5 мифов о высшем образовании в IT
Разберёмся, так ли оно бесполезно, как принято считать.
Три года назад я училась в небольшом техническом вузе на IT-специалиста. Тогда я видела много и хорошего, и плохого, и сейчас решила заглянуть в нынешнее
IT-образование в ведущих вузах и посмотреть, что тут творится. Я пристально рассмотрела IT-вышку в России, поговорила с выпускниками вузов и курсов, узнала, чего хотят работодатели, и разобрала пять самых популярных мифов: посмотрела, где в них здравое зерно, а где закрались ошибки.
Миф 1.
Высшее образование не даёт практических навыков
Где тут правда. Некоторые вузы, особенно небольшие и провинциальные, действительно ориентированы на теорию. Вся практика там — далёкие от реальности учебные проекты на кафедре или работа «мастером на все руки» в какой-нибудь дружественной вузу компании.
Но даже в крупных вузах, где с практикой получше, можно пофилонить — участвовать в общественной жизни университета, выступить в КВН или получить подтверждение практики по знакомству, формально устроившись в фирму друга или родственника. Так прошла всю практику половина моего потока — ни у кого не было ни одного реального проекта.
Где ошибка. Если во время учёбы тщательно избегать любой активности, можно пройти мимо любой практики и выйти из вуза вообще без навыков по специальности. Но если, наоборот, искать возможности попрактиковаться, то окажется, что их очень много:
- В хороших крупных вузах есть отделы практики и трудоустройства — и они работают не формально, а реально. В такой отдел можно прийти и получить назначение на практику в реальную компанию. Часто крупные фирмы даже борются за практикантов — привлечь к себе хорошего, толкового студента может быть очень полезно.
Например, вот список организаций, с которыми сотрудничает НГУ: студентов могут направить на практику в геймдев-студию «Алавар», в «ЕвразТехнику» или в реальный НИИ. У других крупных вузов такие списки тоже есть.
- Некоторые компании — например, «Мегафон», ВТБ или МТС — устраивают практику и стажировки специально только для студентов или недавних выпускников. Туда нельзя попасть, если не учишься в вузе. Кстати, стажёров после практики часто нанимают на реальные должности.
- Курсовую или дипломную работу можно сделать практичнее: не писать что-нибудь абстрактное о методах и алгоритмах, а разработать реально применимый инструмент. В ВШЭ такие проекты даже публикуют на сайте — можно посмотреть и оценить практичность. У нас самые активные студенты тоже делали реальные проекты — мой приятель разрабатывал новый сайт для нашей кафедры. Правда, менять в итоге ничего не стали.
- У крупных вузов есть программы обмена студентами с зарубежными странами. Можно на семестр или год уехать за рубеж — пообщаться там с иностранными коллегами, набраться опыта, заинтересовать иностранных работодателей.
- В современных вузах в процессе обучения студентам дают реальные проекты, максимально приближенные к рабочим.
Вы выйдете из вуза уже с реальным опытом работы в вашей сфере. А без высшего образования придётся сначала учиться, а потом уже искать практику или стажировку — причём самому, без посторонней помощи.
Миф 2.
В вузах учат по устаревшим программам и технологиям, которыми никто не пользуется
Где тут правда. К сожалению, так иногда бывает, особенно в небольших вузах. Или там, где вуз в основном гуманитарный, а под IT выделяется один факультет или кафедра. Там вас вполне могут два года учить кодить на Паскале или рассказывать об азах схемотехники по учебникам времён СССР. Основы — это хорошо, но часто им уделяют много времени — и за ними не следует ничего.
Иногда промашки случаются даже в крупных вузах. У меня такое было с предметом «Мобильные сети» — преподаватель рассказывал нам о собственной уникальной технологии, которую он разработал ещё в девяностые. Правда, не патентовал, никак не продвигал, и технологию эту сейчас никто не использует.
Где ошибка. В современных вузах ситуация налаживается. Программы стараются пересматривать чаще, с учётом современных тенденций, — например, преподавать уже даже не С/С++, а Python или JavaScript.
Кроме того, в отличие от обычных курсов, вуз продолжает учить вас основам — базовым вещам, с которыми вам проще будет развиваться и не отставать от современных тенденций.
А ещё в университетах сейчас преподаёт всё больше молодых специалистов. Многие остаются при вузе, чтобы получить кандидатскую степень, — она хорошо котируется за границей. И пока пишут кандидатскую, подрабатывают на кафедре и преподают студентам то, что сами используют на практике.
Миф 3.
Высшее образование отнимает слишком много времени — можно выучиться быстрее
Где тут правда. Этот миф, пожалуй, самый справедливый. Учёба в вузе действительно длится минимум 4 года, тогда как курсы редко бывают дольше 1–2 лет. Но не всё так просто.
Где ошибка. В течение четырёх лет вам рассказывают не только об узкой специальности — вы получаете знания во множестве смежных областей. То есть вы выходите из вуза не просто фронтенд-разработчиком, знакомым с парой языков, — вы будете разбираться в математическом анализе, анализе информации, базах данных и алгоритмах. Кроме того, вы «научитесь учиться» — работать с информацией, систематизировать данные, запоминать новое. Это важный софт-скилл для будущей работы и обучения.
Вы становитесь не просто рядовым исполнителем, а многосторонне развитым специалистом, которому проще и быстрее вырасти с Junior до Middle или даже занять руководящую должность.
Миф 4.
Работодателям вообще не нужно высшее образование
Где тут правда. Действительно, во многих вакансиях есть требования только к навыкам и опыту — а вышка вроде бы не нужна. Или бывает, что требование есть, но оно не строгое — можно продемонстрировать знания и как-то договориться. Например, мой приятель бросил вуз на втором курсе, но продолжил самообучаться — и потом прошёл собеседование туда, где требовали вышку.
То есть отсутствие высшего образования вряд ли станет страшным препятствием для трудоустройства.
Где ошибка. Встречаются компании, которые нанимают только выпускников вузов. Обычно их меньше и они достаточно консервативные, но без вышки вы туда точно не попадёте.
Причём высшее образование не такой уж редкое требование. Прямо сейчас на HeadHunter 103 тысячи вакансии в категории «IT и телеком», и у 26,4 тысячи в требованиях указана вышка.
У высшего образования есть ещё один плюс — оно помогает уехать работать за границу практически без опыта. Дело в том, что во многих странах рабочую визу оформляют либо людям с вышкой, либо тем, у кого есть опыт работы от 3 лет. То есть без высшего образования можно будет стать джуном в зарубежной компании даже с минимальным опытом, если сумеете заинтересовать работодателя.
Например, мой друг проработал в России тестировщиком игр меньше трёх лет и в конце 2020 года переехал на работу в Европу. По условиям въезда в их страну с таким опытом его бы не взяли — но помог диплом о высшем образовании.
И есть про вышку ещё кое-что интересное. В 2019 году «Мой Круг» и «Хабр» проводили масштабное исследование — опрашивали специалистов об их образовании. Оказалось, что среди тех, кто сейчас работает в IT, у 85% есть профильное высшее образование, и 52% считают, что оно помогло им при трудоустройстве. А если в найме сотрудников участвуют другие айтишники, они в 51% случаев интересуются высшим образованием у кандидата.
Миф 5.
По большинству IT-профессий актуальной вышки просто нет
Где тут правда. Обычно направления высшего образования называются как-то вроде «Прикладная информатика», «Информационная безопасность» или «Цифровые технологии». Направления типа «Программист С++» или «Фронтенд-разработчик», как на онлайн-курсах, встречаются редко.
Где ошибка. Мы уже сказали, что в вузах дают в первую очередь системные знания. И уже они помогут освоиться в конкретных профессиях. Например, при собеседовании на программиста на iOS никто не потребует у вас вышку конкретно по этому направлению. Будет достаточно просто высшего образования в сфере IT, часто даже не очень важно, какого именно.
Например, мои сокурсники выпустились с направления «Автоматизированные системы управления». Но многие пошли работать программистами или веб-дизайнерами и не имеют никаких дел с системами управления, про которые рассказывали в вузе.
Кроме того, сейчас стали появляться вышки и для конкретных современных профессий. Например, вуз РАНХиГС совместно со Skillbox запустил программу по Data Science & Machine Learning. Официально она называется «Анализ данных», и после обучения вы выпуститесь готовым data scientist, специалистом по работе с большими данными. Это полноценный бакалавриат на 4 года, с дипломом, практикой и экзаменами. Только полностью дистанционный — можно учиться из любой точки мира.
Что в итоге: вышка нужна или нет
Врачом или учителем без высшего образования не стать. Айтишником стать можно: если вы сможете освоить профессию сами или с помощью онлайн-курсов, будете много учиться и практиковаться, то на работу вас возьмут.
Но с хорошим образованием стать специалистом проще: вам помогут со стажировкой, дадут системные знания и откроют дорогу к любым вакансиями. А ещё в процессе обучения вы познакомитесь с кучей людей: преподавателями, сокурсниками, руководителями практики. И, возможно, в будущем запустите с ними стартап или будете помогать друг другу с работой.
Поэтому выбирайте вышку, если:
- Позволяют деньги и время. Например, вы только выпустились из школы и ещё не обременены кучей финансовых обязательств.
- Вы мечтаете работать за рубежом и рассчитываете устроиться в заграничную компанию сразу после окончания учёбы.
- Вы рассчитываете на быстрый карьерный рост, мечтаете о должности управленца.
- Вам сложно учиться самостоятельно, что-то искать и выбирать. Вы не уверены, что справитесь с поиском работы и стажировки на старте карьеры.
- Вы пока точно не знаете, какую профессию мечтаете освоить, и хотите получить системные знания.
- Для вас очень важна тусовка, вы надеетесь обрасти полезными связями и любите общаться с единомышленниками.