Кто решает, кому дать «Оскар»
И влияет ли политика на голосование за лучший фильм.
Фото: ROBYN BECK / AFP / Getty Images
11 марта прошла церемония вручения наград «Оскар» — главное событие в мире кино. Золотая статуэтка даёт не просто признание коллег и зрителей, а ещё и возможность войти в историю кинематографа.
Победители во всех номинациях определяются голосованием. Но кто решает, кому вручить самую престижную награду в киноиндустрии? Влияют ли на результаты личные симпатии и политическая повестка? Кто и как выбирает лауреатов, рассказываем в статье.
Из нашего материала вы узнаете:
- кто входит в оскаровский комитет;
- как комитет выбирает победителя;
- правда ли, что «Оскар» политизирован;
- что на самом деле влияет на победу.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Кто входит в оскаровский комитет
По состоянию на 2023 год в состав комитета входит около 10 500 профессионалов индустрии. Они распределены по 18 гильдиям — в голосовании участвуют актёры, режиссёры, сценаристы, гримёры, композиторы и другие специалисты, которые работают в кинопроизводстве.
Чтобы попасть в одну из гильдий, нужно получить рекомендации от как минимум двух её участников. Победители номинаций принимаются в комитет по умолчанию.
Правда ли, что в состав комитета входят только американцы
Академия — международная организация, поэтому в оскаровском комитете представлено 75 стран. Неамериканцы составляют 20% от всего списка участников.
Как комитет назначает победителей премии
В основе премии лежит сложная процедура голосования. Её порядок меняли несколько раз, чтобы обеспечить самые точные результаты. Сегодня процесс состоит из нескольких этапов.
Этап
Сбор претендентов
Оскаровский сезон начинается, как правило, в ноябре. К заранее определённому дедлайну актёры, режиссёры и другие специалисты киноиндустрии подают заявки на номинацию. Их работы должны соответствовать требованиям конкретной категории.
Например, актриса не сможет претендовать на «Оскар», если в фильме её озвучивал кто-то другой. Наложение озвучки допускается лишь в одном случае: когда персонаж актрисы исполняет песню. Но если пение составляет значительную часть актёрской работы, актриса не пройдёт по требованиям.
Помимо актёрской игры и фильмов, Академия награждает за спецэффекты, саундтрек, костюмы и другие элементы кино. Чтобы подать заявку на номинацию, специалист должен работать над фильмом, который соответствует ряду критериев:
Критерий | Условия |
---|---|
Длительность | Фильм идёт 40 минут и больше; требование не относится к короткометражному кино |
Формат | Фильм снят на киноплёнку 35 мм или 70 мм либо в цифровом формате с частотой кадров 24 или 48 в секунду |
Дебют | Первый показ фильма прошёл в кинотеатре, а не, например, в стриминговом сервисе |
Прокат | Фильм шёл в прокате не меньше недели по три сеанса в день |
Город | Фильм показали в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго, Майами или Атланте |
Этап
Предварительное голосование
Комитет закрывает приём заявок и в течение месяца формирует списки всех фильмов, которые прошли по критериям. Голосующие должны ознакомиться со списками и выбрать кандидатов в рамках своих гильдий.
Это значит, что актёры голосуют за актёрские номинации, режиссёры — за лучшие режиссёрские работы и так далее. Номинация «Лучший фильм» — единственная, за которую голосует весь комитет.
По результатам предварительного голосования комитет объявляет шорт-листы — 10–15 претендентов на номинацию в каждой категории.
Этап
Голосование за номинантов
Второе голосование открывается в январе. Участники выбирают из шорт-листов работы, достойные номинации на «Оскар».
У членов комитета есть доступ к специальной онлайн-платформе — там ежегодно размещают все фильмы для ознакомления. Но просмотр всех кандидатов не обязателен. На минувшей премии требование к минимальному числу просмотренных работ было введено только для категорий «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший анимационный полнометражный фильм».
После голосования объявляют номинантов премии «Оскар» — по пять фильмов в каждой категории, кроме «Лучшего фильма», где предстоит выбирать победителя из десяти работ.
Этап
Финальное голосование
В конце февраля проходит третье голосование: участники комитета выбирают победителей в номинациях.
В большинстве категорий нужно просто поставить галочку напротив лучшей работы. Но в номинации «Лучший фильм» участники должны распределить всех претендентов по приоритетности: кого они хотели бы видеть победителем в первую очередь, во вторую и так далее. Такая система позволяет избежать ситуации, когда фильм побеждает всего с 10–20% голосов.
Этап
Подсчёт голосов
Подсчёт завершается очень быстро: все этапы голосования проходят в онлайне, поэтому результаты выводятся автоматически. В гильдейских номинациях побеждают работы, за которые проголосовало большинство представителей гильдии.
В номинации «Лучший фильм» система устроена сложнее. В первую очередь складываются голоса за фильмы, которым участники присудили первый приоритет. В номинации побеждает фильм, который собрал 50% голосов. Но это редко случается в первом же круге. Если победитель не определён, комитет переходит ко второму приоритету, затем к третьему и так далее.
Подсчёт голосов редко опускается ниже третьего приоритета. При этом во внимание принимают и результаты предыдущих кругов. Победить могут только фильмы, которые собрали не меньше 5% голосов в первом круге.
Академия объявляет результаты голосования на церемонии награждения, где победители получают золотые статуэтки.
Правда ли, что «Оскар» сильно политизирован
Премию «Оскар» иногда упрекают в том, что она продвигает «повестку» — расовую, этническую и гендерную инклюзивность. В 2014 году двое участников комитета признались, что не смотрели историческую драму «12 лет рабства», но всё равно проголосовали за неё «из чувства долга». «12 лет рабства» выиграл три статуэтки, в том числе «Лучший фильм».
В киноиндустрии даже появился термин «наживка на „Оскар“» (от англ. Oscar bait) — так называют фильмы, которые будто специально подогнаны под предпочтения Академии. В «наживке» могут присутствовать такие элементы:
- серьёзный, трагичный сюжет, который освещает важные социальные, политические или исторические темы;
- включение в линию повествования реальных исторических событий или личностей;
- мощная актёрская работа, которая может требовать кардинальных внешних изменений или глубокого погружения в роль.
Само появление термина «наживка на „Оскар“» отражает частую критику в адрес комитета Академии: кажется, качество картины не так важно, как попадание в ту самую «повестку». Например, в 2018 году главный редактор «Мира фантастики» Александр Гагинский высказался о фильме «Форма воды» режиссёра Гильермо дель Торо:
«…Где ж вы раньше были? Дель Торо так снимал всегда — „Форма воды“ не особо отличается от „Багрового пика“ и „Хроноса“. Неужели мексиканца наконец оценили просто потому, что он нажал на любимые критиками кнопки: сделал героями инвалида, гея и чернокожую женщину, а злодеем — расиста и любителя харассмента?»
Может ли оскаровский комитет продвигать социальные темы из политических соображений? Попробуем разобраться.
Как состав комитета влияет на выбор победителей
Во всех этапах голосования принимают участие члены Академии — самые обычные люди с их субъективными мнениями. Конечно, их личные взгляды влияют на то, какие фильмы они считают выдающимися. Однако в масштабах всего комитета это влияние становится несущественным, ведь в голосовании принимают участие более 10 тысяч человек.
Но возникает проблема. Что, если в комитете очень много похожих людей? Граждане одной расы, пола и возраста часто имеют схожие потребности и интересы — значит, будут голосовать похожим образом.
Например, в 2013 году статистика оскаровского комитета выглядела так:
- 93% — белокожие;
- 76% — мужчины;
- средний возраст — 63 года.
Большую часть комитета составляли белокожие мужчины старше 60 лет. Результаты голосования существенно искажались в угоду их интересам.
Чтобы таких искажений было меньше, Академия начала приглашать людей, которые отличаются от большинства: женщин, молодёжь, иностранцев, представителей расовых меньшинств. Это помогает сбалансировать индивидуальные предубеждения участников.
Как стандарты разнообразия повлияли на «Оскар»
В 2020 году Академия ввела стандарты по разнообразию. Они предписывают, сколько представителей меньшинств может участвовать в производстве кинокартины, чтобы она могла претендовать на «Лучший фильм».
Стандарты состоят из четырёх частей:
- Представители меньшинств в актёрском составе или тематике фильма.
- Представители меньшинств в съёмочной группе.
- Стажировки для представителей меньшинств в компании, снявшей фильм.
- Представители меньшинств на руководящих должностях в компании.
С 2022 года кандидаты должны соблюдать хотя бы один стандарт, чтобы претендовать на победу, а с 2024 года — как минимум два из четырёх.
Хотя это нововведение вызвало шквал недовольств, оно не задало новые правила, а скорее формализовало давно установившиеся практики. Соответствовать одному или двум стандартам очень легко: в любой киностудии работают или стажируются представители меньшинств. В любом фильме снимаются женщины. В итоге кандидаты проходят эти стандарты по умолчанию; куда сложнее было бы их НЕ пройти.
Поэтому многие раскритиковали «Оскар» и окрестили этот шаг исключительно репутационным. Кинопремия не движет прогресс, а скорее отражает естественные перемены в обществе — и меняется так же медленно, как само общество.
Что на самом деле помогает получить «Оскар»
Будет несправедливо сказать, что участники голосования — неподкупные, беспристрастные судьи, которые объективно выбирают лучшие работы. В комитете состоят обычные люди, которые подвержены влиянию не больше и не меньше, чем мы с вами.
Поэтому огромную роль играет маркетинг. Киностудии активно привлекают внимание Академии к своим фильмам — например, устраивают рекламные кампании, как для фильма «Барби», или приглашают членов комитета на закрытые показы. Личные знакомства, вкусные коктейли в баре, даже тематические мемы в ленте Twitter — всё это может повлиять на решение при голосовании.
Поэтому крупные продакшены с многомиллионным рекламным бюджетом имеют больше шансов на победу, чем независимое кино. Выходит, в гонке за «Оскаром» кинокорпорации находятся в наиболее выгодном положении. В перспективе это может создать условия, когда за «Оскар» будут сражаться не фильмы, а отделы маркетинга и их бюджеты.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс