Как создать админку для сайта на PHP с нуля
Узнайте, для чего нужна панель управления сайтом, какие в ней есть функции и как её разработать самостоятельно.
vlada_maestro / shutterstock
Инструменты для управления сайтом:
- phpmyadmin для работы с базой данных;
- FTP-клиент, чтобы загружать или удалять файлы;
- графический редактор, который сжимает изображения;
- текстовый редактор, в котором оформляются статьи;
- сервис аналитики для оценки эффективности контента и рекламы.
Лучше всего собрать их в одном месте, которое и называется панелью управления сайтом.
Как создать админку для сайта на PHP
В первую очередь создадим файл admin.php в корне сайта. Пока у него будет такой вид:
Этот код получает данные методами GET и POST, обрабатывает их, а потом выводит что-либо через переменную $echo. Чтобы поисковики не пытались зайти в админку, запретите её индексировать в файле robots.txt:
Основные элементы для работы админки сайта
- Авторизация.
- Главная страница.
- Инструменты редактирования.
- Работа с базой данных.
- Окно статистики.
Дополнительные возможности управления сайтом относятся к разным направлениям PHP, которые невозможно охватить в одной статье.
Теперь приступаем к написанию функций, запросов и валидаций.
Авторизация
Чтобы ограничить доступ, создадим форму входа в панель управления:
В переменную $echo прописываем HTML-код формы, которая передает данные на эту же страницу. Затем они обрабатываются:
После отправки формы данные переносятся в супермассив $_SESSION. Затем вызывается функция login (). Она делает запрос в базу данных. Если он проходит удачно, возвращается значение true, если нет — данные из $_SESSION удаляются и возвращается false.
Соответствия в запросе ищутся только среди администраторов, но можно давать ограниченный доступ и для других групп пользователей — например, для модераторов, чтобы они проверяли комментарии и статьи, но не имели доступа к глобальным настройкам и удалению записей.
Главная страница
Теперь создадим условия, чтобы пользователь делал что-то полезное. Для этого методом GET передаётся название страницы:
В переменную $act попадает значение из $_GET['act'], а если его не существует, то просто home. Дальше с помощью функции switch () прописываются действия для каждой страницы.
На главной странице админки размещают все компоненты сайта с возможностью управления:
- пользователями;
- статьями и комментариями;
- карточками товаров;
- файлами и изображениями;
- статистикой и рекламными блоками.
Должна быть возможность редактировать и общие настройки сайта: поменять метатеги, изменить параметры капчи, обновить политику конфиденциальности и так далее.
Редактирование
Как вы могли заметить, в таблицах каждая строчка — это ссылка такого вида:
В переменной act передаётся значение edit_article, а в id — идентификатор статьи. Перейдя по ссылке, администратор попадает на страницу редактирования:
Сначала в базу данных отправляется запрос на получение статьи. Затем, если всё в порядке, выводится форма редактирования. Если перед этим пользователь отправил изменённый текст, то он отправляется на сервер, таблица обновляется, а потом с помощью ещё одного запроса выводится актуальная информация.
Добавление записей в базу данных
Чтобы создать функцию добавления пользователя (или любого другого элемента на сайте), парсим форму и её обработчик:
Сначала проверяем, свободен ли указанный логин. Если да, то в базу вносятся соответствующие данные. Также обратите внимание, что существование переменной regadmin не проверяется, потому что форма её не отправляет, если оставить чекбокс пустым.
Статистика
Чтобы смотреть статистику посещений, комментирования и другой активности, создаём в базе данных таблицу с полями:
- ID;
- Date;
- Views;
- Comments.
В них записывается общее количество просмотров и комментариев за каждый день, которое выводится на графике. Чтобы это сделать, пропишем HTML-код таблицы:
В качестве источника картинки указывается PHP-файл с кодом:
Сначала создаются изображение, рамка и деления. Затем идёт запрос в базу данных, чтобы получить статистику, которая отрисовывается в виде графика. Изображение сохраняется для разового вывода, а потом удаляется. Когда пользователь обратится к статистике в следующий раз, информация будет визуализирована заново.
Дополнительные возможности
То, о чём мы успели поговорить, — лишь часть того, что должно быть в админке.
Например, дополнительно можно реализовать:
- премодерацию комментариев;
- удаление записей из базы данных;
- работу с файлами;
- продвинутый редактор статей;
- подробную статистику каждой отдельной страницы и так далее.