Код
#статьи

Где мои 17 лет: бросить школу, найти своё призвание и стать инженером по тестированию

Как к 17 годам получить IT‑профессию, достойно зарабатывать и понять, чего хочешь в жизни.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Мария Виноградова


17 лет, работает тестировщицей. Бросила школу. Любит QA, йогу и английский язык.


Ссылки


В QA я вкатилась в августе 2021-го. Сейчас я живу в Москве и работаю в стартапе — мы разрабатываем приложение для оформления ипотеки, которое помогает пройти весь путь от заполнения заявки до одобрения кредита на конкретный жилой объект. Для меня это уже второе место работы в IT.

Пойти в QA предложил папа

В 15 лет я потеряла интерес ко всему, чем занималась раньше: музыка, театральные и сценарные курсы мне наскучили. Я очень переживала и расстраивалась — ведь мои ровесники уже знали, чем хотят заниматься в жизни и куда пойдут учиться. Вокруг меня были целеустремлённые ребята, а я растеряла весь свой энтузиазм. Однако мне повезло, что оба моих родителя — айтишники. Папа — системный аналитик, а мама — дизайнер. Папа и предложил мне отучиться и попробовать себя в роли тестировщика. Сказал, что если мне не понравится или что-то не получится, то ничего страшного. Зато я буду знать, что это не моё.

В июне стартовало обучение на курсе по QA в одной из онлайн-школ. На курсе изучали и ручное тестирование, и автоматизацию тестирования на Java.

Я была совсем новичком в плане пользования компьютером: поначалу папе или маме приходилось помогать мне даже с пустяковыми вещами — например, открыть файл с домашним заданием. Но постепенно я втянулась. Потом начался учебный год в школе и у меня появились довольно жёсткие временные рамки на выполнение домашнего задания на курсах.

Я втянулась, хоть и не в полной мере усваивала материал, который давали на курсе. Но дело было не в моих интеллектуальных способностях, в материале я разобраться могла — просто не успевала перерабатывать такой большой объём информации (ведь параллельно была учёба в школе). Кстати, видимо, не могла угнаться за программой не я одна — этот курс в дальнейшем поделили на два: QA Manual и QA Automatization. Видимо, на то были причины.

Работу нашла за два месяца

Я начала искать работу уже после окончания курсов — через год, летом 2021-го. Это были сложные два месяца. Я постоянно мониторила HeadHunter, переписывала резюме, подбирала фотографии, где выгляжу старше своих лет. Пока я не добавила себе полгода опыта (вписала туда задачи, которые выполняли на практической части курса), отклик был совсем небольшой и все коммуникации заканчивались отказами.

Во время поиска работы папа, как опытный в сфере IT человек, помогал мне исправлять резюме. Кстати, у меня вообще никаких заморочек из-за родителей не возникало — и я очень благодарна им за участие и поддержку.

В конце концов, на одном из этих собеседований мне сделали предложение. Я удивилась, потому что, на мой взгляд, собеседование прошло провально. Мы с интервьюером вообще не слышали друг друга. Сперва я обрадовалась, но потом увидела, что эта компания занимается микрокредитами, и решила, что карма мне дороже. Я не настолько сильно хотела устроиться на работу, чтобы на такое соглашаться.

Конечно, представители работодателей задавали мне вопросы про возраст. Сначала я старалась уйти от этого разговора. Например, когда спрашивали про образование, то говорила, что пока после школы нигде. У меня был набор фраз, которыми я уводила собеседующего от своего возраста.

Когда приходилось сознаваться, сколько мне лет, возникали вопросы, как я буду совмещать работу со школой. Я отвечала, что планирую перейти на онлайн-образование в одной из интернет-школ, и отмечала, что так домашние задания занимают меньше времени. Можно отправлять их в любое время. Ещё пришлось заверять работодателей, что я организованная и проблем со мной не будет.

Всего на поиск работы я потратила два месяца и прошла около 15 собеседований — в итоге устроилась в компанию, которая занималась разработкой сервисной платформы для крупной российской компании, работающей в области телекоммуникаций.

Онлайн-обучение далось непросто

Процессом перехода на онлайн-обучение я занималась самостоятельно: заполняла документы, писала заявления и так далее. Родители только ставили свои подписи :)

Это было моей сознательной позицией — заниматься организацией всех процессов лично. Я живу с мамой, родители в разводе, и знаю, как мама не любит заниматься бумажной работой. Мне было бы легче самой разобраться и точно знать, что всё сделано правильно и я нигде не сорву сроки.

В моей школе ещё не было опыта с онлайн-обучением. Учителя и завучи даже не знали, что им делать. В результате они раздражались — потому что у них возникла дополнительная нагрузка из-за моего перевода.

Морально было сложно заниматься уроками после работы — часов в восемь-девять вечера. У меня был когнитивный диссонанс: на работе я занимаюсь важными делами, которые кому-то нужны и оплачиваются, кто-то ждёт, что я закрою свои таски. А для школы нужно было читать какое-нибудь туманное обществознание: «Что такое общество?» Или информатику: «Что такое байты?»

Ощущение абсолютной ненужности того, что я делаю в школе, не покидало меня на протяжении всего года. Уроки казались ерундой, не приносили пользы, не прокачивали никаких реальных скиллов и вряд ли пригодились бы мне в будущем.

Во время поисков работы я, наверное, сильно себя переоценила — не думала, что совмещать работу и учёбу будет так сложно. Физически я очень уставала: ежедневно проводить онлайн целый рабочий день, а потом ещё по два-три часа заниматься уроками было трудно. Времени не хватало катастрофически. И уже через пару месяцев, ближе к зиме, я занималась школьными делами постольку-поскольку. Выделила для себя ключевые уроки: математику, физику, химию, биологию. А все остальные лишь периодически пролистывала.

Как я уже говорила, я перешла на онлайн-обучение, но у меня возникли сложности из-за соотношения программы обычной школы и онлайн-образования. Для 10 класса действует такая система: если учишься самостоятельно, то сдаёшь только итоговые работы в конце учебного года. То есть с апреля по май приходишь в школу и пишешь все контрольные. В этом тоже была сложность, ведь та оценка, которую получишь один раз за весь год, не даёт возможности понять реальный уровень ученика и что ему нужно подтянуть. А ведь именно эта оценка идёт в аттестат.

Из-за того, что в моей школе не было опыта экзаменации в таком формате, мне составили очень неудачное расписание. Все 17 экзаменов поставили в одном месяце. Это был самый ужасный месяц в моей жизни. Мне кажется, у меня пара седых волос появилась. Хоть на работе и отнеслись с пониманием к тому, что я практически каждый день отсутствовала по полдня, это всё равно было очень тяжело.

В итоге я сдала экзамены плохо. По большинству предметов получила «удовлетворительно» — причём иногда даже на грани с неаттестацией. Это сильно ударило по моей самооценке, ведь получилось, что не такой уж я и акселерат :)

Этим летом, всё-таки окончив 10-й класс, я просто не пошла в 11-й. Пришлось смириться с тем, что у меня образование — девять классов. И я просто решила, что сложный последний год с ЕГЭ и прочими особенностями 11-го класса наверстаю в будущем, если мне это понадобится, — как раз пригодится опыт одновременного обучения в школе и на курсах. Сдам экстерном экзамены за два последних года, если возникнет такая необходимость. Сейчас мне больше хочется вкладываться в новый проект на работе, в свободное время изучая дополнительные материалы по специальности.

Без первого работодателя не получилось бы найти классную работу

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что моё первое место работы было довольно странным. Я туда просто не очень вписывалась, смотрелась в команде несколько инородно — в среднем сотрудники были ровесниками моих родителей. И в силу этого возникали сложности в понимании и взаимодействии: ко мне относились несколько снисходительно — и как к совсем зелёному джуну, и как к очень молодой девушке.

На работе я занималась составлением чек-листов, проведением регресс-тестирования, слежением за каст-менеджером, написанием автотестов на собственном ПО компании, взаимодействием с разработчиками, тестированием API и новых блоков фич.

Я даже не могу вспомнить всего, чем занималась. Например, участвовала в собраниях с заказчиками. Со стороны нашей компании на них обязательно должен был присутствовать менеджер, PM, разработчик и тестировщик. Перед каждой защитой проекта мне нужно было пройтись по критериям принятия (прохождения этапов тестирования).

Продукт у компании был не самым инновационным. Мы использовали устаревший стек, организация процессов тоже была не на высоте. Например, мы тестировали IP-телефонию и я ездила в офис, чтобы взять оборудование — стационарный домашний телефон. У нас была функция отправки файла через факс — на работе я узнала о существовании такого устройства :)

В компании была довольно жёсткая вертикальная иерархия. Мне кажется, в современных IT-компаниях это большая редкость. Например, мои знакомые с начальниками и вообще со всеми коллегами в компании разговаривают на «ты», а мне приходилось запоминать всех по имени-отчеству.

Платили мне там поначалу 30 000 рублей в месяц, а под конец повысили до 50 000. Но я больше не видела возможности повышения — как будто это была вершина, ну максимум можно было рассчитывать на прибавку в 10 000—15 000 рублей. А на новой работе мне на старте предложили зарплату почти в два раза больше.

Но я очень благодарна, что меня вообще туда пригласили, не побоялись взять на обучение. В принципе, даже несмотря на всю странность технологий, понимание роли QA в разработке я получила отличное.

На новую работу меня пригласил приятель

Однажды меня позвал на собеседование мой знакомый. Писал, что у них не хватает тестировщика. По его ощущениям, я была не очень довольна своей работой, и он предложил прийти попробовать свои силы.

Я действительно была готова искать новую работу. Потому что, во-первых, мне надоела удалёнка. Я поняла, что весь день сижу дома и мне приходится искать повод выйти на улицу. Во-вторых, мне хотелось больше понимания со стороны людей, с которыми я работаю, и более дружеских отношений с командой.

Одним из неявных, но довольно важных для меня ожиданий было, что на новом месте как раз заведу новые знакомства, единомышленников. От сферы IT я ожидала встречи с умными, приятными молодыми людьми, которые довольны жизнью и айтишной зарплатой. На первом месте работы у меня такого не было.

Я набралась смелости и съездила на собеседование. Меня поразил контраст: технологии у ребят были очень современными, в отличие от стека предыдущей компании. Горизонтальные связи, общение с начальством на «ты», очень молодая команда — всё это тоже было как глоток свежего воздуха. Самому старшему разработчику у нас 29 лет. Все остальные — от 17 до 23. И зарплата выше — ещё до собеседования мы договаривались на 70 000 в месяц.

Когда я в первый раз приехала к своему текущему работодателю, оказалось, что на дорогу в одну сторону мне нужно больше полутора часов. Это расстроило — больше трёх часов в день проводить в транспорте довольно тяжело. Я думала, что если у них обязательно каждый день присутствовать в офисе, то я просто сойду с ума уже через несколько недель. Это совсем не то, что хотелось бы привнести в свою жизнь.

Когда мою кандидатуру внутри компании утвердили, мне написал техдир и спросил, готова ли я ездить к ним. Я задумалась и сначала отказалась. Но потом мы договорились, что я буду снимать квартиру недалеко от офиса, а мне для этого поднимут оклад. В итоге сейчас я получаю 90 000.

Я хотела съехать от родителей, но в итоге живу сейчас с мамой и сестрой. Они сказали, что тоже хотят переехать. В итоге за те две недели, которые я отрабатывала перед увольнением в старой компании, мы собрались, нашли квартиру, сняли её, переехали и даже сдали свою. В общем, у меня получился очень насыщенный август 2022 года!

Теперь я получаю огромное удовольствие от того, что вокруг меня такие же молодые профессионалы. Мой начальник начал свой путь в 13 лет, и сейчас он даёт шанс таким же молодым ребятам. Лучше развиваться среди тех, кто умнее и талантливее тебя, чем иметь репутацию «юного дарования» в классическом офисе.

Хочу глубже освоить автоматизацию и работать на зарубежную компанию

На новой работе я начала больше погружаться в автоматизацию. Тут мне наконец пригодились знания по Java, которые я получила на курсе. Оказалось, что он не полностью выветрился из головы за год. Мы используем для фронтенда JavaScript и React. Сейчас я пишу автотесты и E2E-тесты на Cypress для кода на JavaScript. Кстати, мы работаем на Linux. Поэтому я срочно перешла на Arch.

На новом месте у меня гораздо больше ответственности, потому что я единственный тестировщик на проекте. На прошлой работе тестировщиков было трое, и у меня всегда было чётко ограниченное количество задач, а также покровительство старших — фактически я просто делала то, что мне говорят. Теперь же у меня гораздо больше самостоятельной работы и прямого взаимодействия с разработкой. Именно я сейчас отвечаю за QA.

В дальнейшем я хочу продолжать развиваться в области обеспечения качества и, возможно, пройти новые курсы по JavaScript — мне не хватает знаний именно по фронтенду.

Кроме работы я занимаюсь йогой и английским языком. На английский хочу сделать больший упор, чтобы постепенно двигаться в сторону возможности работы на зарубежные компании. Менять сферу деятельности не планирую, хотя иногда задумываюсь о переходе в аналитику. Насколько я знаю от папы, своих друзей и знакомых, это тоже очень интересная и подходящая мне по качествам область. Но, думаю, сначала нужно закрепить навыки в QA.

Обучения в вузе по этому направлению в моих планах пока нет. Я думаю, что изучать иностранный язык важнее. Если и поступать на computer science, то где-то за рубежом. В России продолжать образование я точно пока не планирую.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована