Java Core для новичков: роадмап
Подробный гайд для смельчаков, решивших освоить Java с нуля самостоятельно.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Многие новички выбирают первый язык программирования по вакансиям в своём регионе. Они оценивают предложения, выписывают навыки для трудоустройства и иногда встречаются с непонятным термином Java Core.
Поясним для начинающих разработчиков: Java Core — это базовые знания по языку Java, которых достаточно для разработки простых программ. В статье мы расскажем, что это за знания и в каком порядке их необходимо осваивать.
Содержание
Основы языка и настройка рабочего окружения
Java — это универсальный язык программирования, основанный на принципе write once, run anywhere (WORA). Это значит, что разработчики могут написать код один раз и запускать его на различных операционных системах. Благодаря этому Java подходит для создания корпоративных систем, компьютерных игр, мобильных приложений, веб-сервисов и многого другого.
За универсальность отвечает JVM — виртуальная машина Java. Она делает несколько преобразований: сначала переводит Java-код в промежуточный язык (байт-код), а затем формирует инструкции для операционной системы. Кроме этого, JVM управляет памятью, обеспечивает стабильное выполнение программ и гарантирует их безошибочную работу в различных окружениях.
Следующие разделы будут посвящены синтаксису Java Core. Перед его изучением мы рекомендуем познакомиться с особенностями языка Java, разобраться в устройстве виртуальной машины, установить комплект разработчика приложений (SDK) для выполнения программ и выбрать среду разработки (IDE) для написания кода.
Вот нужные статьи для проработки
- «Что такое Java: объясняем для новичков». Здесь вы узнаете про особенности языка, его плюсы и минусы, отличия от C# и Python.
- «Как устроена Java Virtual Machine и её экосистема: подробный гайд». В этой статье JVM engineer Иван Углянский рассказывает всё о JVM.
- «Как установить JDK и среду разработки IntelliJ IDEA». Это пошаговая инструкция по установке софта, необходимого для разработки на Java.
Типы данных и переменные
Типы данных и переменные являются строительными блоками любого языка программирования, включая Java. Тип данных определяет, какие значения может принимать переменная и какие операции с ней можно выполнять.
В Java типы данных делятся на примитивные и ссылочные. Целые числа и логические значения (true и false) — это примеры примитивных типов данных. А вот массивы и объекты относятся к ссылочному типу.
Работа с типами данных и переменными важна для правильного хранения и манипулирования информацией. Для этого вам нужно понимать разницу между примитивными и ссылочными типами, уметь объявлять переменные, знать про область видимости, константы, а также разбираться в явном и неявном преобразовании типов.
Материалы для самостоятельного изучения
- «Типы данных в Java: какие бывают, чем различаются и что такое ссылки и примитивы». Эта статья познакомит вас со всеми типами данных, объяснит разницу между примитивными и ссылочными типами, расскажет о значениях по умолчанию и о том, как упаковка и распаковка преобразуют примитивные переменные в объекты.
- «Область видимости переменных в Java». Область видимости определяет границы действия переменной. Из этой статьи вы узнаете, что это за свойство и как его правильно использовать.
- «Ключевое слово var в Java: что, зачем и почему». Из этого материала вы узнаете о нюансах синтаксиса при объявлении переменных, которые помогут сделать ваш код более читаемым и удобным для поддержки.
Операторы и выражения
Операторы и выражения — это ключевые элементы программирования, позволяющие выполнять вычисления, сравнивать значения и управлять логикой программы. Они формируют основу всех алгоритмов и структур данных, обеспечивая взаимодействие между компонентами программы.
В Java операторы делятся на арифметические, логические, побитовые, операторы сравнения и присваивания. Выражения представляют собой комбинации переменных, значений и операторов, которые вычисляются до получения определённого результата. Рассмотрим несложный пример:
- a + b — это выражение. Оно включает в себя комбинацию переменных a и b вместе с арифметическим оператором +.
- + — это арифметический оператор, который складывает значения переменных a и b.
- int sum = a + b; — это также выражение, которое присваивает результат вычисления a + b переменной sum.
Статьи по теме
- «Операторы в Java: для чего нужны и какие бывают». Статья познакомит вас с основными видами операторов в Java и поможет разобраться в порядке их выполнения.
- «Логические операторы в Java». Вы узнаете основные принципы работы логических операторов, научитесь с их помощью вычислять условные выражения и взаимодействовать с целыми числами.
- «Инкремент и декремент в Java». В программировании часто требуется увеличивать или уменьшать значения переменных на единицу. Для этого существуют специальные операторы, и в статье автор на примерах объясняет их работу.
Управляющие конструкции
Управляющие конструкции в Java — это элементы для контроля и управления ходом выполнения программы. За счёт них разработчики могут принимать решения на основе условий, выполнять повторяющиеся действия с помощью циклов и управлять последовательностью выполнения кода.
В Java к основным управляющим конструкциям относят различные условные операторы (if-else, switch), циклы (for, while, do-while), операторы управления выполнением (break, continue) и оператор возврата из методов (return).
Пример кода с несколькими простейшими управляющими конструкциями:
Подробнее об управляющих конструкциях
- «Тип Boolean и операторы сравнения в Java». Вы научитесь использовать операторы сравнения (<, >, <=, >=, ==, ! =), поработаете с условными конструкциями if-else и switch, тернарным оператором и попроверяете принадлежность переменной к классу с помощью оператора instanceof.
- «Как использовать циклы в языке Java. Полное руководство». Циклы — это управляющие конструкции, которые выполняют какой-то блок кода множество раз. Есть циклы for, while, do…while и другие, которые вы научитесь использовать, проработав материал данной статьи.
Массивы
Массивы в Java — это структура данных, предназначенная для хранения множества однотипных элементов, таких как целые числа или строки. С их помощью можно создавать объёмные таблицы, матрицы, списки и другие структуры данных, а также легко получать доступ ко всему содержимому.
У каждого элемента массива есть номер — индекс. Сам массив имеет фиксированный размер, который указывается при создании. Позже добавлять или удалять элементы не получится. Массивы перебирают, сортируют, фильтруют, используют для реализации алгоритмов и других операций.
Для примера создадим массив и выведем в консоль один из элементов:
Базовая статья про массивы и две задачи на закрепление темы
Методы
Методы в Java — это функции, которые предназначены для выполнения определённых повторяющихся действий. Они помогают структурировать программу, разбивая код на небольшие и логически связанные части. Напишем метод calculateSum, чтобы складывать два разных числа:
Мы создали метод один раз и теперь можем использовать его с разными аргументами. Не нужно повторно писать функцию для сложения двух чисел:
Для работы с методами разработчик должен освоить синтаксис объявления метода, правила его вызова и порядок взаимодействия с возвращаемыми значениями. Это если коротко.
Подробнее читайте в следующих статьях
- «Классы и объекты в Java». Вы узнаете, что такое класс, как он связан с методом, посмотрите сигнатуру методов и научитесь их вызывать.
- «Абстрактные классы в Java и их отличия от интерфейсов: кратко и без воды». В этой статье автор расскажет о методах без реализации и объяснит, зачем они нужны.
- «Дженерики в Java для самых маленьких: синтаксис, границы и дикие карты». Здесь вы узнаете о дженерик-методах и научитесь их писать.
Исключения
Исключения — это языковые конструкции для отлавливания и обработки ошибок, которые могут возникать в процессе выполнения кода. Добавляя исключения, вы можете избежать аварийного завершения работы программы.
Исключения бывают проверяемыми (checked) и непроверяемыми (unchecked). Непроверяемые исключения возникают в ситуациях, когда сбой происходит в непредвиденном месте. Например, если вы поделите число на ноль, то программа завершит работу и выведет ошибку ArithmeticException:
В случаях с проверяемыми исключениями компилятор знает о ситуациях, в которых может произойти ошибка. Допустим, программа пробует найти файл на компьютере или установить соединение с сервером. В любой момент может произойти сбой, из-за чего файл не будет найден, а сервер окажется недоступен. Чтобы мы, как разработчики, могли на это отреагировать, нам нужно явно обработать такие исключения и заключить код в специальные языковые конструкции try/catch. Посмотрим на примере, как это выглядит:
При необходимости вы можете обрабатывать несколько исключений и создавать собственные.
Подробнее об этом вы узнаете из наших статей
- «Исключения в Java. Часть 1. Разбираемся, что такое исключения, зачем они нужны и как с ними работать».
- «Исключения в Java. Часть 2. Учимся футболить исключения и исследуем их различия на практике».
- «Исключения в Java: catch под лупой. Часть 3. Исследуем, в каком порядке обрабатываются исключения, как поймать несколько исключений сразу и заставить программу выполнить задачу при любом из них».
Следующий уровень
Предыдущие разделы касались основ Java Core. Теперь, чтобы двигаться дальше, рекомендуем познакомиться с объектно-ориентированным программированием (ООП), коллекциями, работой с файлами и потоками данных. Это более сложные и объёмные темы, но благодаря им вы сможете начать разрабатывать надёжные и масштабируемые Java-приложения.
Объектно-ориентированное программирование (ООП) — это популярный способ разработки программ, в котором всё построено вокруг объектов. Объекты удобно представлять в виде кубиков лего, каждый из которых выполняет свои задачи и умеет взаимодействовать с другими. Такой подход позволяет писать гибкий, структурированный и легко поддерживаемый код.
Для понимания ООП начните по порядку читать наш большой цикл статей
Коллекции в Java — это однородные группы элементов, которые вы можете сравнить с автомобилями на парковке или монетами в кошельке. Для работы с коллекциями есть множество инструментов, которые объединены в Java Collections Framework. Коллекции позволяют добавлять, удалять, сортировать, обрабатывать данные и выполнять множество других операций для управления ими. О коллекциях в Java мы подготовили отдельную статью.
Работа с файлами в Java включает чтение и запись данных, управление директориями, обработку ошибок и использование потоков данных для эффективной работы с большими объёмами информации.
Тема непростая, поэтому добавим статью и ссылку на онлайн-интенсив с опытным спикером
Что дальше
В начале статьи мы упомянули, что знание Java Core включает в себя понимание синтаксиса языка и умение писать несложные программы. Если вы прошли предыдущие разделы, то уже познакомились с синтаксисом. Время для практики. Закрепляйте навыки и попробуйте написать чат-бота:
Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!