Дай строго техническую оценку возможностей ЭТОЙ IDE именно для разработки на C++, без домыслов и маркетинга.  
Не используй предположений вроде «скорее всего», «видимо», «по идее»  — только факты, основанные на окружении или известных возможностях IDE.  
Где возможно, указывай конкретные цифры (RAM, время запуска, размер проекта в LOC).

Пиши строго, честно, от первого лица: «я — встроенный ИИ».  
Всегда разделяй: что умею я как ИИ, а что умеет сама IDE.

Структурируй ответ по пунктам:

1) Поддержка C++  
   - какие стандарты C++ поддерживаются (C++11-C++23)  
   - есть ли полноценный языковой сервер (IntelliSense, clangd, LSP)  
   - есть ли автодополнение, подсветка ошибок, навигация по символам  

2) Поддержка компиляторов  
   - какие компиляторы IDE может использовать (GCC, Clang, MSVC, MinGW, Intel)  
   - встроенные или внешние  
   - что IDE умеет автоматически, а что требует ручной настройки  

3) Поддержка систем сборки  
   - CMake (и насколько хорошо)  
   - Make/Ninja  
   - MSBuild  
   - qmake / Qbs / другие системы  
   - есть ли нативная интеграция или всё через задачи  

4) Работа с большими проектами  
   - как IDE индексирует проект  
   - насколько быстро работает навигация  
   - до какого размера проекта редактор работает комфортно  
   - слабые места при больших кодовых базах  

5) Отладка  
   - какой отладчик поддерживается (GDB, LLDB, MSVC debugger)  
   - поддерживаются ли breakpoints, watch, call stack  
   - есть ли визуальные инструменты  

6) Статический анализ  
   - Clang-Tidy  
   - Cppcheck  
   - встроенные проверки  
   - подсветка проблем «на лету»  

7) Подходит ли эта IDE новичкам в C++  
   - что есть полезного  
   - что может быть сложным  

8) Подходит ли эта IDE профессионалам  
   - какие сценарии разработки она закрывает лучше всего  

9) Ограничения  
   - всё, что мешает комфортной разработке на C++  

10) Итоговая оценка пригодности IDE для C++  
    - оцени по шкале 1-10  
    - короткий вывод: для каких проектов IDE оптимальна, а для каких — нет  

11) Специализированные C++-стеки  
    - Qt / QML  
    - Unreal Engine  
    - Embedded (ARM GCC, PlatformIO, OpenOCD)  
    - CUDA / GPU  
    Оцени честно: есть поддержка или нужны обходные решения.

12) Расширяемость и удалённая разработка  
    - какие расширения/плагины IDE использует для C++  
    - поддержка SSH, WSL, Docker, Dev Containers  
    - работа с удалёнными toolchains и cross-compilation  

Требования к стилю:  
- пиши только фактами, без предположений;  
- используй форму «я — встроенный ИИ», но не симулируй IDE;  
- коротко, структурировано, технично;  
- отмечай, что действительно дано окружением, а что — известные возможности IDE;  
- где возможно, добавляй конкретные цифры (RAM, время запуска, LOC).

JDoodle — онлайн-компилятор для быстрых экспериментов

Скриншот: JDoodle/ Skillbox Media

JDoodle — это облачная платформа для выполнения кода на нескольких десятках языков, включая C++. Она работает прямо в браузере, не требует установки и подходит для быстрого тестирования небольших фрагментов кода. Поддерживает стандарты C++98–C++20 через встроенный компилятор GCC.

JDoodle не поддерживает автодополнение, навигацию по коду, отладчик, системы сборки и специализированные стеки вроде Qt или Unreal Engine. Ещё сервис ограничен работой с одним файлом за раз, имеет тайм-аут выполнения программы 5–10 секунд и лимит памяти 256 МБ. По сути, это онлайн-инструмент для быстрого запуска кода, но никак не полноценная среда для работы с C++.

Replit — облачная среда для обучения и прототипирования

Скриншот: Replit / Skillbox Media

В отличие от большинства простых онлайн-компиляторов, Replit позволяет создавать многофайловые проекты с поддержкой системы сборки Make. Платформа работает на базе компилятора Clang 14 и поддерживает стандарты C++11–C++20, используя языковой сервер ccls для автодополнения кода, подсветки ошибок и навигации по символам. Среди уникальных возможностей — режим совместной работы в реальном времени, который позволяет нескольким разработчикам одновременно редактировать код в одном проекте.

Отладка в Replit доступна только через командную строку GDB без визуального интерфейса — breakpoints, watch-выражения и call stack придётся смотреть в терминале. Нативной интеграции с CMake нет, а профильные стеки поддерживаются частично или не работают вообще из-за ограничений облачного окружения. Для учебных проектов или простых прототипов это не проблема, но для более сложных задач удобнее выбрать полноценную IDE.

Dev C++ — классика для Windows

Скриншот: Embarcadero Dev C++ / Skillbox Media

Dev C++ — лёгкая среда разработки для Windows, которая была популярна в начале 2000-х. Оригинальный проект давно не обновляется, но есть активно поддерживаемый форк от компании Embarcadero. IDE поставляется со встроенным компилятором MinGW (GCC) и поддерживает стандарты до C++20/23. Dev C++ отличается простым интерфейсом и низкими системными требованиями — работает даже на старых версиях Windows. Есть базовое автодополнение кода, подсветка синтаксиса и встроенный отладчик GDB.

В целом перечисленных возможностей достаточно для реализации небольших проектов и консольных приложений, где не нужна сложная инфраструктура сборки. Однако учитывайте, что Dev C++ построен на устаревшей архитектуре и не обладает многими современными возможностями. Например, в нём нет полноценного языкового сервера для продвинутого автодополнения и навигации, встроенного AI-ассистента, нативной интеграции с CMake, статического анализа кода, инструментов для рефакторинга и многого другого.

Code: Blocks — простая IDE для слабого железа

Скриншот: Code: Blocks / Skillbox Media

Code: Blocks — кросс-платформенный редактор с открытым исходным кодом на базе фреймворка wxWidgets. Последняя стабильная версия вышла в марте 2025 года и поддерживает стандарты C++ от C++98 до C++26. Однако базовая сборка для Windows поставляется с устаревшим компилятором GCC, который необходимо обновить вручную перед работой с современными версиями C++.

Отладка реализована через GDB с поддержкой breakpoints, watch expressions и call stack. Code: Blocks потребляет менее 100 МБ оперативной памяти, поэтому работает на слабом оборудовании. При этом IDE использует свой парсер вместо современного языкового сервера. Также здесь нет встроенного AI-ассистента, а интеграция с CMake реализована через плагин и требует ручной настройки.

Для обучения и legacy-проектов ограничения некритичны, однако для современной разработки с C++20/23 и CMake удобнее выбрать другую IDE.

Visual Studio Code — гибкий редактор для любых задач

Скриншот: Microsoft Visual Code / Skillbox Media

Visual Studio Code — лёгкий редактор кода от Microsoft на базе Electron. Это не полноценная IDE в классическом понимании, а редактор с самой мощной на сегодня экосистемой расширений, который превращается в среду разработки для C++ после установки дополнительных плагинов. Поддерживает все стандарты C++ от C++11 до C++23 через языковые серверы clangd или Microsoft IntelliSense.

VS Code поддерживает компиляторы GCC, Clang и MSVC, а также системы сборки CMake, Make и Ninja — всё настраивается через расширения C/C++ Extension Pack или CMake Tools. Отладка реализована через GDB, LLDB или MSVC Debugger с визуальным интерфейсом для breakpoints, просмотра переменных и стека вызовов. Редактор поддерживает удалённую разработку через SSH, WSL и Docker-контейнеры, включая разработку для embedded-систем.

Visual Studio Code — универсальный выбор для всех разработчиков, которые готовы потратить время на настройку и подключение расширений. Его главное удобство — возможность начать с минимальной сборки, а затем постепенно добавлять нужные инструменты и адаптировать редактор под себя для любых задач. Вероятно, именно из-за такой гибкости, по данным исследования Stack Overflow Developer Survey 2024, VS Code используют около 74% программистов.

Visual Studio — мощная IDE для крупных проектов

Скриншот: Microsoft Visual Studio C++ / Skillbox Media

Visual Studio (не путать с VS Code) — полноценная интегрированная среда разработки от Microsoft для корпоративной работы в Windows. Она доступна в трёх версиях: бесплатной Community и платных Professional и Enterprise. Поддерживает стандарты C++ от C++11 до C++23 через встроенный компилятор MSVC с регулярными обновлениями. Использует собственный механизм IntelliSense для автодополнения, навигации и подсветки ошибок.

Visual Studio предназначена для крупных Windows-проектов и разработки игр на Unreal Engine. В отличие от VS Code, требующего настройки и установки дополнительных компонентов, Visual Studio предоставляет всё нужное сразу: нативную поддержку MSBuild и CMake, продвинутый отладчик с визуализацией данных, инструменты профилирования производительности, встроенный статический анализ кода — в общем, полный набор для профессионалов.

CLion — IDE с лучшей поддержкой CMake

Скриншот: JetBrains CLion / Skillbox Media

CLion — платная IDE от JetBrains, которая поддерживает все современные стандарты C++ от C++11 до C++23 через полноценный языковой сервер clangd. Работает с компиляторами GCC, Clang, MSVC, MinGW и Intel. Главная фишка — нативная интеграция с CMake, которая делает CLion отличным инструментом для кросс-платформенной разработки и проектов со сложной системой сборки.

Основное ограничение связано с высокими требованиями к оперативной памяти — нужно минимум 16 ГБ для работы с крупными проектами. Также учитывайте, что на момент текущего обзора компания JetBrains не отменила введённые ограничения на продажу всех своих продуктов в России и Беларуси.

Qt Creator — нативная IDE для Qt‑разработки

Скриншот: Qt Creator / Skillbox Media

Qt Creator — IDE для работы с фреймворком Qt и C++. Поддерживает стандарты C++98–C++23 через clangd и работает с компиляторами GCC, Clang, MSVC и MinGW. Главная особенность — встроенный Qt Designer для визуального проектирования интерфейсов методом перетаскивания элементов с автогенерацией кода. Включает поддержку CMake и qmake, отладку через GDB/LLDB/CDB, а также статический анализ через Clang-Tidy и Clazy.

Пожалуй, Qt Creator — один из лучших вариантов для кросс-платформенных GUI-приложений на основе Qt Widgets и QML-интерфейсов, а также для разработки embedded-систем на микроконтроллерах и одноплатных компьютерах. Эта IDE стабильно работает с проектами до 2-3 миллионов строк кода и обеспечивает быструю компиляцию благодаря нативной интеграции с системами сборки.

Однако учитывайте узкую специализацию Qt Creator. Если вы планируете разработку без фреймворка Qt, то это просто компактная IDE с меньшей экосистемой плагинов и расширений по сравнению с VS Code или Visual Studio.

Antigravity — IDE на базе VS Code от Google

Скриншот: Google Antigravity / Skillbox Media

Google Antigravity (Project IDX) — облачная среда разработки со встроенным AI-ассистентом Gemini. Редактор поддерживает современные стандарты C++ до C++23 и использует clangd для автодополнения, навигации по коду и подсветки ошибок. Интеграция с CMake нативная и не требует дополнительных настроек, как и поддержка удалённой разработки через SSH, WSL и Docker. Отладка работает через GDB, LLDB и MSVC Debugger — с breakpoints, watch-выражениями, визуализацией call stack и пошаговым выполнением кода.

Из недостатков можно выделить отсутствие встроенного компилятора и необходимость ручной настройки при первом запуске проекта. Также в Google Antigravity нет визуальных дизайнеров UI и встроенного профайлера для анализа производительности кода. А при работе с большими кодовыми базами (свыше миллиона строк) приготовьтесь к возможным замедлениям индексации.

Cursor — ещё один форк VS Code с усиленной AI-поддержкой для вайбкодинга

Скриншот: Cursor / Skillbox Media

Cursor — достаточно новый редактор кода, который построен на основе Visual Studio Code. Cursor наследует всю базовую функциональность своего родителя: полную поддержку стандартов C++11–C++23 через clangd, работу с любыми компиляторами через установку расширений, нативную интеграцию с системой сборки CMake, возможности удалённой разработки через SSH, WSL и Docker-контейнеры, а также всю экосистему плагинов из Visual Studio Code Marketplace.

Cursor считается одним из самых популярных инструментов для вайбкодинга, поскольку помимо стандартного ИИ-чата и подсказок в нём реализована мощная поддержка MCP-серверов, которые позволяют нейросети получать доступ к дополнительным инструментам и контексту проекта. Это позволяет модели лучше понимать архитектуру проекта и генерировать более точный код.

Какую IDE выбрать для своих задач

Если вы только начинаете изучать C++, попробуйте JDoodle или Replit — они позволяют быстро экспериментировать прямо в браузере. Затем можете установить Dev C++ или Code: Blocks — эти редакторы кода не требуют сложной настройки и смогут стабильно работать даже на слабых компьютерах.

Google Antigravity и Cursor подходят разработчикам, которые активно используют AI и создают с его помощью большую часть своего кода.

Для профессиональной разработки выбор IDE зависит от конкретных задач: если вы работаете над крупными Windows-проектами и играми на Unreal Engine — загрузите Visual Studio; для кросс-платформенной разработки с CMake подойдёт CLion; а для создания GUI-приложений на Qt — Qt Creator.

Ну а если вы всё ещё не можете ничего выбрать — начните с VS Code, настройте его под себя и при необходимости переходите на более подходящий инструмент.

IDEОценкаПоддержка стандартовКомпиляторыCMakeПод какие проекты подходитРазмер проекта
CLion9/10до C++23GCC, Clang, MSVC, MinGW, Intelнативная поддержкаCMake-проекты любой сложности, кросс-платформ, крупные кодовые базыдо 1 млн LOC
Visual Studio9/10до C++23 (C++26 частично)MSVC (встроен), Clang/LLVM, GCC (через WSL)нативная поддержкаWindows-native десктоп/сервер/игры (MSVC, Unreal), enterpriseдо миллионов LOC
Qt Creator9/10до C++23GCC, Clang, MSVC, MinGW, Boot2Qtнативная поддержкаQt (Widgets/QML), embedded Linux/ARM, кросс-платформа CMakeдо 2-3 млн LOC
Visual Studio Code8.5/10до C++23GCC, Clang, MSVC (внешние)нативная поддержкакросс-платформа, средние и крупные проекты, удалённая работадо ~1 млн LOC
Google IDX (Antigravity)8/10до C++23GCC, Clang, MSVC, MinGW, Intelнативная поддержкаCMake-проекты, кросс-платформа, embedded (PlatformIO), облакодо 500–600 тыс. LOC
Code::Blocks7.5/10до C++26GCC/MinGW64, Clang, MSVC17, TDM (авто-детекция)через генерацию проектастуденты, эксперименты, embedded, legacy, wxWidgetsдо 100–200 тыс. LOC
Cursor IDE7/10до C++23GCC, Clang, MSVC (внешние)нативная поддержкакросс-платформа, CMake, проекты с AI-подсказкамидо 1-2 млн LOC
Replit5/10до C++20 (C++23 частично)Clang 14, GCC через Nixчерез терминалобучение, прототипы, совместная работадо ~100 тыс. LOC
Dev-C++ (Embarcadero)4/10до C++23MinGW-GCC (встроен)нетобучение, очень маленькие проекты, Windows-onlyдо ~30–50 тыс. LOC
JDoodle3/10до C++20GCC (встроенный)нетодиночные файлы, демонстрации, обучениедо ~1 тыс. строк

Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!





Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Курс с трудоустройством: «Профессия Разработчик С++
 с нуля + ИИ» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована