Код
#статьи

Что такое язык Scratch, как он устроен и стоит ли его изучать

Обзор очаровательного языка программирования для детей, от которого в восторге многие взрослые.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Если вашему ребёнку около восьми лет и он проявляет интерес к технологиям, познакомьте его со Scratch. Это детский язык программирования, который развивает логику, креативность, воображение и мотивирует к обучению. В статье объясним, как этот язык устроен и что нужно знать для старта.

Содержание

Это базовая статья про язык Scratch, которая поможет разобраться в основах языка. Если хотите знать больше, читайте наш конспект лекции про Scratch из Гарвардского курса CS50. Автор — Дэвид Малан, американский учёный и профессор информатики.

Что такое язык Scratch

Scratch — это визуальный язык программирования для детей, с помощью которого можно создавать анимации, игры и интерактивные истории с увлекательным сюжетом. Для этого Scratch предоставляет готовые графические элементы, которые ребёнок может использовать без каких-либо предварительных навыков. Интерфейс прост и рассчитан на то, чтобы детям младшего и среднего школьного возраста было легко выбирать и перемещать нужные элементы. Платформа работает в безопасной среде, защищённой от мошенников и вредоносных программ.

Интерфейс онлайн-платформы Scratch
Скриншот: Scratch / Skillbox Media

Базовая версия Scratch рассчитана на детей от 8 лет. Есть упрощённая версия ScratchJr для детей 5–7 лет — её можно скачать в App Store, Google Play или Amazon. Приложение бесплатное и не содержит скрытых покупок.

Интерфейс приложения ScratchJr
Скриншот: Scratch / Google Play

На платформе Scratch дети могут не только создавать проекты, но и делиться ими с другими участниками. Для этого придумано сообщество, которое призывает всех быть дружелюбными и честными, оставлять только полезные отзывы. За соблюдением правил следят модераторы, которые обеспечивают порядок и предотвращают возможные конфликты.

Находясь в безопасном сообществе, ребёнок может изучать проекты сверстников, осваивать новые методы и подходы программирования, а также находить вдохновение в идеях других участников. Однако важно помнить, что Scratch — это прежде всего учебный проект, который не претендует на функциональное сравнение с игровыми движками типа Unreal, Unity и Godot. Он создан для разработки простых двухмерных игр.

Пример игры Appel из раздела «Исследуй» на сайте Scratch. Нового блокбастера уровня Minecraft здесь вы не найдёте, однако, благодаря шарму простой, часто нарисованной «от руки» графики и находчивости разработчиков, здесь можно залипнуть надолго
Скриншот: Scratch / Skillbox Media

Как устроен Scratch

Чтобы начать программировать на Scratch, достаточно ознакомиться со спрайтами, блоками и расширениями. Поговорим об этом подробнее.

Спрайты

Спрайты — это двухмерные графические объекты, которые можно создавать, анимировать и программировать для выполнения различных действий. Спрайтами могут быть персонажи, предметы или другие элементы. Они способны взаимодействовать между собой, перемещаться по экрану, изменять вид и воспроизводить звуки в зависимости от условий проекта.

Представьте игру с главным героем, который преодолевает препятствия и собирает монеты. Главный герой, препятствия и монеты — это всё спрайты. Вы можете создавать и настраивать их в редакторе Scratch. Например, герою можно добавить костюм и анимации во время бега. Или сделать так, чтобы во время касания монета исчезла с громким звуком.

Пример персонажа в интерфейсе редактора спрайтов
Скриншот: Scratch / Skillbox Media

Блоки

Scratch — визуальный язык, в котором не нужно писать код. Вся логика проекта задаётся с помощью блоков, которые цепляются друг за друга, создавая визуально понятный скрипт. Напоминает сборку конструктора.

То есть вместо текстового кода в Scratch используется красочная схема, которая наглядно показывает происходящее в программе. Например, для анимирования движений персонажа подойдёт блок «изменить костюм на». Нужна какая-то фраза — добавьте блок «говорить» и напишите свой текст.

Попробуйте по визуальным блокам догадаться, что делает персонаж. Несложно, правда?
Скриншот: Scratch / Skillbox Media

Блоки в Scratch различаются по форме и цвету. Например, синие блоки отвечают за передвижение, а фиолетовые — за внешний вид. У каждого блока есть выступы, которые напоминают пазы в пазлах и помогают собирать проект. Справа от редактора есть окно просмотра, где вы можете на любом этапе посмотреть результат работы собранных блоков.

Анимация The Gang: Episode 1: Shooting A Basketball — слева блоки, а справа результат
Скриншот: Scratch / Skillbox Media

Полезные расширения

Расширения в Scratch — это дополнительные функции для блоков, которые позволяют создавать сложные и интересные проекты. С ними можно настраивать анимации, звуки, физику объектов и мультимедиа, а также интеграцию с внешними устройствами, такими как микрофоны и камеры.

Например, с помощью расширения «Музыка» вы можете добавить в проект звуки барабана или других инструментов. А если использовать расширение «Текст в речь», у персонажа появится синтезированный голос. На момент обзора доступно 11 расширений, которые находятся в разделе «Создавай» и добавляются с помощью кнопки в левой нижней части экрана.

Примеры расширений на платформе Scratch
Скриншот: Scratch / Skillbox Media

Стоит ли детям изучать программирование на Scratch

Разработчики не используют Scratch в реальных проектах, поэтому, если ребёнка увлечёт программирование, для дальнейшего обучения ему придётся осваивать другие языки вроде Python, JavaScript или Swift. Вы, как родитель, можете предпочесть сразу обучать детей востребованным языкам. Оправдан ли такой подход — зависит от вашей ситуации.

Если ребёнок уверенно читает и ему интересно учить предложенные языки, то изучать Scratch не обязательно. Однако если текстовые программы кажутся ему запутанными, то с помощью Scratch можно познакомиться со многими базовыми концепциями программирования:

  • переменными, которые нужны для хранения и изменения данных в ходе выполнения программы;
  • циклами, необходимыми для выполнения одних и тех же действий несколько раз (например, блоками «повторять» и «повторять пока»);
  • условиями, которые будут выполняться в зависимости от разных обстоятельств (например, блоками «если … то» и «если … то … иначе»);
  • функциями для создания и использования блоков кода, которые нужны для выполнения нестандартных задач (собственных блоков);
  • событиями, позволяющими реагировать на различные действия, такие как нажатие клавиши или щелчок мышью (например, блоком «когда щёлкнут по флажку»);
  • взаимодействием объектов — например, когда нужно настроить связь между разными спрайтами и фонами.

Конечно, после знакомства с основами ребёнок не сможет писать код. Но у него будет понимание принципов работы синтаксических конструкций в разных языках программирования, что создаст прочный фундамент для дальнейшего обучения. Это как подготовительные курсы перед школой — вроде бы не обязательны, но сильно помогают в начальных классах.

Помимо основ программирования, изучение Scratch позволяет приобрести и другие полезные навыки. Предположим, ребёнок задумал простую игру, в которой кот прыгает через препятствия. Вот какие навыки это развивает:

  • Логическое мышление: чтобы котик правильно прыгал, ему необходим алгоритм движений. При создании такого алгоритма ребёнок учится планировать и структурировать свои действия.
  • Креативность: в игре можно менять внешний вид котика, фон и препятствия. Это развивает творческое мышление и воображение.
  • Проблемное мышление: если что-то не будет работать как задумано, ребёнок будет учиться находить и исправлять ошибки.
  • Позитивное подкрепление: когда игра готова и работает, ребёнок видит результат своих усилий. Это приносит удовлетворение и мотивирует продолжать создавать новые проекты.

Выполняя подобные практические задания, дети получают положительный опыт и привыкают воспринимать обучение как увлекательный процесс, а не как рутинное занятие. Всё это в комплексе даёт изучение языка Scratch.

Что дальше

Вы познакомились с основами Scratch и теперь вместе с ребёнком можете создать первый проект. Для этого перейдите на сайт scratch.mit.edu, зарегистрируйте аккаунт, зайдите в раздел Create → Settings → Language и выберите русский язык. На этой же странице откройте раздел «Руководства» и выберите «С чего начать» — это небольшой интерактивный учебник, который научит вас пользоваться Scratch.

Если у вас нестабильный интернет — скачайте приложение Scratch, позволяющее создавать и сохранять проекты в офлайне. Системные требования: Windows 10+, macOS 10.13+, ChromeOS или Android 6.0+ на планшетах.

Интерфейс десктопного приложения Scratch для macOS
Скриншот: Scratch / Skillbox Media

После знакомства с платформой вы можете вернуться в раздел «Руководства» и выбрать интерактивную инструкцию для создания простого учебного проекта. На момент обзора доступно 25 инструкций, выполнив которые ваш ребёнок станет уверенным пользователем Scratch. Однако можно их пропустить и начать сразу с реализации своего проекта.

Пример проектов в разделе «Руководства» на платформе Scratch
Скриншот: Scratch / Skillbox Media

Также вы можете перейти в раздел «Идеи» и скачать карточки Scratch с инструкциями к учебным проектам в формате PDF. Эти карточки удобно распечатать и давать ребёнку по одной в процессе его творчества.

Если в процессе работы у вас возникнут вопросы — посетите «Скретч Вики». Это энциклопедия, «сделанная скретчерами для скретчеров», которая наполняется с 2014 года, поддерживается командой Scratch и регулярно обновляется силами сообщества. Можете начать с «Популярных страниц».

Дополнительно рекомендуем посетить ютуб-канал Scratch Team. Там вы найдёте проекты, инструкции, учебники и советы по работе со Scratch.

Пример видеоинструкции с канала Scratch Team. В этом видео подробно объясняется, как создать игру с персонажем, который прыгает через различные препятствия
Видео: Scratch Team

Возможно, вы хотите, чтобы ребёнок учился по книгам. В этом случае рекомендуем самоучитель по программированию «Scratch для детей». Книга написана старшим разработчиком в General Motors Мажедом Маржи. Каждая глава посвящена созданию отдельной программы. Сначала задания простые, но по мере чтения усложняются.

Изображение: Издательство «МИФ»

Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Научитесь: Профессия Python-разработчик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована