Код
#статьи

Артём Малышев: «Разрабы» родились от любви к хорошему чтению и нелюбви к «Хабру»

Ведущий подкаста «Мы обречены» рассказал, зачем айтишникам новое медиа, как оно будет спасать тусовку от непоняток, а человечество — от уничтожения.

Фото: личный архив Артема Малышева

Артём Малышев


Редактор и продюсер проектов «Разрабы», «Мы обречены», «Доктор Кот» и «Тен за бугром».


Ссылки


Свой профессиональный путь я начинал как игровой журналист, но переквалифицировался в сценариста и видеопродюсера. Позже два года был редактором «Хабра», потом завёл подкаст «Мы обречены» и начал делать на одноимённом YouTube-канале разные шоу для айтишников: «Доктор Кот», «Тен за бугром», «Прожектор Робапайка». Мы зовём всех, кого хотим, из IT и не только, и болтаем с ними за жизнь. А ещё теперь я главный редактор IT-медиа «Разрабы».

Как мы придумали «Разрабов»

Идея создать собственное медиа появилась ещё во времена работы на «Хабре». Когда я только начинал писать про IT, мне часто не хватало технических знаний. При этом хотелось, чтобы спикеры не разжёвывали тему для непосвящённых, а наоборот — говорили максимально сложно, максимально понятно для них и некомфортно для меня. Чтобы разобраться самому и сделать беседы более вменяемыми, я обратился к своему другу Филу Ранжину, известному в Twitter разработчику. Так мы стали брать интервью совместно с ним.

Фото: личный архив Фила Ранжина

Потом попробовали писать вместе статьи: он принёс какой-то материал, я его отредактировал, и понеслось — он начал писать всё больше статей, а они набирали популярность. Нам показалось, что мы нашли свой голос и подачу — людям зашло то, что мы делаем.

Параллельно росло наше с «Хабром» недовольство друг другом. Вместе с читателями увеличивалась армия хейтеров. Со временем их стало так много, что один из пользователей «Хабра» даже назвал в нашу честь написанное им расширение для блокировки пользователей. Это немного нас расстроило.

Какой-то комик говорил, что не выкладывает свои стендапы на YouTube, потому что не хочет, чтобы они лежали рядом с кулинарными блогами, смешными котиками и прочим трешем. Нечто похожее было и с нами: нас раздражало, как и что пишут на «Хабре», хотелось сделать свою площадку — такую, как нам хочется. Чтобы люди, которым нравится нас читать, перешли туда и никто больше не мешал им своим хейтом.

Мы ушли в подкаст. Наши статьи на «Хабре» по инерции набирали просмотры — в них мы и начали пиарить свой новый проект. Получилось, что люди, которые нас ненавидели и писали ужасные комментарии под статьями, теперь переходили на страницу подкаста и писали ужасные комментарии там. Так мы с «Хабра» привели с собой хейтеров.

Чем больше мы углублялись в подкаст, тем меньше писали текстов — а очень хотелось начать это делать вновь. Фил тоже очень любит писать статьи, он хотел продолжать это, оставаясь разработчиком. Мы решили воплотить все свои амбиции в одном проекте, набрали команду из своих знакомых и начали реализовывать «Разрабов».

О чём мы пишем

Главная страница «Разрабов»
Скриншот: razrabs.ru

«Хабр» сильно мотает в редакционной стратегии. Например, раньше я писал там о политике. Одна из первых моих статей была про то, как «ВКонтакте» сливает данные пользователей. Она набрала очень много просмотров, и никто её не забанил. Я писал про Китай, брал интервью у кого-то из «Роскомсвободы», и «Хабр» просто вешал плашку: «Пожалуйста, будьте аккуратнее и сдержаннее в комментариях. Эта статья горячая, здесь может твориться всякое».

Но в конце февраля они сразу предупредили: «Ребята, здесь политики не будет, мы только про технологии». Мне кажется, это большая ошибка. Нельзя разделять политику и технологии, делать вид, что это разное и никак не пересекается. Всё слишком взаимосвязано, всё друг на друга влияет. Если запретить людям на «Хабре» писать о политике, все статьи будут из разряда «ой, а что случилось?» или «ой, а почему все технологические решения такие?». Но ведь нужно понимать, из-за чего они такие. Как про это не писать?

Мы хотим взять лучшее от классической журналистики, писать крутые, увлекательные тексты — но при этом будем гораздо сильнее подкованы технически. Не будем допускать никаких ляпов, не будем писать на простом языке. Это медиа для айтишников, для разрабов, которые пишут так же круто, как журналисты, но на своём языке.

Мы не разделяем свою целевую аудиторию на тех, кто давно в профессии, и тех, кто только посматривает на IT. Конечно, будут материалы и для начинающих IT-специалистов. Мы не будем бояться писать сложные материалы — мол, вдруг кто-то их не поймёт. Ничего страшного, поставят в закладки, прочитают потом, когда загуглят непонятные слова.

Я и сам много чего не знаю в технологиях. Помню на «Хабре» несколько технических статей, которые я читал, не понимая половины, но они всё равно были увлекательными. Наташа Давыдова написала большой гайд для новичков. Это материал, основанный на её офигенном жизненном опыте, о том, как она попала в IT и через какую боль прошла, чтобы стать мидлом. Казалось бы, мидлам эти советы не нужны: они уже там же, где и она. Но они читают, вспоминают себя, им это помогает отрефлексировать своё состояние.

Чего будет больше: кода или лайфстайла

Соотношение материалов про код и про лайфстайл — больная тема для нас. Был случай, когда Фил с друзьями придумал классную библиотеку: они долго над ней работали и наконец решили рассказать о ней на «Хабре». Но многие люди в комментариях начали их хейтить и критиковать, даже не попытавшись разобраться. Они тогда это очень болезненно переживали.

Мне кажется, нормально рассказывать о своих наработках, делиться проектами. Даже если люди изобрели велосипед, они могли что-то в нём улучшить, найти новые подходы. Мы хотим, чтобы люди приходили к нам и не боялись открываться.

Фото: личный архив Артёма Малышева

Во главе угла у нас лайфстайл. Когда я только пришёл на «Хабр», это казалось каким-то зашкваром. Как будто айтишники не думают о таких мелочах, как развлечения и хобби. Мы собираемся от этого стереотипа избавиться.

Многим из тех, кто приходит в IT, интересен не только код. Но они это не обсуждают, потому что матёрые сеньоры говорят: если вы после работы не продолжаете программировать, уходите вон из профессии. Не надо стесняться, что у вас тоже есть жизнь, что вам интересно множество вещей, кроме технологий. Жить надо весело, тогда и работа пойдёт.

У нас в медиа точно будет много разжигающих мнений Фила. Но разжигание дискуссии не самоцель, это просто побочный эффект того, как он пишет. Ни он, ни я с этим сделать ничего не можем.

Моя миссия — находить классные истории про людей в IT-индустрии и рассказывать их. У меня скопился какой-то повествовательный опыт, есть представление о том, как надо классно рассказывать истории: чуть более по-сценарному, использовать художественные ходы с сюжетными поворотами, развитием героя. Мне кажется, когда рассказываешь настоящую, реальную историю с подходом сценариста, это очень увлекательно. Это усиливает мысль, которая в историю заложена, эмоции и эффект.

Мне хочется давать больше историй, связанных с коммерческими тайнами и NDA. Как правило, представители бизнеса не разрешают писать о том, что происходит за этими железными занавесками. И обычные сотрудники боятся это рассказывать, потому что за это их накажут или лишат чего-нибудь.

Наша команда

Мы разрабатывали проект около года, поскольку все были заняты на работе и могли уделять ему только часть времени. Постепенно подготовились к релизу в конце 2021 года, но решили что-то ещё доделать. А в конце февраля бабахнуло — и мы не поняли, как теперь делать медиа. Мы думали, что, наверное, нужно сначала переехать, а потом запускаться.

Но неизвестно, сколько ещё мы будем организовывать свой переезд, насколько всё затянется. Пока мы остались в России и наблюдаем за ситуацией. Страшно, какими темпами у нас сейчас блокируют маленькие региональные медиа. Некоторые даже не успевают зарелизиться. Посмотрим, сколько продержимся мы.

Через несколько недель после запуска, в середине августа Филу позвонил следователь и сказал, что на него поступило заявление. На опросе ему показали скрины комментариев с сайта и твитов, в которых не было ничего незаконного. Следователь сказал, что состава нет и дело скорее всего закроют. Но Фил принял решение пока уехать на несколько недель в отпуск к своему другу в Тбилиси.

Вся эта обстановка путала карты, сбивала с толку. Но иногда находило наваждение, что, наоборот, сейчас наше медиа — это очень важно. Казалось, что наше большое международное сообщество начало ссориться, распадаться, разъезжаться. Мы подумали, что всё хорошее, что у нас в IT-индустрии построилось за долгие годы, не должно развалиться. Но сил на запуск не находилось. К лету наши ожидания доросли до критической массы — мы поставили себе в план запуститься 1 августа, и вот мы здесь.

Амбиции Фила требовали оставаться программистом и делать свой проект. У него есть лучший друг, с которым они дружат ещё со школы, вместе учились кодить, начинали карьеру. Они возглавили разработку сайта, набрали коллег в команду. Ещё одного своего друга позвали в проджект-менеджеры.

Дизайнером стал приятель, который работает сеньором в большой дизайнерской конторе. Он помогал между делом — могли месяцами ждать результата. Все занимались проектами в свободное время: приходили с работы, созванивались, что-то решали.

Когда потребовались инвестиции в инфраструктуру, нам случайно подвернулся кейс: одна компания попросила кого-то из друзей-программистов провести стажировки — взять десять джунов и научить их на каком-нибудь полевом проекте. Мы согласились, но это оказалось дурацкой идеей, у джунов, конечно, ничего не получилось. В итоге, вместо того чтобы пилить медиа, мы занимались тем, что учили их. Это дало немного денег на развитие, но совсем обнаглеть и получить ещё и рабочие руки не получилось. Стажёры мало помогли, и писать код в итоге приходилось самим.

Наши проблемы

Для разработки дизайна потребовалась куча итераций. Там точно должны были быть две темы: светлая и тёмная. Светлую сделать не успели и оставили только тёмную. Но после запуска на светлой настояли читатели — пришлось делать.

Наш дизайнер уже лет десять работает на больших промышленных проектах, где страшные ругающиеся заказчики, куча требований, правок. Нам хотелось дать ему отдушину. Это как красивая картинка на Behance, где дизайнеры хвастаются своими проектами. Это истории, как бы они сделали хорошо, если бы не было дурацких заказчиков с их правками и дурацких пользователей, которые хотят удобства. Мы попросили его сделать максимально современно, красиво, как ему нравится. И он сделал. Фич было придумано гораздо больше, чем попало в релиз, это всё мы будем доделывать.

В процессе разработки ребят постоянно бомбило. Они были как лебедь, рак и щука. Вот они делают фронт, и кому-то начинает казаться, что делают плохо. Он никому об этом не сообщает и месяц всё переделывает втихаря. А потом приходит и говорит, что всё переписал. Ребята заходят в код и охреневают: что ты натворил?

Причина в том, что это не промышленная разработка. Это друзья собрались сделать проект как видят его сами — без дурацких менеджеров, дурацких заказчиков. Оказалось, это приводит к полному хаосу, но процесс идёт.

Причиной трудностей стал и GitHub. Мы отказались от своего редактора и решили, что всё будет делаться там. Но к нему отрубили полный доступ, мы не можем его оплатить, и вся функциональность урезалась. Приходится делать на половинчатом GitHub, а переехать на что-то другое уже сложно — придётся вообще всю концепцию придумывать заново.

Когда мы задумывали «Разрабов», очень хотелось, чтобы это медиа было очень технологичным. Чтобы на него смотрели и говорили: «Как круто здесь написан код». К этому будем вести постепенно. Нашим разработчикам нравится делать новые фишечки, придумывать новые функции на сайте. Они хотят, чтобы этот сайт можно было настроить буквально как IDE. Это же классная технологическая задача.

Нас много человек в команде, и у каждого свои цели. Моя цель — рассказывать классные истории. Цель разработчиков — делать эту платформу как им хочется, чтобы код был классный. Нет второстепенного и первостепенного, каждый делает своё дело.

Мой главный страх — выгореть. Я очень выгораю на статьях и редакторской работе. Два года на «Хабре» очень плохо кончились для моего ментального здоровья, я не мог выдавить из себя ни слова: ни написать статью, ни нормально пообщаться с теми, у кого уже брал интервью, не мог доводить до конца взятые материалы. Это был полный кошмар. Мне хотелось лечь, выключить все каналы связи и ничего не делать, никогда не возвращаться к написанию статей. Я очень боюсь снова прийти к такому состоянию.

Ещё у нас были случаи, когда компании приходили и говорили, что нас засудят. Это неприятно. Не знаю, получат ли эти истории какое-то развитие. Наше дело — рассказывать важные истории.

Наши планы

Хотелось бы набрать к нам больше клёвых журналистов, затащить туда всех людей, чьё мастерство мне нравится. Хочу раздать им классные темы — или чтобы они сами предлагали, о чём хотят написать. Чтобы мы вместе искали информацию и рассказывали интересные истории.

В планах — повышать качество текстов, которые пишут разработчики. Сейчас люди закидывают тексты на GitHub, а мы их смотрим. Если в них есть интересная мысль, которую можно докрутить, мы будем пытаться это сделать. Если текст сразу готовый, мы его мёржим. Если не понравится, не будем публиковать. Модерация на старте будет только в соответствии с нашим вкусом. Нет правил, что можно говорить, что нельзя. Есть только наша субъективная оценка: нравится нам текст или нет.

Для меня единственный критерий — качество материала. Я не могу пока представить тему, которая бы мне не понравилась. Только если человек придёт оправдывать то, что сейчас происходит, продвигает чуждую мне идеологию. Скорее всего, его статьям не будет места на нашем сайте.

План продвижения основывается на тех площадках, которые у нас уже есть, — это наши соцсети, Telegram-каналы, Twitter и прочее. На самом деле они дают аудиторию покрупнее, чем у некоторых медиа, которые давно работают. У нас несколько крупных Telegram-каналов, довольно большая аудитория на YouTube. У Фила — огромное сообщество подписчиков в Twitter. Ресурсов, которые у нас уже есть, для старта, как оказалось, достаточно.

Мне нравится вирусный маркетинг. Хочется, чтобы мы заявили о себе статьями, которые все будут обсуждать. Например, был отличный эффект, когда мы позвали Бережного из «Яндекса» и «Яндекс» впервые в своей истории пришёл публично оправдываться за свои косяки. Такого ещё никогда не было, и это обсуждалось. Хочется больше таких историй, чтобы они разносились в сообществе.

В чём польза «Разрабов»

Я годами пытаюсь сформулировать, в чём польза подобных проектов. У меня никогда не получается сделать это идеально. Так хочется наконец записать ответ и всем его показывать. Он кроется в осмыслении себя или того, что вы делаете.

Меня очень пугает, когда люди, начав увлекаться технологиями, как будто сами превращаются в технологии, становятся дополнением к IDE. Как робот, дело которого — писать код. А для чего, как и зачем — неважно, лишь бы удовлетворять свои биологические потребности ради того, чтобы продолжать оставаться таким кодоспособным механизмом.

Мир становится цифровым, IT заполоняет и автоматизирует всё. Каждый бизнес — от маленького до гигантского — переходит на новые технологические решения. Ещё каких-то двадцать лет назад телефоны были кнопочными, а сейчас мы ежесекундно вплетены в цифровой поток, в ленты, в обмен информацией. Это нас, мне кажется, будет менять физиологически.

Айтишники управляют этими технологиями. Но как будто бы не хотят брать на себя ответственность: «Нет, мы ничего не решаем, мы такая же технология. Между библиотекой и человеком нет никакой разницы, человек просто такой же инструмент, орудие. Я не хочу думать, зачем я это делаю, для чего, во что это превратится, к чему это приведёт, каким будет мир через пятьдесят лет, когда технологии станут ещё более развитыми».

Мне кажется, когда люди будут задумываться не только о том, как делать архитектуру, но и о смысле жизни, политике, философии и прочем, придёт и осмысление, зачем они пишут код. Они задумаются, как взять прогресс под контроль, чтобы он нас всех не уничтожил.

Курс

Коммерческий редактор

Вы научитесь создавать тексты для бизнеса – лендинги, презентации, рассылки и продающие статьи. Соберёте портфолио и сможете работать в агентстве или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Коммерческий редактор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована