Big Data, гаджеты и море аналитики: как устроен российский спорттех
Чем наши спортивные IT-проекты отличаются от мировых, почему тренеры их боятся и как получилось, что букмекеры — самые продвинутые.
Иллюстрация: Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media
Марк Лиепинш
Основатель проекта «Русский спорттех». Руководитель акселерационных программ, венчурный аналитик, трекер венчурной компании Startech.vc.
Ранее:
- руководитель в Continental Sports Tech Accelerator;
- директор по развитию в «Спорт как бизнес»;
- исполнительный продюсер в BISPO Awards;
- организатор, спикер конференций Marspo, CrossConf, RCC Global Sport Experience;
- координатор баз команд оргкомитета чемпионата мира по футболу 2018.
Не хочется вступать в спор с классиком, но не только поэт в России — больше, чем поэт; со спортивными технологиями — примерно такая же история.
Это точно больше, чем спорт, и значительно шире, чем просто технологии: у нас есть место и фундаментальной науке, и медиа, и блокчейну, и чего только ещё у нас нет. Простор фантазии не ограничен, казалось бы — бери да делай.
Однако не всё так однозначно.
Мы — в списке отстающих
Корень всех проблем в том, что спорт в нашей стране — чаще всего не бизнес. Именно поэтому с таким скрипом внедряются новые технологии.
Когда основное финансирование в клубах, лигах, федерациях, отдельных видах и направлениях — государственное, меняется логика всех процессов. Возникает альтернативное общемировому представление о том, как эффективно расходовать средства и каких результатов добиваться.
Нет бизнеса — нет и рыночной конкуренции. И дальше всё нарастает как снежный ком:
Сложно привлечь спонсоров. У нас в спорте результаты — до сих пор превыше всего, хотя во всём остальном мире это в первую очередь шоу, развлечение. Российские спортивные менеджеры только недавно начали стремиться соответствовать современным требованиям, некоторые по-прежнему говорят с маркетологами на языке двадцатилетней давности, из-за этого отрасль выглядит отсталой на фоне других. Понятно, что с таким подходом деньги в неё привлечь непросто.
Сложно найти кадры. Раз денег в индустрии мало, то и зарплаты оставляют желать лучшего. Конечно, у некоторых больших клубов, букмекеров и крупных проектов с устойчивой репутацией и известным брендом есть клиенты и платёжеспособные спонсоры. Встречаются классные специалисты не только в крутых спортивных организациях — но это не массовая история. Большинству сложно конкурировать за кадровые ресурсы с другими сферами.
Сложно со стартапами. Многим спортивным организациям непонятно, зачем с ними работать. В результате всё развивается медленнее, рынок отстаёт ещё больше. Но и хороших стартапов не так много. Многие решения вторичны и уже существуют в Европе, в Азии. Часто кажется, что я стартап уже знаю, а он новый, просто делает продукт, который я видел три года назад на другом рынке.
Что относится к спортивным технологиям, а что нет
Отрасль в целом неоднородна и слабо очерчена. Например, к ней может относиться разработка носимых датчиков для футболистов и единоборцев, трекинговые приложения для бегунов, технологии для умных стадионов, аналитические инструменты, спортивная медицина и реабилитация. Причём как продукты для ширнармасс, так и сложные В2В-платформы, системы и решения.
Так как российский рынок небольшой, к спорттеху у нас причисляют и фитнес-технологии, которые во всём остальном мире — совершенно отдельная индустрия.
Особняком стоят гаджеты для сбора данных и сервисы статистики — различные фитнес-приложения, трекинговые устройства, датчики и сенсоры используются практически во всех видах спорта. Вместе с hardware в нашу жизнь вошла и Big Data, с помощью которой собирают и обрабатывают данные с этих устройств: активность, температуру, передвижение, взаимодействие с мячом, партнёрами и соперниками. Всё это синхронизируется и поступает в тренерский штаб.
Например, для футбола есть российский статистический инструмент InStat. Им пользуются ведущие клубы мира. Он собирает данные по командам и игрокам. У всех команд РПЛ и даже Первой лиги обязательно есть платный доступ к этой системе. Но лишь небольшой процент команд реально ей пользуются.
Тренерскому штабу, состоящему из обычных людей, а не из дата-инженеров, довольно сложно эти данные анализировать и интерпретировать. А это важно для принятия управленческих решений: какого игрока куда ставить, как изменить неэффективную тактику.
Хотя на рынке есть серьёзные участники, в том числе российские, которые занимаются этим профессионально: подмечают, как футболист пробежал по бровке, подсчитывают, сколько передач он отдал.
Перед многими клубами сейчас стоит вопрос о создании собственной закрытой экосистемы сбора данных с носимых устройств и видеоданных, чтобы анализировать показатели спортсмена с самого старта карьеры. Всё это будет аккумулироваться в единые системы конкретного клуба либо академии. Спустя несколько лет на каждого профессионального спортсмена должны быть собраны данные с самого детства.
В России развитие футбольной Big Data началось несколько лет назад. Накоплено слишком мало данных, чтобы их можно было как-то серьёзно анализировать. А ведущие клубы Европы занялись этим десять лет назад. Но в целом весь мир ещё только разбирается, как работать с Big Data в спорте. На результаты и индустрию они влияют пока мало, потому что цифровая трансформация многих видов ещё не завершена.
Многие спортсмены и тренеры уже пришли к выводу, что именно технологии и умные устройства могут дать прямую наводку, подсказать, где искать потенциальные точки роста, а где есть провисание. Это применимо и в плавании, и в беге, и в футболе.
В индивидуальных видах работа с данными проще: датчики носимых устройств, умные костюмы и другие устройства сообщают спортсмену, какие движения неверны, где он недорабатывает. Такие рекомендации помогают быстрее расти и добиваться желаемых результатов.
Важная часть спорттеха — вовлечение болельщиков, спонсоров, букмекеров, которые влияют на развитие индустрии в целом. Например, букмекеры конкурируют друг с другом, собирают огромное количество данных, анализируют поведение болельщиков, поэтому вынуждены быть технологичными. У них просто нет другого выбора.
Букмекеры и спонсоры толкают вперёд всю индустрию. Они стараются вкладывать деньги с умом, знать свою аудиторию, понимать, что ей нужно. Именно благодаря им спорт становится энтертейнментом.
Чем больше у вида спорта развлекательных функций, различных опций для болельщика на стадионе, тем больше выигрывает отрасль. Появляется больше денег, людей, эмоций, вовлечения. Спортивная Big Data — это не только данные, как спортсмен бегает с мячом или едет на велосипеде. Прежде всего это информация про аудиторию.
Поясняем на примерах
Технологический стек спорттеха разнообразен: AR и VR, популярные в России ставки на спорт, блокчейн, NFT, машинное обучение. Расскажу о применении некоторых подробнее.
Машинное обучение. Например, вы собрали на стадионе 50 тысяч болельщиков. Вам нужно проанализировать их поведение и предложить нужные услуги. Или вы хотите обработать данные по тренировкам футболистов за несколько недель. Поэтому на спортивных площадках часто устанавливают камеры, которые анализируют происходящее в живом режиме с помощью машинного обучения и простых моделей искусственного интеллекта.
Яркий пример проектов с использованием технологии — JuniStat. Это российский стартап, разрабатывающий цифровую платформу на базе искусственного интеллекта для поиска футбольных талантов. Технология работает на стыке машинного зрения, дополненной реальности и нейросетей. Она считывает и оцифровывает параметры подготовки игроков.
Мобильное приложение JuniStat работает так:
- Футболист выполняет тесты на камеру смартфона из мобильного приложения.
- Его навыки считывает и оценивает технология искусственного интеллекта. Тесты подобраны по европейским методикам.
- Формируется цифровая карточка игрока, которую можно сделать публичной по подписке, открыв таким образом к ней доступ футбольным академиям и скаутам.
Ещё один проект — MySwimEdge. Умный сенсор и технология ИИ на основе Muscles помогают улучшить технику плавания и результаты как пловцам-любителям, так и профессионалам и их тренерам. Используемые технологии позволяют распознавать движения пловцов. Это одна из первых компаний, которая реализовала такую возможность для всего тела. Для этого скрестили несколько перспективных, но редких типов нейросетей — конструктивные, свёрточные и реккурентные. На технологию уже оформили патент.
Блокчейн. Технология набирает обороты и в спорте, в том числе у букмекеров. Например, одна из рейтинговых букмекерских компаний недавно зарелизила проект ставок на спорт через блокчейн и собрала под него инвестиции. Доверие к букмекерским конторам снижается, а цифровой букмекер становится альтернативой.
Пример — децентрализованный протокол для ставок на спорт на блокчейне Azuro с открытым исходным кодом, работающий с набором смарт-контрактов на основе Solidity. Это инфраструктура для создания букмекерского бизнеса на блокчейне. Протокол позволяет делать ставки через смарт-контракты. Внутри сети доступна криптовалюта Ethereum, но в дальнейшем число доступных цифровых валют планируют расширить.
NFT. Их сейчас раскупают во всём мире. Так, и Континентальная хоккейная лига, и NHL выпустили свои наборы уникальных NFT-артефактов и распродали их на Binance меньше чем за сутки. Этот же приём используют организаторы различных мероприятий и марафонов. После забега участники могут купить физическую медаль за участие с цифровым NFT-подтверждением.
Единственное, что проседает в сфере технологий, — hardware: рынок слишком узок, молодые учёные разрабатывают «железо» под государственные гранты, а на спорттех их не выделяют.
Как попасть в индустрию
Чтобы начать работать в спортивной индустрии, одного желания недостаточно. Для начала разберитесь, чем именно вы хотите заниматься: взаимодействовать с аудиторией, партнёрами или с командой. Кроме того, желательно:
- интересоваться спортом, разбираться в нём;
- знать, где вы сможете применить свои навыки.
Энтузиастов с горящими глазами у нас предостаточно. Не хватает конкретных специалистов. Вопрос не только в айтишниках: есть дефицит хороших маркетологов, менеджеров, продажников, логистов.
Чтобы погрузиться в индустрию, читайте Telegram-канал «Русский спорттех». Я называю его не потому, что сам веду его. Просто рынок ещё не до конца сформирован, поэтому информационных источников очень мало.
Интересен канал Андрея Громковского, главы UFC по России и СНГ. Он пишет в целом про индустрию и экономику впечатлений, но про технологии — довольно мало. Интересную информацию про фиттех публикует Александра Герасимова, фаундер и SEO Fitmost. Хороший канал о цифровизации футбола у стартапа JuniStat.
Также всем рекомендую исследование, которое я делал для Rusbase про уровень зрелости спорттеха. В нём приняли участие множество важных игроков рынка: венчурные инвесторы, медиа, спортивные организации, стартапы.
Последнее время я занимался двумя новыми публикациями. Первая, про технологии беттинга, — для «Рейтинга букмекеров». Вторая была приурочена к ивенту CrossConf в Иннополисе, который прошёл 9 сентября. Это первое масштабное событие без участия государства, где будет большой блок про технологии в спорте. Я помогаю организаторам и модерирую весь поток.
Для понимания мировой индустрии интересно изучать отчёты SportstechX про тренды, объёмы инвестиций за год. Они предоставляют аналитику в целом по миру и по рынкам Европы, Северной Америки, Ближнего Востока, Азии и Южной Америки. А ещё они на YouTube и в LinkedIn выкладывают видео, организовывают ивенты, делают подкасты.
Любопытные конференции и у компании Coliseum из Израиля.
Искать работу в спорте можно на Telegram-каналах SportHunter и «Работа в спорте». Первый — более старый и авторитетный. Иногда там публикуют интервью и мини-исследования о трендах.
Тренды в спорттехе
Массовый спорт. Сейчас в моде wellness, здоровый образ жизни. Занятия спортом популярны, поэтому не только бизнес, но и правительство нацелено на развитие этого направления. Даже старается часть финансирования из профессионального спорта перенести в массовый, любительский и детский. Поэтому этот сегмент в ближайшие годы будет расти.
Большой спорт. Профессиональному спорту из-за отмены участия российских спортсменов во многих соревнованиях будет тяжело, но даже здесь есть свои возможности и ниши. Некоторые спортивные организации попробуют искать российские решения, за которые люди будут готовы платить деньги. Но важно, чтобы и у стартапов сходилась экономика в текущих условиях. Рынок может стать слишком небольшим.
Киберспорт. Интересное и растущее направление. В 2024 году в Казани пройдёт соревнование «Игры будущего» — это новая технологическая олимпиада по смешанным видам виртуального и реального спорта, своего рода кибератлетика. Российский оргкомитет даже создал новую организацию — Фиджитал-федерацию.
Её придумали до февральских событий. Теперь неясно, что с ней будет, как она будет развиваться. Но, возможно, она станет точкой сбора экспертов и поиска решений.
Текущая политическая ситуация влияет на российский рынок спорттеха в целом. У меня есть две гипотезы, как он будет развиваться дальше:
- Будем работать на внутренний рынок и создавать решения, альтернативные западным, оцифровывать бизнес-процессы и непосредственно спорт. Оставшиеся сильные специалисты наработают экспертность и будут развивать новые проекты. Уход с рынка крупных игроков может дать шанс российским компаниям открыть окно возможностей.
- Сильно отстанем от остального мира. Пока ребята в Европе будут запускать новые MVP, мы будем приходить к аналогичным решениям лишь спустя несколько лет.
Тем не менее спорт в России есть. Никуда не делись клубы, лиги, федерации, ассоциации, строятся спортивные академии, выпускается большое количество спортсменов по всей России, и они продолжат тренироваться. А государство нацелено на цифровизацию всего, что есть в стране, в том числе спорта, — как минимум, ставит такую задачу. Поэтому мы в любом случае продолжим заниматься спортом, а спорт продолжит двигаться в сторону цифровизации.