Что такое MVP и как это использовать
MVP — это паттерн, который используют многие разработчики, даже если не догадываются об этом. Может, вы один из них?


vlada_maestro / shutterstock
MVP — это паттерн программирования графических интерфейсов. В нём приложение делится на три компонента:
- Model (Модель) работает с данными, проводит вычисления и руководит всеми бизнес-процессами.
- View (Вид или представление) показывает пользователю интерфейс и данные из модели.
- Presenter (Представитель) служит прослойкой между моделью и видом.
Как и другие подобные паттерны (MVC, MVVM), MVP позволяет ускорить разработку и разделить ответственность разных специалистов; приложение удобнее тестировать и поддерживать.
Чаще всего его используют разработчики мобильных приложений, однако он гораздо популярнее, чем может показаться. Дело в том, что этот паттерн активно применяется в вебе, хотя там его и называют MVC:

Как работает MVP
На схеме выше видно, что приложение, созданное по принципам MVP, работает с помощью связи модели, вида и представителя. Происходит это так:
- Вид строит интерфейс и добавляет в него данные из модели.
- Пользователь видит информацию и взаимодействует с интерфейсом.
- Вид перехватывает события и передаёт (делегирует) их представителю.
- Представитель обрабатывает данные (не всегда) и передаёт их модели.
- Модель выполняет какие-то операции и обновляется (меняет те или иные свойства).
- Представитель получает обновлённую модель и передаёт её виду.
- Вид строит интерфейс с новыми данными.
Основное отличие MVP и MVC в том, что в MVC обновлённая модель сама говорит виду, что нужно показать другие данные. Если же этого не происходит и приложению нужен посредник в виде представителя, то паттерн стоит называть MVP.
Всё это можно сравнить с работой издательства:
- Автор готовит текст (модель).
- Текст получает издатель (представитель).
- Если с текстом всё в порядке, издатель передаёт его в отдел вёрстки (вид).
- Верстальщики готовят книгу, которую начинают продавать читателям (пользователи).
- Если пользователи как-то реагируют на книгу, например, пишут письма в издательство, то работа может начаться заново. Допустим, кто-то может заметить в книге неточность, тогда издатель передаст информацию автору, автор её обновит и так далее.
Конечно, это не точный алгоритм работы издательства, но для иллюстрации принципов MVP его достаточно.
Пример MVP-приложения
Так как MVP служит для упрощения разработки графических интерфейсов, рассмотреть его можно на примере WPF-приложения. В качестве вида будут выступать файлы MainWindow.xaml (разметка интерфейса) и MainWindow.xaml.cs (обработчик событий).
Начать можно с создания интерфейса авторизации:
<Border HorizontalAlignment="Center" VerticalAlignment="Center" Width="250">
<StackPanel>
<TextBlock Text="Login form" TextAlignment="Center"/>
<DockPanel LastChildFill="True">
<TextBlock Text="Login:"/>
<TextBox Name="LoginTextBox"/>
</DockPanel>
<DockPanel LastChildFill="True">
<TextBlock Text="Password:"/>
<PasswordBox Name="PassBox"/>
</DockPanel>
<Button Content="Log in" Name="LoginButton" Click="LoginButton_Click" IsDefault="True"/>
<TextBlock Name="MessageBlock"/>
</StackPanel>
</Border>
Вот что должно получиться:

Теперь можно приступить к файлу MainWindow.xaml.cs:
public partial class MainWindow : Window
{
//Создание связи с другими компонентами
private Model model;
private Presenter presenter;
public MainWindow() // Инициализация компонентов
{
InitializeComponent();
model = new Model();
presenter = new Presenter(model);
}
private void LoginButton_Click(object sender, RoutedEventArgs e) //Обработчик события нажатия на кнопку входа
{
this.model = this.presenter.Login(LoginTextBox.Text, PassBox.Password); //Отправка данных представителю и получение обновлённой модели
Update(); //Вызов метода обновления интерфейса
}
private void Update()
{
MessageBlock.Text = this.model.Message; //Вывод сообщения из модели
}
}
Тут уже заложена необходимая связь между компонентами. Дальше стоит рассмотреть код представителя:
public class Presenter
{
private Model model; //Связь с моделью
public Presenter(Model model)
{
this.model = model;
}
public Model Login(string login, string password) //Получение данных от вида
{
login = login.Trim(); //Обработка полученной информации
password = password.Trim();
this.model.Login(login, password); //Обновление модели
return this.model; //Передача обновлённой модели
}
}
Он получает данные, обрабатывает их и передаёт модели. Модель обновляется, а представитель возвращает её виду.
Вот что происходит в модели:
public class Model
{
private List<User> users;
private User loggedUser;
public Model()
{
users = new List<User>(); //Создание списка тестовых пользователей
users.Add(new User("Name1","Login1","password1"));
users.Add(new User("Name2", "Login2", "password2"));
users.Add(new User("Name3", "Login3", "password3"));
users.Add(new User("Name4", "Login4", "password4"));
loggedUser = null;
}
public void Login(string login, string password) //Метод авторизации
{
bool hasLogged = false;
foreach (User user in this.users)
{
if (user.Login == login && user.Password == password) //Поиск совпадений полученных данных с пользовательскими
{
this.loggedUser = user; //Обновление модели
hasLogged = true;
break;
}
}
if (!hasLogged)
{
this.loggedUser = null;
}
}
public string Message
{
get
{
return this.loggedUser != null ? $"Nice to see you {this.loggedUser.Name}!" : "Wrong login or password!"; //Вывод сообщения в зависимости от того, успешно ли был авторизован пользователь
}
}
}
Тут появляется новая сущность — User. Этот и подобные классы используются в качестве данных, с которыми работает модель. Таких классов может быть сколько угодно: работа с ними ведётся так же, как и вне паттерна MVP. Вот и сам класс User:
public class User
{
private string name;
private string login;
private string password;
public User(string name, string login, string password)
{
this.name = name;
this.login = login;
this.password = password;
}
public string Name
{
get
{
return this.name;
}
}
public string Login
{
get
{
return this.login;
}
}
public string Password
{
get
{
return this.password;
}
}
}
Теперь можно проверить, как это всё работает:

Заключение
Тот, кто читал другие наши статьи о паттернах разработки графических интерфейсов, мог заметить, что во всех них приложение делится на 3 компонента, которые создаются отдельно. Такой подход позволяет быстрее написать отдельные части программы и при этом сделать их более простыми для понимания.