Демосцена: тру и не тру, 8‑битная музыка, демки на осциллографе, влияние на IT и культуру
Подкаст «Люди и код», выпуск № 52: Александр Кухаренко (f0x) и Александр Мачуговский (Manwe).
Иллюстрация: Polina Vari / Skillbox Media
Александр Кухаренко (f0x)
Рендер-разработчик в Nevosoft, Glu Mobile, Wargaming, Wanna. Ведёт YouTube-канал. Музыкант и композитор в группе The Last Shilling. Занимается записью и сведением треков, видеосъёмкой и видеомонтажом.
Александр Мачуговский (Manwe)
Проектировщик взаимодействия (UX, UI, продуктовый дизайн), работал ведущим дизайнером в компаниях Acronis, «Открытие Инвестиции», «Ингосстрах-Инвестиции». Пишет музыку к видеоиграм (издатели «1С», Alawar, Nevosoft и другие). Участник демогруппы The SandS, программирует видеоэффекты на GLSL под Windows и на ассемблере под БК-0010. Пишет трекерную музыку для демо, игр и конкурсов. Ведёт YouTube-канал и подкаст SCENE.
Содержание выпуска
- Что такое демосцена и почему обычные люди про неё так мало знают.
- Чем так цепляет демосцена.
- Что нужно для входа в демосцену, что придётся изучить, на какие референсы смотреть.
- Какие события и «точки сбора» аудитории есть в демосцене, где почитать и узнать о ней побольше.
- Какие культовые персонажи существуют в демосцене — и в прошлом, и сейчас.
- Как и почему зародилась демосцена в мире и когда она появилась в России.
- В каком состоянии демосцена находится в России прямо сейчас, сколько человек в движении.
- Какие разделы или типы работ есть в демосцене.
- Что считается «тру», а что «не тру» и как отличить настоящую демосцену от подделки.
- С какими смежными направлениями путают демосцену.
- Надо ли демосцене быть более популярной или её фишка как раз в том, что о ней знает относительно узкая аудитория.
- Как развивается демосцена, в каком направлении.
- Можно ли делать что-то новое и интересное, когда есть ограничения по байтам.
- Где посмотреть работы демосцены, как их подебажить (и есть ли тут культура открытых исходников).
- Хрестоматийные и культовые работы.
- Какие приёмы используются, чтобы сделать код более компактным, ценится ли читаемость и красота кода.
- На чём пишутся работы, какие языки, инструменты, программы, оборудование используются.
- Какие способы читерства есть в демосцене. Есть ли примеры прям суперкрутого читерства, которые скорее восхищают.
- Есть ли в сообществе вокруг демосцены споры о принципах.
- Как судятся соревнования, что оценивается.
- Портрет типичного участника демосцены. Преемственность поколений.
Демки от Manwe
- Сайт Manwe: pouët.net
Демки от f0x
Полезные ссылки
- Inigo Quilez (он же iq, работавший в Pixar)
- Сайт demoscene.ru
- Сайт demoparty.net
- CAFePARTY в Казани
- Музей ретрокомпьютеров
- Фестиваль Assembly
- Фестиваль Revision
- «Яндекс Демодуляция»
- Пример Shader Showdown с Revision 2019
- Дмитрий Андреев (AND), двукратный победитель Assembly
- Финская демогруппа Future Crew
- Psi, участник демогруппы
- Scream Tracker, программа, написанная Psi
- Музыкант-демосценер Andrew Sega aka Necros
- Демогруппа Haujobb
- Visualice, участник Haujobb, художник, который рисовал в той манере, в которой сейчас рисуют нейросети
- Smash из группы Fairlight, писал джаз в демосценерских программах
- Участник демосцены Digimind
- Ретровейв, стиль музыки, выросший из демосцены
- Демогруппа Spaceballs, чьи работы крутили по MTV
- State of the Art, работа демогруппы Spaceballs
- 9 Fingers, работа демогруппы Spaceballs
- Second Reality, работа группы Future Crew, демо, которое крутили на экранах компьютеров и телевизоров в магазинах
- Purple Motion, участник Future Crew
- PDP-1, легендарный компьютер, вокруг которого сложилась хакерская тусовка
- Фестиваль Chaos Constructions'2006
- Рейтрейсинг (трассировка лучей)
- Интро 512 байт
- Компьютер БК-0010
- Компьютер ZX Spectrum
- Компьютер Commodore
- Демки на осциллографе
- Компьютер Commodore VIC-20
- Компьютеры Amstrad CPC
- Компьютеры Amiga
- Disk magazine
- Сайт с демками pouet.net
- Shader Toy
- Программа FastTracker
- Трекерная музыка
- Процедурная генерация контента
- 4-килобайтное интро cdak
- Shader Minifier
- Текстурная генерация
- Демогруппа Farbrausch
- 3D-шутер Krieger от группы Farbrausch
- Демка The Lyra 2
- Самомодифицирующийся код
- Cables.gl для визуального программирования демок
- Демогруппа The SandS
- Подсистема генерации ужаса в Dead Space
- Демогруппа Dune
- Техника рендеринга Global Illumination (глобальное освещение)
- Демка с вишнёвой девяткой на Unreal Engine
- Statix (POLM), работал в Sony над игрой LittleBigPlanet
- Tran (Thomas Pytel), стал первым делать полноценные многоцветные эффекты, первым хакнул VGA-дисплей и отреверсил звуковую карту Gravis Ultrasound
- Демо Timeless, которое сделал Tran
- Менеджер защищённого режима, который написал Tran
- UltraDox, неофициальная спецификация на звуковую карту Gravis Ultrasound, которую написал Tran
Предложить тему, стать гостем подкаста, похвалить или поругать выпуск: code.media@skillbox.ru, t.me/tym83.
Слушать выпуск
Наш подкаст удобно слушать на популярных платформах:
Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями и оставляйте комментарии!