«Победить проект во что бы то ни стало»: введение в профессию тимлида
Эксперты курса TeamLead Алексей Трошин и Дмитрий Симонов о том, как управлять процессами и направлять инициативу сотрудников в верное русло.
В интервью Дмитрий с Алексеем рассказали:
- в чём разница между тимлидом, менеджером и руководителем проектов;
- как возникла профессия тимлида;
- из каких компетенций состоит их работа;
- как грамотно вовлекать новичков в процессы;
- почему тимлиду важно открыть в себе психолога;
- зачем опытные тимлиды участвуют в конференциях и преподают на курсах.
Краткая справка
Дмитрий Симонов и Алексей Трошин участвовали в создании курса TeamLead.
Дмитрий Симонов строил команды для финтех-, телеком- и рекламных стартапов. Работал в Яндексе, Mail.ru и Rambler.ru. Организатор праздника «День техдира».
Алексей Трошин руководит департаментом IT-разработки в «Финам». С 2009 года придерживается Agile-философии. Управлял командами развития «Авто.ру», «Банки.ру» и других проектов.
«Тимлид не альфа-самец, каким его считают»
— Тимлид — кто он такой?
Алексей: Тимлид — человек команды. Наставник, ментор, тренер — как угодно. Он следит, чтобы сотрудникам было комфортно и они развивались, а задачи выполнялись в срок. Чаще всего на эту должность назначают тех, кому доверяют, кто возьмёт на себя ответственность за результат.
Тимлид не альфа-самец, каким его считают (самый сильный, громче всех рычит и лучше бьётся). Альфа-самец — это про собственную власть. Тимлид — не про себя, а про людей. Он принимает удары и разруливает их.
— В чём разница между тимлидом, техлидом, менеджером проектов и руководителем проектов?
Алексей: Менеджер управляет проектом, отслеживает его статус. Он не может принимать глобальные решения. Такая возможность есть у руководителя, на нём лежит ответственность за проект. Тимлид занимается командой, контролем её процессов и сроков, а техлид — техническими работами. Например, определяет стек технологий или его архитектуру.
Дмитрий: Здесь нужна предыстория, чтобы объяснить, как профессии тимлида, техлида, разработчика и аналитика сформировались из обязанностей одного человека.
— Интересно.
Дмитрий: У нас с Лёшей немного разные пути в профессию. Я практик. Моя карьера началась, когда любому бизнесу требовался «мальчик, который придёт и всё сделает».
Тогда деревья были большими, проекты маленькими, а «мальчика» и правда хватало. Он верстал (фронтендеров тогда не было), как-то программировал вёрстку (тогда не было и бэкендеров) и оформлял страницу (даже дизайнеров не было). Рынок рос, у «мальчика» копились обязанности. Он не справлялся физически. Тогда роли начали отпочковываться: появились дизайнер, программист, потом аналитик, от него — системный аналитик, бизнес-аналитик и так далее. Стали формироваться команды.
— А в кого мог вырасти этот «мальчик»?
Дмитрий: Либо в большого начальника, который рулит процессом (СТО, СIО), либо в начальника на уровень пониже, в тимлида. Основная его функция теперь — «победить проект» во что бы то ни стало.
Тимлид должен видеть «победу», знать путь к ней и добежать по этому пути с минимальными потерями. Его ресурсы — это команда. Выросший «мальчик» работает с её ожиданиями, софт-скиллами, хард-скиллами и мотивацией. Кому-то нужно заработать больше денег на ипотеку, кто-то хочет завоевать доверие команды, третий, наоборот, боится это доверие потерять.
— Многие считают, что тимлид может работать только в сфере разработки…
Алексей: Это не так, тимлид не всегда связан со сферой разработки. Просто у аналитиков свои тимлиды, у тестировщиков — свои. Конечно, компетенции разнятся в зависимости от сферы. Но в основном речь идёт только о разных хард-скиллах. В разработке это знание кода, в аналитике — понимание системного анализа. Остальные базовые навыки во всех направлениях одинаковы: как выбрать нужного человека на собеседовании и принять его в команду, как его оценивать, какие внутренние методологии и ноу-хау использовать, как обмениваться знаниями.
Дмитрий: Важно, чтобы тимлид понимал, за что он отвечает. С этим, кстати, непросто: встречаются компании, которые путают должности и обязанности. Часто бывает, что человек приходит на позицию техлида, а его просят следить за личным ростом каждого сотрудника, увольнять и нанимать людей — то есть выполнять работу тимлида. Поэтому на собеседованиях всегда нужно проговаривать ожидания обеих сторон и сами обязанности.
Задачи тимлида: на конкретных примерах
— Объясните на примерах: из каких конкретно задач состоит работа тимлида?
Дмитрий: Я воспринимаю работу тимлида по слоям. Нижний — работа с командой, чуть выше — работа с планированием, ещё выше — работа с бизнесом.
1. Работа с командой, краткосрочное планирование.
На этом уровне тимлид работает в рамках спринта. Вначале он проводит планирование и составляет бэклог. Далее организует демонстрацию проекта и подводит итоги.
Тимлид должен помнить, что у каждого спринта есть свои цели. Чтобы их достигнуть, он корректирует работу команды и не даёт ей отклониться от курса. Самый первый успех тимлида — это когда команда сделала столько, сколько запланировала. Немногие тимлиды могут этого достичь.
2. Планирование в среднесрочной перспективе и контроль глобальных задач.
На следующем уровне тимлид взаимодействует с продакт-менеджерами и проджект-менеджерами, изучив перед этим результаты команды. Например, на прошлом спринте две команды провалились — и надо придумать, как этот фейл компенсировать в следующем спринте.
Но у команды есть большая цель, о которой тимлид договаривается непосредственно с бизнесом: например, в течение года выполнить KPI и увеличить пропускную способность сервисов в два раза. Таким образом, тимлид думает также и о том, как помочь компании осуществить глобальные задачи.
3. Работа с бизнесом.
Команда постоянно выдаёт результаты. Если они не совпадают с ожиданиями, бизнес будет недоволен. Есть такое правило: чем больше ожидания — тем меньше эффект от результата. Поэтому тимлид должен поддерживать связь со стейкхолдерами, оценивающими работу команды: не изменились ли их ожидания и желания?
Алексей: Ещё все, говоря о работе тимлида, постоянно опускают вопрос people-менеджмента.
— А что с people-менеджментом?
Алексей: Например, если в команде появился стажёр или открылась вакансия, это нужно контролировать, и на тимлида ложится дополнительная нагрузка. Кроме того, он постоянно должен думать о том, что происходит в команде, о процессах и задачах.
Приведу интересное наблюдение: на выполнение своих задач разработчик тратит 70–80% рабочего времени, а у тимлида есть на это лишь 50–70%. Но если у него большая команда и сложные заказчики, то вообще лишь 20%. Всё остальное время тимлид работает этаким «дежурным за входящим потоком», то есть оценивает поступающие задачи и распределяет их.
— Допустим, в команде действительно появляется стажёр или джуниор. Как правильно вовлекать новичков в процессы?
Алексей: Эти сотрудники почти без опыта. Они не всё знают и не всеми инструментами владеют. Поэтому таким ребятам лучше всего давать простые и понятные задания с минимальными рисками. Это не должны быть задачи «по решению проблемы», когда нужно проанализировать ситуацию и выбрать самый эффективный путь, — так делают уже сеньоры.
Джунов и стажёров нужно всё время контролировать — и задавать им побольше вопросов вроде «Как ты будешь решать эту задачу?», «Как ты думаешь, за сколько её выполнишь?» Это открытые вопросы, на них нельзя ответить «да» или «нет».
— А что плохого в закрытых вопросах?
Алексей: Новичок всегда будет отвечать «да» просто потому, что боится сказать «нет» и показаться отстающим. При этом часто он сам в себе не уверен. Если простые задачи удаются, мы постепенно отпускаем вожжи и даём ему больше свободы.
Ещё джуна хорошо прокачивает заполнение технической документации. Так он быстрее вливается в процессы команды и приобщается к её культуре: знаешь что-то — не держи в голове, запиши.
Дмитрий: А мне нравится такая практика: подробно описываешь суть проблемы, все-все-все особенности, объясняешь алгоритм и отпускаешь. Когда джун возвращается, ты точно так же проверяешь каждый шаг. Если всё получилось, в следующий раз даёшь задание без алгоритма — справится или нет? Не справится — возвращаемся на первый шаг. Справится — усложняем дальше до тех пор, пока не сможем просто прийти и сказать: «Вася, сервер упал, подними, пожалуйста» ;)
Тимлиду подробная постановка задачи стоит очень много времени, но зато она точно влияет на рост сотрудника.
— Вырасти в тимлида можно только из мидла и сеньора — или возможен другой путь?
Алексей: Конечно, джун сразу в тимлида не вырастет. Но рост всегда будет у тех, у кого есть шило в заднице ;) У тех, кто предлагает изменения в процессах, думает, как вырасти в техническом плане, ходит на конференции, читает «Хабр» и сразу хочет применять новые знания на практике.
Люди, которые так активничают, — это самые быстрорастущие тимлиды. Они первые, кто приходит на ум, если освобождается должность.
— А случается так, что на роль тимлида ищут человека извне, а не повышают кого-то из команды?
Алексей: В моём управленческом опыте это довольно частая история. Например, люди хорошо выполняют свою работу, но им постоянно нужно ставить задачи. Я думаю за них, как им развиваться, — а это не совсем правильно. Мне комфортнее работать с инициативными людьми, чтобы я, как руководитель, направлял их инициативы в интересах компании.
Как тимлиду открыть в себе психолога
— Чтобы руководить, нужно хорошо понимать людей. Как открыть в себе психолога?
Алексей: Всё просто: хочешь понимать психологию — интересуйся ей. Если не хватает времени, помогут опыт и наблюдения.
Дмитрий: Нужно учитывать, что есть разные психотипы. Я бы разделил людей на проактивных и реактивных. У проактивных — внутренний двигатель, который заставляет их двигаться и самореализовываться. Действия реактивных, наоборот, продиктованы реакцией на внешние обстоятельства. Им нужно давать импульс, ибо ёж — птица, как известно, гордая.
— «Организовывать — значит не мешать хорошим людям работать»? Что думаете об этой шутливой фразе?
Дмитрий: Я бы её чуть видоизменил: «организовывать — значит обеспечивать спокойствие сотрудникам». Я стараюсь освободить команду от лишних задач и сфокусировать всех на главных целях.
Вообще, есть разные психологические подходы: один из них — по типажам. По теории Белбина, в команде каждый должен играть свою роль. В целях успеха бизнеса эти роли необходимо балансировать.
- Люди действия — это мотиваторы, реализаторы, педанты.
- Социально направленные — координаторы, исследователи ресурсов и те, кого обычно называют «душой команды».
- Интеллектуалы — это генераторы идей, аналитики-стратеги, специалисты.
Это знание для тимлида — примерно как научиться ездить на велосипеде: один раз приноровишься, а дальше уже по инерции.
— Вы оба часто выступаете на конференциях и сейчас преподаёте на курсе TeamLead в Skillbox. К каким открытиям вас привели эти опыты?
Алексей: На курсе я веду модуль по управлению и обмену знаниями — опыт, к которому я пришёл спустя несколько компаний и команд.
Самое интересное и на курсе, и на конференциях — это вопросы. Они летят к тебе из студенческого чата или зала и заставляют посмотреть на многие вещи свежим взглядом. Когда я готовлю материал, то сам глубже погружаюсь в информацию и систематизирую её, — и это тоже огромный плюс. А обратная связь улучшает твои собственные знания.
Дмитрий: На курсе я занимаюсь более спокойной работой: проверкой домашних заданий. Признаюсь, на конференции и курсы я вписываюсь прежде всего для себя: чтобы повышать профессиональный уровень и не отставать от трендов. Я расширяю круг общения, знакомлюсь с новыми людьми и обмениваюсь информацией.
— Что вы посоветуете почитать начинающим тимлидам? Книги, Telegram-каналы?
Дмитрий: Я веду Telegram-канал «Записки техдирские». Рассказываю об устройстве профессии и обсуждаю актуальные вопросы.
Алексей: Я набирался управленческого опыта из таких книжек, как «Deadline. Роман об управлении проектами» и «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды» Тома ДеМарко.