Big Data, гаджеты и море аналитики: как устроен российский спорттех
Чем наши спортивные IT-проекты отличаются от мировых, почему тренеры их боятся и как получилось, что букмекеры — самые продвинутые.
 
 

Марк Лиепинш
Основатель проекта «Русский спорттех». Руководитель акселерационных программ, венчурный аналитик, трекер венчурной компании Startech.vc.
Ранее:
- руководитель в Continental Sports Tech Accelerator;
- директор по развитию в «Спорт как бизнес»;
- исполнительный продюсер в BISPO Awards;
- организатор, спикер конференций Marspo, CrossConf, RCC Global Sport Experience;
- координатор баз команд оргкомитета чемпионата мира по футболу 2018.
Не хочется вступать в спор с классиком, но не только поэт в России — больше, чем поэт; со спортивными технологиями — примерно такая же история.
Это точно больше, чем спорт, и значительно шире, чем просто технологии: у нас есть место и фундаментальной науке, и медиа, и блокчейну, и чего только ещё у нас нет. Простор фантазии не ограничен, казалось бы — бери да делай.
Однако не всё так однозначно.
Мы — в списке отстающих
Корень всех проблем в том, что спорт в нашей стране — чаще всего не бизнес. Именно поэтому с таким скрипом внедряются новые технологии.
Когда основное финансирование в клубах, лигах, федерациях, отдельных видах и направлениях — государственное, меняется логика всех процессов. Возникает альтернативное общемировому представление о том, как эффективно расходовать средства и каких результатов добиваться.
Нет бизнеса — нет и рыночной конкуренции. И дальше всё нарастает как снежный ком:
Сложно привлечь спонсоров. У нас в спорте результаты — до сих пор превыше всего, хотя во всём остальном мире это в первую очередь шоу, развлечение. Российские спортивные менеджеры только недавно начали стремиться соответствовать современным требованиям, некоторые по-прежнему говорят с маркетологами на языке двадцатилетней давности, из-за этого отрасль выглядит отсталой на фоне других. Понятно, что с таким подходом деньги в неё привлечь непросто.
Сложно найти кадры. Раз денег в индустрии мало, то и зарплаты оставляют желать лучшего. Конечно, у некоторых больших клубов, букмекеров и крупных проектов с устойчивой репутацией и известным брендом есть клиенты и платёжеспособные спонсоры. Встречаются классные специалисты не только в крутых спортивных организациях — но это не массовая история. Большинству сложно конкурировать за кадровые ресурсы с другими сферами.
Сложно со стартапами. Многим спортивным организациям непонятно, зачем с ними работать. В результате всё развивается медленнее, рынок отстаёт ещё больше. Но и хороших стартапов не так много. Многие решения вторичны и уже существуют в Европе, в Азии. Часто кажется, что я стартап уже знаю, а он новый, просто делает продукт, который я видел три года назад на другом рынке.
Что относится к спортивным технологиям, а что нет
Отрасль в целом неоднородна и слабо очерчена. Например, к ней может относиться разработка носимых датчиков для футболистов и единоборцев, трекинговые приложения для бегунов, технологии для умных стадионов, аналитические инструменты, спортивная медицина и реабилитация. Причём как продукты для ширнармасс, так и сложные В2В-платформы, системы и решения.
Так как российский рынок небольшой, к спорттеху у нас причисляют и фитнес-технологии, которые во всём остальном мире — совершенно отдельная индустрия.
Особняком стоят гаджеты для сбора данных и сервисы статистики — различные фитнес-приложения, трекинговые устройства, датчики и сенсоры используются практически во всех видах спорта. Вместе с hardware в нашу жизнь вошла и Big Data, с помощью которой собирают и обрабатывают данные с этих устройств: активность, температуру, передвижение, взаимодействие с мячом, партнёрами и соперниками. Всё это синхронизируется и поступает в тренерский штаб.
Например, для футбола есть российский статистический инструмент InStat. Им пользуются ведущие клубы мира. Он собирает данные по командам и игрокам. У всех команд РПЛ и даже Первой лиги обязательно есть платный доступ к этой системе. Но лишь небольшой процент команд реально ей пользуются.
Тренерскому штабу, состоящему из обычных людей, а не из дата-инженеров, довольно сложно эти данные анализировать и интерпретировать. А это важно для принятия управленческих решений: какого игрока куда ставить, как изменить неэффективную тактику.
Хотя на рынке есть серьёзные участники, в том числе российские, которые занимаются этим профессионально: подмечают, как футболист пробежал по бровке, подсчитывают, сколько передач он отдал.
Перед многими клубами сейчас стоит вопрос о создании собственной закрытой экосистемы сбора данных с носимых устройств и видеоданных, чтобы анализировать показатели спортсмена с самого старта карьеры. Всё это будет аккумулироваться в единые системы конкретного клуба либо академии. Спустя несколько лет на каждого профессионального спортсмена должны быть собраны данные с самого детства.
В России развитие футбольной Big Data началось несколько лет назад. Накоплено слишком мало данных, чтобы их можно было как-то серьёзно анализировать. А ведущие клубы Европы занялись этим десять лет назад. Но в целом весь мир ещё только разбирается, как работать с Big Data в спорте. На результаты и индустрию они влияют пока мало, потому что цифровая трансформация многих видов ещё не завершена.
Многие спортсмены и тренеры уже пришли к выводу, что именно технологии и умные устройства могут дать прямую наводку, подсказать, где искать потенциальные точки роста, а где есть провисание. Это применимо и в плавании, и в беге, и в футболе.
В индивидуальных видах работа с данными проще: датчики носимых устройств, умные костюмы и другие устройства сообщают спортсмену, какие движения неверны, где он недорабатывает. Такие рекомендации помогают быстрее расти и добиваться желаемых результатов.
Важная часть спорттеха — вовлечение болельщиков, спонсоров, букмекеров, которые влияют на развитие индустрии в целом. Например, букмекеры конкурируют друг с другом, собирают огромное количество данных, анализируют поведение болельщиков, поэтому вынуждены быть технологичными. У них просто нет другого выбора.
Букмекеры и спонсоры толкают вперёд всю индустрию. Они стараются вкладывать деньги с умом, знать свою аудиторию, понимать, что ей нужно. Именно благодаря им спорт становится энтертейнментом.
Чем больше у вида спорта развлекательных функций, различных опций для болельщика на стадионе, тем больше выигрывает отрасль. Появляется больше денег, людей, эмоций, вовлечения. Спортивная Big Data — это не только данные, как спортсмен бегает с мячом или едет на велосипеде. Прежде всего это информация про аудиторию.
Поясняем на примерах
Технологический стек спорттеха разнообразен: AR и VR, популярные в России ставки на спорт, блокчейн, NFT, машинное обучение. Расскажу о применении некоторых подробнее.
Машинное обучение. Например, вы собрали на стадионе 50 тысяч болельщиков. Вам нужно проанализировать их поведение и предложить нужные услуги. Или вы хотите обработать данные по тренировкам футболистов за несколько недель. Поэтому на спортивных площадках часто устанавливают камеры, которые анализируют происходящее в живом режиме с помощью машинного обучения и простых моделей искусственного интеллекта.
Яркий пример проектов с использованием технологии — JuniStat. Это российский стартап, разрабатывающий цифровую платформу на базе искусственного интеллекта для поиска футбольных талантов. Технология работает на стыке машинного зрения, дополненной реальности и нейросетей. Она считывает и оцифровывает параметры подготовки игроков.
Мобильное приложение JuniStat работает так:
- Футболист выполняет тесты на камеру смартфона из мобильного приложения.
- Его навыки считывает и оценивает технология искусственного интеллекта. Тесты подобраны по европейским методикам.
- Формируется цифровая карточка игрока, которую можно сделать публичной по подписке, открыв таким образом к ней доступ футбольным академиям и скаутам.
Ещё один проект — MySwimEdge. Умный сенсор и технология ИИ на основе Muscles помогают улучшить технику плавания и результаты как пловцам-любителям, так и профессионалам и их тренерам. Используемые технологии позволяют распознавать движения пловцов. Это одна из первых компаний, которая реализовала такую возможность для всего тела. Для этого скрестили несколько перспективных, но редких типов нейросетей — конструктивные, свёрточные и реккурентные. На технологию уже оформили патент.
Блокчейн. Технология набирает обороты и в спорте, в том числе у букмекеров. Например, одна из рейтинговых букмекерских компаний недавно зарелизила проект ставок на спорт через блокчейн и собрала под него инвестиции. Доверие к букмекерским конторам снижается, а цифровой букмекер становится альтернативой.
Пример — децентрализованный протокол для ставок на спорт на блокчейне Azuro с открытым исходным кодом, работающий с набором смарт-контрактов на основе Solidity. Это инфраструктура для создания букмекерского бизнеса на блокчейне. Протокол позволяет делать ставки через смарт-контракты. Внутри сети доступна криптовалюта Ethereum, но в дальнейшем число доступных цифровых валют планируют расширить.
NFT. Их сейчас раскупают во всём мире. Так, и Континентальная хоккейная лига, и NHL выпустили свои наборы уникальных NFT-артефактов и распродали их на Binance меньше чем за сутки. Этот же приём используют организаторы различных мероприятий и марафонов. После забега участники могут купить физическую медаль за участие с цифровым NFT-подтверждением.
Единственное, что проседает в сфере технологий, — hardware: рынок слишком узок, молодые учёные разрабатывают «железо» под государственные гранты, а на спорттех их не выделяют.
Как попасть в индустрию
Чтобы начать работать в спортивной индустрии, одного желания недостаточно. Для начала разберитесь, чем именно вы хотите заниматься: взаимодействовать с аудиторией, партнёрами или с командой. Кроме того, желательно:
- интересоваться спортом, разбираться в нём;
- знать, где вы сможете применить свои навыки.
Энтузиастов с горящими глазами у нас предостаточно. Не хватает конкретных специалистов. Вопрос не только в айтишниках: есть дефицит хороших маркетологов, менеджеров, продажников, логистов.
Чтобы погрузиться в индустрию, читайте Telegram-канал «Русский спорттех». Я называю его не потому, что сам веду его. Просто рынок ещё не до конца сформирован, поэтому информационных источников очень мало.
Интересен канал Андрея Громковского, главы UFC по России и СНГ. Он пишет в целом про индустрию и экономику впечатлений, но про технологии — довольно мало. Интересную информацию про фиттех публикует Александра Герасимова, фаундер и SEO Fitmost. Хороший канал о цифровизации футбола у стартапа JuniStat.
Также всем рекомендую исследование, которое я делал для Rusbase про уровень зрелости спорттеха. В нём приняли участие множество важных игроков рынка: венчурные инвесторы, медиа, спортивные организации, стартапы.
Последнее время я занимался двумя новыми публикациями. Первая, про технологии беттинга, — для «Рейтинга букмекеров». Вторая была приурочена к ивенту CrossConf в Иннополисе, который прошёл 9 сентября. Это первое масштабное событие без участия государства, где будет большой блок про технологии в спорте. Я помогаю организаторам и модерирую весь поток.
Для понимания мировой индустрии интересно изучать отчёты SportstechX про тренды, объёмы инвестиций за год. Они предоставляют аналитику в целом по миру и по рынкам Европы, Северной Америки, Ближнего Востока, Азии и Южной Америки. А ещё они на YouTube и в LinkedIn выкладывают видео, организовывают ивенты, делают подкасты.
Любопытные конференции и у компании Coliseum из Израиля.
Искать работу в спорте можно на Telegram-каналах SportHunter и «Работа в спорте». Первый — более старый и авторитетный. Иногда там публикуют интервью и мини-исследования о трендах.
Тренды в спорттехе
Массовый спорт. Сейчас в моде wellness, здоровый образ жизни. Занятия спортом популярны, поэтому не только бизнес, но и правительство нацелено на развитие этого направления. Даже старается часть финансирования из профессионального спорта перенести в массовый, любительский и детский. Поэтому этот сегмент в ближайшие годы будет расти.
Большой спорт. Профессиональному спорту из-за отмены участия российских спортсменов во многих соревнованиях будет тяжело, но даже здесь есть свои возможности и ниши. Некоторые спортивные организации попробуют искать российские решения, за которые люди будут готовы платить деньги. Но важно, чтобы и у стартапов сходилась экономика в текущих условиях. Рынок может стать слишком небольшим.
Киберспорт. Интересное и растущее направление. В 2024 году в Казани пройдёт соревнование «Игры будущего» — это новая технологическая олимпиада по смешанным видам виртуального и реального спорта, своего рода кибератлетика. Российский оргкомитет даже создал новую организацию — Фиджитал-федерацию.

Скриншот: «Игры Будущего» / Skillbox Media
Её придумали до февральских событий. Теперь неясно, что с ней будет, как она будет развиваться. Но, возможно, она станет точкой сбора экспертов и поиска решений.
Текущая политическая ситуация влияет на российский рынок спорттеха в целом. У меня есть две гипотезы, как он будет развиваться дальше:
- Будем работать на внутренний рынок и создавать решения, альтернативные западным, оцифровывать бизнес-процессы и непосредственно спорт. Оставшиеся сильные специалисты наработают экспертность и будут развивать новые проекты. Уход с рынка крупных игроков может дать шанс российским компаниям открыть окно возможностей.
- Сильно отстанем от остального мира. Пока ребята в Европе будут запускать новые MVP, мы будем приходить к аналогичным решениям лишь спустя несколько лет.
Тем не менее спорт в России есть. Никуда не делись клубы, лиги, федерации, ассоциации, строятся спортивные академии, выпускается большое количество спортсменов по всей России, и они продолжат тренироваться. А государство нацелено на цифровизацию всего, что есть в стране, в том числе спорта, — как минимум, ставит такую задачу. Поэтому мы в любом случае продолжим заниматься спортом, а спорт продолжит двигаться в сторону цифровизации.
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
			 
                     
     
                                     
                                     
                                     
                                    