IBM: достояние США, враги Джобса и родоначальники IT
Краткая история «голубого гиганта» в лицах и изобретениях.
Иллюстрация: Hellström, Yngve / Patrick Finnegan / Rik Myslewski / Wikipedia / alex / Madeline Pere / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
IBM (International Business Machines) — американская корпорация, которая выросла из небольшой компании, основанной Германом Холлеритом в далёком 1896 году. За 130 лет она прошла путь от производителя табуляторов до одной из крупнейших в мире IT-корпораций.
Её инженеры помогали отправлять ракеты на Луну, подарили миру банковские карты и одними из первых стали применять принцип непрерывных улучшений. А IBM PC считают главным предшественником современных компьютеров. В этой статье мы расскажем о том, какое влияние IBM оказала на рынок ПК и чем занимается сейчас.
Содержание
Перепись в США — повивальная бабка IBM
История IBM уходит корнями в XIX век, когда в Новый Свет стремились миллионы иммигрантов. Бюро переписи населения США забило тревогу: на обработку таких объёмов статданных потребовались бы годы. Нужна была хоть какая-то автоматизация.
Лишь приблизительно осознавая масштабы бедствия, Правительство США объявило общенациональный конкурс. В битву за государственные деньги включились десятки изобретателей. Победителем стал молодой инженер Герман Холлерит.
В 19 лет он окончил Горную школу Колумбийского университета. Его первым рабочим местом, по счастливому совпадению, стало как раз Бюро переписи населения. Холлерит видел, насколько медленно идёт ручной подсчёт, и думал над тем, как сделать процесс менее утомительным.
Его изобретение, названное табулятором, работало с помощью перфокарт и существенно ускоряло операции сложения и вычитания. Отверстия наносились на карты в соответствии с данными респондента: полом, возрастом, местом и датой рождения, образованием и так далее. Потом эту информацию переносили в счётный механизм. Метод обработки данных Холлерита стал новаторским: с работой, которая раньше заняла бы в Бюро восемь лет, справились за год.
В 36 лет Холлерит запатентовал табулятор, основал предприятие Tabulating Machine Company и начал с огромным успехом продавать свою разработку крупным заказчикам. Например, именно с её помощью в 1897 году провели перепись населения Российской империи.
Читайте также:
К этому лакомому кусочку то и дело присматривались крупные дельцы. Что немудрено: начало ХХ века стало для США эпохой слияний и поглощений. И здесь на сцене появляется Чарльз Флинт — Король трастов. Сын главнокомандующего американским флотом с говорящей фамилией, уже в 21 год Флинт поставлял суда в Южную Америку и работал консулом Чили в Нью-Йорке. А позже — генконсулом США в Никарагуа и Коста-Рике.
Параллельно Флинт искал новые направления для своих бизнес-усилий. Слияние нескольких разношёрстных предприятий в одно давало ему преимущество: пока один товар был лидером рынка, он давал фору и подушку финансовой безопасности направлениям, которые были менее успешны. Потом расклад мог измениться.
К началу XX века компании Флинта выпускали торговые весы, часы для учёта рабочего времени, мясорубки, измельчители бекона. В 1911 году Холлерит продал ему свою компанию за 1,2 миллиона долларов (чуть больше 30 миллионов долларов в пересчёте на сегодняшние цены).
Флинт объединил все фирмы в один конгломерат. В него входили Computing Scale Company of America, International Time Recording Company и Tabulating Machine Company. После слияния предприятие стало называться Computing Tabulating-Recording Company (CTR). Оно производило табуляторы, перфокарты для них, весы, таймеры и мясорубки. Эту сделку аналитики называют первым шагом к созданию корпорации IBM.
Реформы Уотсона
В 1914 году в компанию на должность генерального управляющего пригласили Томаса Уотсона, работавшего в National Cash Register, компании по продаже кассовых аппаратов.
До этого история Уотсона была совсем не голливудской. Он работал коммивояжёром — торговал швейными машинками. Однажды он попал в передрягу: отметил удачную сделку и перебрал с алкоголем. Наутро оказалось, что у него украли и выручку, и сам товар. Еле-еле расплатившись с боссом и получив от него соответствующие «рекомендации», он месяцами искал работу по всей стране.
Профессия продавца кассовых аппаратов стала для Уотсона счастливым билетом. За четыре года он дослужился до статуса лучшего торгового агента National Cash Register и рекордных комиссионных в 35%.
Перейдя в CTR, Уотсон проанализировал отчёты маркетологов и переориентировал все мощности на выпуск табуляторов. Прочие направления показались ему бесперспективными, и он их быстро распродал.
Последующие преобразования Уотсона были поистине революционными. Он первым разглядел важность работы с человеческим капиталом. IBM стала первой корпорацией, которая перешла от сдельной оплаты к почасовой. Фирменный слоган «Think!» («Думай!») провозглашал философию производства, которая на десятки лет опередила ставший модным позже японский кайдзен. Уотсон учил подчинённых совершать небольшие, но непрерывные изменения к лучшему и в конечном счёте добиваться глобального успеха.
Вскоре после того, как Томас Уотсон возглавил CTR, он ввёл дресс-код, запретил употребление алкоголя на работе (да, когда-то это было в порядке вещей) и основал Клуб «ста процентов», куда входили успешные сотрудники отдела продаж.
К 1920-м годам он открыл школу продажников в Эндикотте. CTR нанимала только лучших выпускников колледжей и проводила для них шестинедельный курс интенсивного обучения. Торговый персонал CTR стал известен во всём мире благодаря новому стандарту профессионального обслуживания и развитию доверительных отношений с клиентами.
Это дало ощутимые плоды: менее чем за четыре года выручка компании увеличилась вдвое. Корпорация стала транснациональным гигантом. Товары Computing Tabulating-Recording Company покупали в Европе, Азии, Южной Америке и Австралии.
В 1924 году, спустя 10 лет под руководством Уотсона, фирма стала называться International Business Machines Corporation. Новое название лучше отражало цели и стратегию корпорации: машины для бизнеса со всего мира. Так родился бренд IBM.
Как в IBM проектировали первый компьютер
Ещё одно изобретение компании родом из тридцатых годов, значимое до сих пор, — технология беспроводной передачи данных. В 1935 году исследователь Антарктики адмирал Ричард Бёрд впервые использовал машину IBM Radiotype для передачи с помощью микроволн слова «WATSON» с Южного полюса в лабораторию в Нью-Джерси.
Потенциал изобретения оценили не сразу. Когда США вступили во Вторую мировую войну, IBM предоставила Radiotype Корпусу связи. С шести его станций ежедневно отправляли по 50 миллионов слов. И хотя после войны IBM не стремилась вывести Radiotype на рынок, она продемонстрировала большие возможности новых систем передачи данных.
В 1935 году компания выполнила правительственный контракт на учёт занятости населения. СМИ называли это «самой крупной бухгалтерской операцией всех времён» — специалистам предстояло проанализировать данные 26 миллионов человек.
После успеха к Уотсону стали обращаться и другие госорганизации. Благодаря росту доходов IBM не сокращала штат во время Великой депрессии в США и даже выкроила бюджет для научных разработок. А в 1933 году в Нью-Йорке открыли хорошо оборудованную научно-технологическую лабораторию, одну из лучших в мире.
С началом Второй мировой войны всё производство компании ожидаемо перепрофилировали под нужды армии. Винтовки, детали для двигателей, бомб, револьверов — всё это выходило на фабриках IBM. Военные США в 1941 приложили руку и к созданию первого компьютера Mark I — главным разработчиком проекта стал капитан ВМФ США Говард Эйкен.
Идея создать мощную вычислительную машину зародились у Эйкена ещё в 1930-е годы во время работы над докторской диссертацией. Учёный умел собирать более простые аппараты и понимал, что будущее за машинами, которые заменят человека при решении сложных математических задач. Устройство, которое придумал Говард, было скорее высокопродуктивным калькулятором. В IBM поверили в успех проекта, поэтому быстро нашли финансирование и подкованных специалистов.
Mark I был прародителем компьютеров. 765 тысяч деталей, 17 метров в длину и 2,5 метра в высоту, 800 километров проводов — исполинские размеры. Первый компьютер умел быстро складывать и вычитать — по три операции в секунду, умножал за 6 секунд и делил за 15.
Мир обязан IBM не только первым компьютером, но и ростом интереса к компьютерным наукам. Томас Уотсон в конце Второй мировой войны создал Лабораторию научных вычислений при Колумбийском университете. Там работали лучшие учёные высшей школы и корпоративные инженеры. Вместе они творили новую науку — информатику. Выходцы из лаборатории заложили основы электронной обработки данных и годами развивали это направление.
IBM покоряет Луну
В 1956 году 81-летний Томас Уотсон покинул пост директора. Управлять компанией начал его сын, Томас Уотсон — младший. При нём IBM начала производить компьютеры для бизнеса. Компания продавала клиентам компьютеры с уже встроенным ПО, что увеличивало продажи в десятки раз.
Ещё одно важное достижение IBM тех лет — помощь правительству США в лунной миссии. Без вклада инженеров ракета «Сатурн-5» не смогла бы доставить экипаж на Луну.
Разработанный в НАСА, построенный и запрограммированный IBM в Центре космических систем в Хантсвилле приборный блок стал компьютерным центром ракеты-носителя «Сатурн». Он управлял ракетой до тех пор, пока «Аполлон» благополучно не направился к Луне.
Он определял, когда запускать «Сатурн», когда сбрасывать его ступени и куда их направлять. В комплекс входили устройства для измерения высоты, ускорения, скорости и определения положения, а также компьютер, позволяющий прокладывать желаемый курс и подавать управляющие сигналы двигателям «Сатурна».
IBM ни на год не останавливалась в научном развитии. Компания искала таланты по всей стране. В 1930-е годы школьный учитель Рэй Джонсон сконструировал прототип жёсткого диска. IBM выкупила перспективное изобретение, а самого учителя пригласили на должность инженера. Под его началом в лаборатории в Сан-Хосе в 1955 году создали первый рабочий образец «винчестера», информация в котором хранилась на магнитных дисках.
1960–1970-е: коммерческий расцвет и череда успешных продуктов
IBM десятки лет подряд занимает первое место по числу патентов на изобретения в США, и список её открытий продолжает пополняться. В 1960–1970-е годы корпорация подарила миру множество изобретений. Вот лишь некоторые из них.
Дискета, или флоппи-диск
В 1971 году миру представили восьмидюймовый гибкий диск в корпусе из пластика. Покупатели оценили новинку: стопки перфокарт или более дорогой жёсткий диск не шли ни в какое сравнение с этим методом хранения информации.
Инженеры IBM, разработавшие дискету, и подумать не могли, что она так быстро обретёт популярность у пользователей. Изначально она была разработана для более эффективной загрузки данных в мейнфрейм IBM System/370. Но вскоре небольшой размер диска и рост его ёмкости позволили использовать дискеты и в небольших компьютерах.
Читайте также:
Карта с магнитной полосой
Изобретения корпорации окружают нас везде. Ещё одно из них — технология магнитной полосы. В 1969 году у инженера IBM Форреста Парри возникла проблема. Он разрабатывал конструкцию удостоверения для сотрудников ЦРУ и пытался прикрепить полоску намагниченной ленты к куску пластика, но никак не мог совместить эти два компонента. Когда он сказал о проблеме своей жене, которая в то время гладила одежду, она предложила ему использовать утюг, чтобы расплавить полоску. Он попробовал, и это сработало.
Первый в мире банкомат
Банковская сфера обязана корпорации не только картами. В 1960-х благодаря сотрудничеству IBM и Citibank мир получил первый банкомат. Дональд Ветцель, инженер-проектировщик, хотел создать машину, которая позволяла бы клиентам банков снимать наличные без помощи кассира. Привычного для нас круглосуточного доступа к деньгам в 1960–1970-е не было.
В 1969 году, после череды прототипов, IBM и Citibank успешно запустили в Филадельфии первый банкомат. Он позволял снять наличные с карты с магнитной полосой, но не позволял вносить деньги на депозит и совершать другие банковские операции. Систему банкомата подключали к центральному компьютеру банка, это позволяло обрабатывать транзакции в режиме реального времени.
IBM System/360
В апреле 1964 года корпорация презентовала серию мейнфреймов для бизнеса IBM System/360. На их разработку ушло 5 миллиардов. Конкуренты также выпускали мейнфреймы, но IBM удалось не просто сделать хорошие компьютеры и неубиваемый сервер, а ещё и наделить их общей архитектурой. Пользователь задавал набор команд, и «машина работала».
Затраты на разработку мейнфреймов быстро окупились. Практически весь крупный бизнес и большинство стран мира или покупали мейнфреймы, или брали их в аренду через ту же IBM. Этот продукт озолотил компанию, она превратилась в монополиста на рынке ЭВМ и оставалась им вплоть до наступления эры персональных компьютеров.
Реляционные базы данных
Да, и это тоже придумали в IBM. До 1970-х годов компьютеры сортировали информацию с помощью жёстких одноразовых программ для баз данных. Учёный Эдгар Кодд, трудившийся в корпорации, хотел улучшить способ сортировки и обработки данных. В 1970 году он представил свою идею.
Реляционная база данных хранила данные в таблицах (отношениях), которые имеют столбцы (атрибуты данных), а также строки (кортежи), содержащие значения этих атрибутов. Важный момент: любые атрибуты можно было связывать между собой. Пользователи оценили удобство: запрос через язык SQL помогал вытаскивать данные группами.
Читайте также:
IBM PC: первый, самый копируемый и самый массовый
В 1981 году мир увидел IBM PC. Персональные компьютеры продавались и до него, но популярными, серийными и доступными не только крупному бизнесу их сделала именно IBM.
IBM PC создали за рекордные 12 месяцев. Над проектом работала инженерная группа, которой руководил Дон Эстридж. Случай, уникальный для IBM, — для группы возвели отдельное здание, отменили строгий дресс-код, избавили от многочасовых совещаний и полугодовых согласований каждого шага. Внутри этой группы поощряли «гаражную культуру» Джобса и Возняка, хотя головной офис не относился к её адептам.
Дух соперничества между компаниями имеет мировоззренческие корни. Джобс и Возняк культивировали дух свободы, энтузиазма, экспериментов. В крупных корпорациях, таких как IBM, были армейские порядки: строгость, дисциплина, многоуровневый менеджмент и строгая отчётность на каждом этапе.
Стив Джобс был известен как преданный сторонник инноваций и креативности, стремился создавать элегантные, простые и интуитивно понятные продукты, которыми можно легко пользоваться. IBM же фокусировалась на корпоративном и правительственном сегментах, предлагала более крупные и сложные компьютеры и технологии.
Рекламные войны с Джобсом
Стив Джобс считал, что системы IBM слишком сложны для пользователей.
«Некоторые говорят, что мы должны поставить IBM PC на каждый рабочий стол в Америке, чтобы повысить производительность. Это не сработает».
Стив Джобс
Интервью для Playboy
Он был прав: довольно быстро рядовые пользователи перешли с командной строки на системы с дружелюбным графическим интерфейсом.
Стив Джобс верил в силу хороших идей, а не в силу денег. В январе 1984 года рекламное агентство Apple под руководством Стива Джобса запустило знаменитый рекламный ролик «1984», который явно был направлен против IBM.
Ролик был основан на одноимённом антиутопическом романе Джорджа Оруэлла, и на протяжении всего фильма IBM символизировала авторитаризм, а Apple — вызов системе и свободу индивидуальности. Эта рекламная кампания придала особую окраску вражде между двумя компаниями.
А пока гении мерились амбициями, рынок ждал их творений. В конечном счёте битву за первый персональный компьютер выиграла IBM. Сочетание подхода к работе, заимствованного у Джобса, и накопленная интеллектуальная и финансовая мощь корпорации принесли результат: программисты не просто работали, а служили идее — создать первый персональный компьютер для американской семьи со средним достатком. Когда инженеры поняли, что не укладываются в срок, они стали работать семь дней в неделю. Даже Рождество встречали в компании.
IBM PC стал «сборным Франкенштейном» — детали и части производила не сама IBM. Любая компания могла по закону воспроизвести части компьютера, доработать их, а иногда просто клонировать и продавать как свои изобретения. Архитектуру IBM PC стали массово копировать, что привело к росту рынка персональных компьютеров.
В 1987 году, чтобы угнаться за конкурентами, которые штамповали дешёвые копии IBM PC, компания выпустила IBM PS/2 с закрытой архитектурой. Теперь дополнить компьютер комплектующими можно было, только сотрудничая с поставщиками, которые заключили с IBM лицензионное соглашение.
Компании, до этого копирующие архитектуру IBM, с таким раскладом не согласились. В 1988 году руководители Compaq, Microsoft, Intel и ещё шести крупных производителей приняли решение объединиться против IBM. СМИ окрестили их «бандой девяти».
Суть претензий была откровенно хулиганской: «Раз IBM PS/2 так хороши, мы считаем правильным признать их наработки достоянием человечества. А значит, сделать архитектуру открытой». Жеста альтруизма от IBM не последовало, а через десятки лет рынок захватили производители, которые начали копирование архитектуры IBM PS. Именно эта модель стала образцом и двигателем рынка. Изначально производители соблазняли потребителя ценой, но с годами прокачались и в качестве.
Как Lenovo купила часть IBM и при чём здесь Кондолиза Райс
К началу 1980-х рынок персональных компьютеров захватили дешёвые копии IBM. Финансовые отчёты компании вызвали панику в американском обществе — убытки, отсутствие внятного плана выхода из финансовой нестабильности, угроза остаться без работы для сотен тысяч человек…
В январе 1993 года пост главы корпорации покинул Джон Эйкерс, нового директора искали в других IT-гигантах. Но никто не горел желанием спасать от краха легенду, своего прямого конкурента и хромую лошадь в одном лице.
Тогда, впервые со времён Томаса Уотсона, компания наняла антикризисного менеджера извне — им стал Луис Герстнер. Позже его стали называть «человеком, который спас IBM». На первом же заседании новый директор обозначил решения для выхода из кризиса:
- действовать, исходя из условий рынка;
- делать ставку на принципы, а не на процедуры;
- работать над задачами быстрее, чем это было принято в компании;
- действовать быстро и не стесняться ошибаться.
Герстнер предложил уйти с рынка ПК и сосредоточить силы на научных исследованиях и решениях для бизнеса. Подразделение, производящее ноутбуки ThinkPad, продали китайской компании Lenovo.
Сделку сопровождал скандал. Так как компьютеры IBM славились высоким качеством, их использовали на МКС учёные из NASA. Госсекретарь США Кондолиза Райс в интервью СМИ называла IBM национальным достоянием, поэтому продажу даже части компании расценивала как угрозу госбезопасности.
Её опасения не были беспочвенными — за годы работы с органами власти США IBM помогала организовать первый полёт человека на Луну, приняла участие в сотнях космических программ и наверняка выполняла секретные задачи в сфере обороны. Тем не менее после долгих согласований сделку заключили, а позже компании создали совместное предприятие.
Наследие IBM
Сегодня слава IBM уже не гремит так, как раньше. Десятки лет компания была лидером на рынке компьютеров, её электроника есть в самых разных устройствах. То, что имя компании не мелькает в прессе, а её новинки не презентуют на перформансах, не означает, что дела идут плохо. Напротив, она остаётся лидером в своих отраслях, а её чистая прибыль по результатам первого квартала 2023 года выросла на 26,5%. Выручка корпорации составляет более 14 миллиардов долларов — программное обеспечение и консалтинг оказались прибыльными.
Наличие такого сильного игрока во многом определило судьбу рынка ПК. Одни компании были её соперниками, другие — партнёрами. Игнорировать влияние IBM на весь мир было бы опрометчиво. Будущее человечества также связано с корпорацией.
Сейчас IBM много работает в консалтинге, строит суперкомпьютеры, проводит крупные научные исследования в сфере блокчейна и искусственного интеллекта. В её штате более трёх тысяч докторов наук, у корпорации 12 научных центров, и она рекордсмен по числу зарегистрированных патентов. Возможно, уже завтра изобретения IBM заново перевёрнут мир, а конкуренты вновь начнут шевелиться, чтобы не проиграть новое сражение с транснациональной корпорацией.