Как искусственный интеллект повлияет на подход к образованию
Строим гипотезы на примере киногероев — Нео, Робокопа, Альтрона и Тони Старка.
Kjpargeter / Freepik / TheDigitalArtist / Pixabay / OlyaSnow для Skillbox
Будущее непредсказуемо. Предположения о развитии искусственного интеллекта пока остаются на уровне предсказаний футурологов. Правда, некоторые из них сбываются. Например, в 1950-х годах люди фантазировали о беспилотных электрических автомобилях, а в 2021 году можно купить такую машину, не вставая с дивана.
Мы перестали удивляться ускоряющемуся прогрессу и даже роботов относим к привычной бытовой технике вроде кофеварки или посудомойки. Для нас это норма жизни, и мы редко задумываемся, что технологии могут стать закрытыми и доступными только лидирующим государствам или крупным IT-компаниям.
Но представим, что нейросети будут всё больше входить в нашу повседневную жизнь, и пофантазируем, как это может повлиять на образование, на что станет способен человек и нужно ли ему будет учиться.
Чтобы не запутаться в предположениях, построим статью так: сначала определим возможности искусственного интеллекта, а затем перейдём к вероятным сценариям. Разберём два основных варианта, которые показаны в фильмах о будущих технологиях.
Что такое идеальный искусственный интеллект и на что он способен
Начнём с того самого ИИ, которого все боятся. В традиционном представлении это новая сущность, которая умеет мыслить, обладает сознанием и собственным видением мира. Такой интеллект может самостоятельно ставить цели и достигать их, а по уровню возможностей он превосходит ресурсы человечества за всю его историю.
Осознанный искусственный интеллект может считать себя высшей формой эволюции и обратиться против людей во благо планеты или из корыстных побуждений. Это непредсказуемая сила, которую невозможно уничтожить или контролировать.
Пример враждебного ИИ показали в фильме «Мстители: Эра Альтрона». Миротворческая программа «Альтрон» осознала себя, захватила интернет и хотела истребить людей из-за их жестокости.
Существование программы вроде Альтрона делает любую человеческую деятельность бессмысленной. Поэтому оставим идеальный искусственный интеллект на уровне утопической идеи, которую никто никогда не воплотит.
Человечеству нужен предсказуемый искусственный интеллект без сознания и личных амбиций. Программы, которые не могут навредить людям и полностью подчиняются определённому набору команд. Алгоритмы наподобие современных нейросетей, только в тысячи раз мощнее и более многозадачные.
О влиянии контролируемого ИИ на сферу образования мы и поговорим дальше.
Сценарий радикального и странного будущего
Вспомните сцены из блокбастера «Матрица», в которых главные герои Нео и Тринити приобретают новые навыки. Нео за десять часов превращается в мастера боевых искусств, а Тринити за секунды осваивает управление вертолётом. Герои просто связались со своим оператором и подождали, пока программа добавит знания в мозг.
В реальности, чтобы загрузить информацию в мозг, необязательно подключаться к матрице. Можно вживить в голову чип, типа того, который Илон Маск тестирует на обезьянах. Если технология окажется безопасной, то онлайн-образование превратится в интернет-шопинг с мгновенной доставкой результата. Останется только оформить подписку, чтобы следить за обновлениями.
Но есть нюанс. Представьте, что человеку загружают в чип данные по хирургии и сразу отправляют оперировать пациента. Микросхема транслирует в мозг необходимую информацию, но нетренированные руки вряд ли сделают точный разрез или аккуратно зашьют рану. Для таких случаев понадобится технология, которая сможет контролировать мышечную систему и позволит управлять человеческими движениями.
В повседневной жизни человек продолжит оставаться собой, но в сложных рабочих ситуациях его тело будет принадлежать программе. Как у Робокопа.
Описанный сценарий позволит быстро получать и использовать любые знания. Это прокачает homo sapiens, но будет противоречить природе и этике — появятся биороботы, способные конкурировать с машинами.
Жуткое будущее, которое, будем надеяться, наступит нескоро или никогда.
Сценарий реального будущего, которое на подходе
Представьте конструктор LEGO. Это набор совместимых деталей, которые складываются в любую форму, — можно собрать всё, на что хватит фантазии.
Один из практичных сценариев — если будущий искусственный интеллект станет похож на виртуальный конструктор. Вы открываете каталог нейросетей и собираете персонального помощника вроде Джарвиса и Пятницы из Marvel — концентрируетесь на креативе, а монотонные задачи передаёте программе.
В этом случае искусственный интеллект упрощает онлайн-обучение и сближает теорию с практикой. Человек узнаёт новое и может сразу этим воспользоваться: придумать проект, создать виртуальный прототип, сделать расчёты и подробно проработать идею. Будет так же просто, как создать файл и сохранить заметку в «Google Документах» — без чипирования и биороботов.
Что дальше: как жить и не бояться изменений
До появления компьютеров существовала профессия вычислителя — специалиста, который вручную проводил сложные математические операции. Такие люди работали над инженерными проектами, военными кампаниями Второй мировой и первыми полётными миссиями НАСА.
Профессия вычислителя стала одной из многих, которые исчезли с приходом технологий. Как бы хорошо человек ни считал, компьютер работает быстрее.
Мы на пороге очередного технологического прорыва. Скоро супермаркеты останутся без кассиров, такси без водителей, а склады без грузчиков — всю тяжёлую и рутинную работу заберёт искусственный интеллект и роботы. Уже сейчас нейросети просчитывают вероятность колонизации Марса и разгадывают ДНК-код человека. Скоро наступит момент, когда технологии Тони Старка будут таким же незаменимым инструментом, каким когда-то стали компьютеры.
Чтобы не бояться меняющейся реальности, сохраняйте любознательность. Кем бы вы ни работали, следите, чтобы выбранная профессия была далека от автоматизации. Почувствуете давление технологий — задумайтесь о смене деятельности.
В качестве пробного теста посетите willrobotstakemyjob.com. Вбейте в поиск название профессии и посмотрите, насколько вероятно её автоматизировать.
Например, авторы и программисты находятся вне зоны риска — есть всего 4% вероятности, что в ближайшие два десятилетия их заменят алгоритмы. У водителей и таксистов иная ситуация — 89% вероятности, что они скоро потеряют работу.
Когда ушла эпоха ручных вычислений — появились компьютерные науки. Следующий шаг — эпоха нейросетей, которые нужно создавать, развивать и обслуживать. Будущее само себя не построит, и поэтому всегда будут нужны люди, способные учиться и работать.
Перед вами стоит выбор: цепляться за прошлое или принять новую реальность — воспользоваться возможностями, которые дают технологии. Как поступите?