Юра Борисов: в каких фильмах его можно увидеть
Пять главных образов актёра.


Кадр: фильм «Капитан Волконогов бежал» / Homeless Bob Production / Look-film
Фильмография Юры Борисова — штука интересная. Сейчас все знают его как первого российского актёра, номинированного на «Оскар» за роль в фильме «Анора». Но до 2019 года у него было не так много ролей в полнометражном кино. Зато после они посыпались как из рога изобилия. При этом герои, которых играл Юра Борисов, очень разные, и всё-таки они укладываются в пять основных образов.
Бандит
Обаятельный антигерой по ту сторону закона. Иногда пугает, иногда очаровывает.
«Бык» (2019)
Лидер подмосковной банды Антон Быков по кличке Бык попадает в милицию после разборки. Крупный авторитет вытаскивает парня из тюрьмы — но за это просит его об очень опасной услуге.

Режиссёр, а ранее танцор Большого театра Борис Акопов 1990-е помнил только по своему детству — как он признавался, очень благополучному. Идея снять фильм о том времени пришла ему в голову после рассказов отца-милиционера. Как ни странно, картина вышла очень искренней и трогательной — в немалой степени из-за Юры Борисова, который сыграл главную роль, поразив своей игрой критиков и зрителей. Быку хотелось сочувствовать, хотелось ему помочь — или как минимум его покормить.
На главном в то время российском кинофестивале «Кинотавр» Борисов под грохот аплодисментов получил заслуженную награду за лучшую мужскую роль, а вместе с ней известность в индустрии и востребованность. Спустя два года на «Кинотавре» было уже пять картин, где сыграл Юра Борисов.
«Серебряные коньки» (2020)
В канун нового 1900 года в Петербурге встречаются разносчик Матвей и юная графиня Алиса. Между молодыми людьми вспыхивает любовь, которой предстоит преодолеть классовые различия.

Красивая, но пустоватая новогодняя картина режиссёра Михаила Локшина вышла в год пандемии и именно поэтому не окупилась в прокате. Тем не менее «Серебряные коньки» стали популярны на стримингах, были проданы Netflix и уже четыре года стабильно входят в программу праздничных телепоказов.
Секрет прост: красивый открыточный Петербург, сказочный сюжет, со вкусом сделанные костюмы и декорации, обаятельные главные герои и очень яркая, запоминающаяся роль Юры Борисова. Его игривый экспроприатор-конькобежец Алекс так обаятельно улыбался и сиял глазами, что непонятно было, почему ему приходится грабить богатых. Могли бы отдать все ценности сами!
«Сто лет тому вперёд» (2024)
Алиса Селезнёва живёт в Москве 2124 года и очень скучает по погибшей маме. Коля Герасимов учится в московской школе в 2024 году и случайно находит невероятное вещество космион, которое помогает перемещаться во времени. Так Коля попадает в будущее и встречает Алису, вместе с которой они противостоят галактическим пиратам.

Невероятный для российского кинематографа проект сперва был воспринят со скепсисом: у российских кинематографистов фантастика не получается. К тому же идея осовременить классическую книгу Кира Булычёва, по которой в советское время был снят отличный телефильм, вызывала сопротивление у потенциальных зрителей. Возможно, поэтому «Сто лет тому вперёд» собрал всего полтора миллиарда рублей за три месяца проката. Даже обидно — кино-то у режиссёра Александра Андрющенко получилось хорошее.
Юра Борисов сыграл в картине пирата Глока — лишённого любых человеческих чувств монстра с синей кожей и сверхъестественными способностями. Ледяная холодность для Борисова оказалась так же органична, как солнечная улыбка. А главную роль Коли Герасимова в фильме исполнил Марк Эйдельштейн, вместе с которым Юра Борисов меньше чем через год оказался на красной оскаровской дорожке.
Солдат
Не обидит ребёнка, соберёт автомат с закрытыми глазами, сохранит в себе человечность, как уж сможет. А главное — сбережёт родную землю даже от инопланетян.
«Вторжение» (2019)
Над Землёй в районе Москва-Сити повисает инопланетный корабль. Пришельцы требуют, чтобы к ним были срочно доставлены сбежавший от них соплеменник Хэкон и девушка Юля, у которой хранится артефакт, управляющий водой.

Фёдор Бондарчук — настоящий подвижник отечественной фантастики: он единственный пытался снимать её даже в те времена, когда в кинотеатре выходил максимум один отечественный блокбастер в год. Более или менее успешным, хоть и не особо связным, получилось «Притяжение» в 2016 году — о девушке, которая полюбила инопланетянина, но была вынуждена с ним расстаться. Сиквел под названием «Вторжение», снятый спустя пять лет, получил более значительный бюджет и более крепкий сценарий.
Юра Борисов играет в этой картине военного по имени Иван со стальной нервной системой, неподвижным лицом и голосом робота. Правда, вся эта броня мгновенно даёт течь, как только под угрозой оказывается семья. Казалось бы, эта роль Юры Борисова не предполагает особой актёрской игры — но смотреть, как его герой, по сути, сходит с ума, довольно жутко. В том и очарование таланта актёра: вроде ничего не сделал, только вошёл, — а какой эффект.
«Калашников» (2020)
Самоучка с семью классами образования Михаил Калашников получает опасное ранение в бою под Брянском в самом начале войны. Потеряв всех товарищей, он возвращается в тыл с желанием сделать наилучшее оружие, которое поможет стране победить фашистов.

Военный историк Алексей Исаев нашёл фильм недостаточно патриотичным, а его героя назвал «истериком». Между тем фильм Константина Буслова — история об одержимости совсем ещё молодого и гениального человека, который слишком много в своей короткой жизни повидал.
Режиссёр изучил тонны дневников и воспоминаний, которые были связаны с Калашниковым. Так что Юра Борисов играл здесь не икону, а живого, временами очень неприятного, неуклюжего, необразованного и закомплексованного юношу, которому дано было таланта и упрямства на три «Военмеха».
«Красный призрак» (2021)
Зима 1941 года, горстка советских солдат выходит из окружения под Вязьмой и пытается найти убежище в ближайшей деревне. Но в эту же деревню прибывает отряд немцев. У них есть задача — найти и убить неизвестного снайпера-красноармейца по прозвищу Красный Призрак.

Абсолютно безбашенный фильм Андрея Богатырёва сводит в жанровом единстве советского безымянного солдата и стрелка из фильмов Серджио Леоне. В результате получается военный вестерн, где вместо прерии — заснеженные русские просторы, а вместо одинокого ковбоя — солдат без отряда. В картине немало забавных моментов, которые, однако, не мешают воспринимать картину как горькую притчу о потерях, смерти и ужасе.
Юра Борисов в «Красном Призраке» сыграл замёрзшего молоденького Простачка, в котором ноль героизма и максимум страха перед всем, что происходит. Тем не менее и он берётся за оружие, чтобы защитить слабых: Красный Призрак всё-таки успевает не везде. Простачок — одна из самых трогательных ролей Юры Борисова в одном из самых необычных российских фильмов.
«Мама, я дома» (2021)
Водитель автобуса Тоня получает пять миллионов за сына Женьку, который отправился наёмником в Сирию. В комплекте с деньгами идёт требование подписать документ о неразглашении: никто не должен знать, где парень погиб. Мать решительно отказывается от денег, требует показать ей могилу, поднимает шум на всю округу. И тогда к ней присылают неизвестного молодого человека, который со спокойной улыбкой говорит: «Привет, мам. Я дома».

Фильм Владимира Битокова в своё время наделал много шуму: о работе в частных военных компаниях и тем более проблемах, с этим связанных, тогда особенно не любили говорить вслух. Но главным в картине всё-таки были и остаются человеческие отношения между ещё молодой женщиной (блестящая роль Ксении Раппопорт) и безымянным парнем с повадками убийцы.
Эта роль открыла новую грань таланта Юры Борисова: его герой был одновременно по-звериному страшен и по-животному сексуален. В результате половина «Мама, я дома» смотрится как хороший триллер, а половина — как российский аналог мелодрамы «Соммерсби».
Брат
Преемник того самого, балабановского, только с поправкой на время. Худи вместо толстого свитера, импульсивность вместо спокойствия, Цой вместо Бутусова. И только стремление к правде всё то же.
«Кончится лето» (2024)
Отсидев срок, Кеша возвращается в родной посёлок к отцу и семнадцатилетнему брату Тиме, устраивается на работу в артель по добыче золота и планирует начать новую жизнь. Но привычка к насилию берёт своё: когда Кешу «кидают» с зарплатой, он вместе с Тимой устраивает ограбление и пускается в бега.

В 2021 году якутский режиссёр Владимир Мункуев снял «Нууччу» — фильм о конфликте между бедным якутом и русским каторжником, которого подселили к нему на постой. В прокат картина, где не было ни одного нормального человека, кроме несчастной, но сильной якутской женщины, не вышла. А вот «Кончится лето», написанное Мункуевым по тому же, по сути, лекалу и снятое вместе с ещё одним режиссёром якутской школы Максимом Арбугаевым, не только получило все положенные премии, но и оказалось на широком экране.
Критики, не заметив сходства из-за отсутствия межнационального конфликта, сравнили фильм с древнегреческой трагедией — и были неправы. Как и герой «Нууччи», Тима и Кеша могли выбрать другой путь, поскольку над ними тяготеет не Рок, а смесь безответственности, тотальной глупости, привычки к насилию и подчинению.
При этом львиная доля вины за катастрофу, которой оборачивается ограбление артели, лежит на Кеше, которого сыграл Юра Борисов. Не Брат он Тиме, а сила, что вечно не хочет думать о последствиях. Борисов здесь — это чистый хаос в человеческой оболочке, сыгранный так убедительно, что, когда он появляется на экране, хочется отодвинуться в сторону: не дай бог зацепит.
Хороший парень
Добрый, бестолковый, неловкий, молчаливый и сам иногда не знающий, что хороший. Сперва такому не доверишься, а потом его не отпустишь.
«Купе номер 6» (2021)
Финская студентка Лаура, распрощавшись с неудавшейся личной жизнью в Петербурге, едет к месту своей мечты — в Мурманскую область, смотреть на Канозерские петроглифы. По дороге к ней в купе подсаживается гопник Лёха.

Рассказывать дальше сюжет этого фильма не имеет никакого смысла. Нежное роуд-муви Юхо Куосманена состоит из раздражения, робких улыбок, дурацких совпадений и почти детского чистосердечия.
Дорога соединяет абсолютно разных героев «Купе номер 6» не любовью, не привязанностью, даже не симпатией — а каким-то гораздо более хрупким, невыразимым чувством. Своего Лёху Юра Борисов играет с непосредственностью животного и бестолковостью новорождённого щенка. Как это ему удаётся — загадка. Фильм не зря был номинирован на «Золотую ветвь» Каннского фестиваля. Он и открыл русского актёра Юру Борисова зарубежной публике.
«Кентавр» (2023)
Неизвестный маньяк убивает девушек из эскорта. Таксист Саша работает только по ночам. Эскортница Лиза вызывает такси, чтобы приехать к клиенту. Неизвестный человек в джипе выслеживает маньяка.

Из таких вводных состоит один из лучших жанровых фильмов России, снятый Кириллом Кемницем. Этот крепкий триллер до последнего заставляет зрителя сомневаться в том, кто же тут убийца, — хотя всё, казалось бы, очевидно. Но Юра Борисов в роли Саши так смотрит в пустоту, так быстро переходит от каменного лица к солнечной улыбке и вообще временами настолько пугает, что подозрения растут и множатся с каждой минутой. В общем, режиссёр идеально использует возможности своего актёра, который может сыграть и чудовище, и красавца с четырьмя колёсами вместо ног.
«Подельники» (2021)
Молодой биатлонист Петя вместе с женой Настей приезжает в глухое село в Пермском крае, чтобы работать физруком в местной школе. Человек цивилизации, он моментально входит в противостояние с местным шаманом, бывшим зэком Витькой Людоедом, которому за убийство отца мечтает отомстить один из школьников.

Первый и пока единственный игровой фильм документалиста Евгения Григорьева сочетает в себе магический и деревенский реализм как нечего делать. Портрет Сталина, медведь в жертвенной позе, закон тайги, посиделки всем миром на праздники, действующие проклятия и обряды — звенья одной цепи, непротиворечивое единство. А в центре круга, очерченного этой цепью, — мальчишка и двое взрослых, один из которых отнял у ребёнка отца, а второй пытается, как может, его заменить.
Юра Борисов играет здесь спокойного, воспитанного молодого мужчину, в котором тоже может взыграть волшебная кровь, всё-таки и он уроженец странной деревеньки. Дуэт Борисова с юным актёром Ярославом Могильниковым полностью органичен, а вот на фоне Людоеда-Деревянко Юра слегка блекнет. Правда, это обусловлено ролью: не с Петей Витьке предстоит силами мериться.
«Капитан Волконогов бежал» (2021)
Ленинград 1938 года, в органах, как называют здесь НКВД, начинаются чистки. Капитан Фёдор Волконогов, который по приказу партии бестрепетно арестовывал и пытал «врагов народа», сам оказывается под угрозой ареста, но успевает сбежать. Ночью у могилы уже расстрелянных сослуживцев ему является друг по кличке Малёк и говорит, что за свои преступления горит в аду. И Фёдор тоже попадёт в ад — если не найдёт хоть одну свою жертву, которая его простит.

Фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, номинированный на «Золотого льва» в Венеции, так и не вышел в российский прокат. Когда-нибудь это случится — и можно будет всё-таки увидеть на большом экране абсолютно деревянное лицо капитана Волконогова, за которым не угадывается ничего человеческого.
Два часа зритель верит актёру Юре Борисову в том, что его герой — это механизм, винтик, лишённый любого чувства, неспособный к раскаянию. И только под конец, в немой сцене прощения и прощания, скорлупа всё-таки трескается, и оттуда проглядывает что-то больное, голое, живое — и хорошее. То, чему не дано вырасти в аду, а Бога в мире этого фильма давно уже нет.
«Анора» (2024)
Стриптизёрша Анора поверила клятвам юного русского мажора Вани и вышла за него замуж. Когда вся Ванина семья восстаёт против этого брака, муж оказывается слишком инфантильным, чтобы защитить девушку. Присматривающий за Ваней по заданию своего босса Игорь не вмешивается в события, и, как выясняется потом, совершенно напрасно.

В «Аноре», которая в какой-то степени представляет собой «Красотку» наоборот, самыми разумными и способными к любви людьми оказываются не миллионеры, а те, кто продаёт им свои услуги. К сожалению, у работы есть последствия: у Игоря и Аноры ничего не остаётся для себя и друг для друга. Фильм Шона Бейкера принёс Юре Борисову, который сыграл молчаливого Игоря, номинацию на лучшую мужскую роль. Собственно, этим сказано всё.
Творец
Мороз и солнце, панк и классик. Проорёт «аллилуйя» в телефонную трубку, отрежет себе голову бензопилой, войдёт в школьную программу, как нож в сердце поклонников.
«Год рождения» (2023)
Смысл жизни Филиппа — это панк-группа из 1990-х «Яичный свет» и мечта устроить рок-фестиваль в родном Металлогорске. Так было, пока молодой человек не встретил Марину, любовь всей своей жизни. Девушка забеременела, пора жить взрослой жизнью. Но неужели ради этого придётся отказаться от веры в чудеса, которые творил солист «Яичного света» Сопля?

В нашем кино мало настоящих сказок для взрослых — фильм Михаила Местецкого как раз одна из них. Это картина, которая вольно или невольно участвует в дискуссии о том, чем же были 1990-е: временем ужаса или временем чудес? И тем, и другим, отвечает «Год рождения» — и показывает нам неистового Юру Борисова, который играет Соплю.
По собственной воле он может покрываться татуировками, восставать из мёртвых и вдохновлять на творчество детей нового поколения, которое уже не увидит. Ведь великий панк-чудотворец, внешне очень похожий на лидера группы «Химера» Эдуарда Рэдта Старкова, умер в 28 лет на реп-точке от злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Обязательно ли талант должен заканчивать свою жизнь таким образом? Да бог его знает. Нужно ли это повторять? Да лучше от большой любви повторить за Юрой Борисовым песню «Алло, Марина» на максимальной громкости.
«Пророк. История Александра Пушкина» (2024)
Александр Пушкин оканчивает Царскосельский лицей, приезжает в Петербург, наживает врагов, отправляется в ссылку, женится и погибает на дуэли. И всё это в ритме R&B.

У музыкального байопика режиссёра Феликса Умарова много недостатков и много достоинств. Исполнитель роли «нашего всего» Юра Борисов почти нивелирует первые и кратно усиливает вторые. Пушкина не зря сравнивали с солнцем: в его стихах много энергии и радости, даже самые мрачные его стихи — дистиллят жизни. У Борисова получилось поймать этот вайб и отразить его на экране.

Читайте также:
Кот
Мяу. Вот просто мя-а-а-а-ау! Ну, и ещё мур-мур-мур.
«Мастер и Маргарита» (2023)
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина….

Рано или поздно актёр Юра Борисов просто должен был сыграть котика. И он это сделал, озвучив кота Бегемота в экранизации самого известного романа Булгакова. Как говорится, хорошо, но мало: в мрачном фильме Михаила Локшина нет места для сцены преображения свиты Воланда.
«Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив своё молодое лицо под свет, льющийся от луны», — ах, как бы это было красиво!