Три поколения женской борьбы: почему популярна дорама «Когда жизнь даёт тебе мандарины»
На что готовы матери ради своих дочерей и при чём тут цитрусовые.


Кадр: сериал «Когда жизнь даёт тебе мандарины» / PAN Entertainment / Baram Pictures
В марте на платформе Netflix стартовала одна из самых ярких новинок сезона — дорама «Когда жизнь даёт тебе мандарины». Хотя сериал снят на корейском языке, он стал хитом среди международной аудитории. Его изюминка — в честном изображении Южной Кореи 1950-х и 1960-х: страна пытается оправиться от экономического кризиса, а женщины сражаются за право быть услышанными. Это история о трёх поколениях женщин, которые борются за мечты, даже если те сбудутся только у их дочерей.
В статье расскажем:
- кто добывал моллюсков на глубине без снаряжения;
- как связаны мандарины, лимоны и работа;
- почему каждая женщина заслуживает своего Кван Сика;
- как долго живут мечты.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.
О чём дорама «Когда жизнь даёт тебе мандарины»
1950-е. Южнокорейский остров Чеджу. Пока женщины принимали своё бесправное положение и даже мечтать не смели о карьере, девочка Э Сун много читала, писала стихи и мечтала стать поэтессой. Её поддерживала мама Гван Рё — женщина несгибаемой воли.
Она работала хэнё — ныряльщицей, которая без снаряжения погружалась на глубину, чтобы добыть морские деликатесы. Хотя профессия очень опасна, у Гван Рё не было выбора, ведь на другую работу женщин острова Чеджу не брали. Пока её муж-бездельник целыми днями прохлаждался в деревне, Гван Рё пыталась прокормить троих детей и помочь Э Сун осуществить мечту: дочка мечтала переехать на материк, поступить в университет и изучать корейскую литературу.



Э Сун пришлось быстро повзрослеть и идти на компромиссы с реальностью. Из-за частых погружений под воду её мать умерла совсем молодой, и девочка осталась без поддержки. Пока отчим и другие члены семьи были заняты собственной жизнью, рядом с Э Сун всегда был молчаливый, но преданно влюблённый в неё мальчик Кван Сик. Он единственный верил, что Э Сун добьётся успеха, потому помог сбежать с острова на материк, когда они стали старше.
Вместе они сели на корабль до Пусана и уплыли навстречу новой жизни. Но их планы рухнули: в отеле у ребят украли чемоданы, и они остались без денег. Мать Кван Сика отправилась беглецам на помощь и вернула их домой. На Чеджу побег сочли позором, потому Кван Сика выгнали из спортивной секции, а Э Сун исключили из школы.
Мечта Э Сун стать поэтессой рухнула. У неё остался единственный путь — выйти замуж за Кван Сика, родить детей и заниматься домашними делами. Но борьба за лучшую жизнь не закончилась: теперь Э Сун будет стараться уже не ради себя, но ради своей дочери Кым Мён. Точно так же её мать Гван Рё делала всё, чтобы Э Сун сама решала свою судьбу и никому не прислуживала.
Сюжет связывает три поколения женщин с острова Чеджу в 1950-х и 1960-х, когда экономика страны ещё не оправилась после войны Севера и Юга. В условиях запредельной нищеты и социального неравенства островитянки Гван Рё, Э Сун и Кым Мён ведут тяжёлую борьбу за равноправие и возможность быть услышанными.


В дораме находит отражение важный этап становления феминизма в Южной Корее. К 1960-м кореянки добились права работать до замужества и получать высшее образование, однако эти привилегии были доступны лишь женщинам из среднего класса — в те времена меньшинству.
Большинством же были крестьянки и нищие — они трудились на полях и в семейных мастерских, параллельно храня домашний очаг. Из-за демографического кризиса тогда в Южной Корее было принято заводить не менее трёх детей, так что после изнуряющей работы женщины отправлялись домой, где готовили, убирали и стирали для минимум пятерых человек, не имея водопровода и других удобств.
Успехи в борьбе за женские права касались только материковой части Южной Кореи. Из-за неразвитости инфраструктуры женщинам Чеджу оставалось работать только хэнё, а об образовании не шло и речи. При этом государство специально выстраивало идеологию островитян таким образом, чтобы переезд с Чеджу на материк считался позором: стране было выгодно, чтобы женщины поддерживали экономику острова и работали без устали. В одной из первых серий дорамы зрителям показывают пропагандистский плакат на пристани, который гласит: «Предотвратим женские побеги!»
Как создавали сериал
После успеха дорамы «Когда цветёт камелия» в 2019 году сценаристка Лим Санчхун написала новую историю, которая ждала экранизации. Режиссёр Ким Вонсок заинтересовался сюжетом и решил взяться за проект. Он вспоминает:
«Милые, многослойные персонажи, остроумные забавные диалоги, характерные для сценаристки Лим, и глубоко трогательная сюжетная линия — трудно точно определить только один аспект, который пленил меня, потому что меня привлекли все они. Я давний поклонник Лим Санчхун».
Решив не медлить, Ким Вонсок приступил к съёмкам дорамы с рабочим названием «Жизнь» в том же году. Художницей-постановщицей стала Рю Сонхи, работавшая над легендарным детективом «Олдбой» и популярной дорамой Netflix «Девушка в маске».
К профессионалам из съёмочной группы присоединился именитый каст: южнокорейская певица и актриса IU, известная по дораме «Отель „Дель Луна“» и Пак Богом из сериала «Страна чудес».

Фото: The Chosunilbo JNS / Imazins / Getty Images
Для IU участие в проекте стало проверкой актёрского мастерства: она играла сразу двух героинь — молодую Э Сун и её дочь Кым Мён. Вот как режиссёр Ким Вонсок объяснил такое решение:
«Кым Мён — героиня, которая внешне очень похожа на её мать Э Сун, но отличается по характеру. Кроме того, между их эпохами существует примерно 20-летний разрыв, поэтому разница в их опыте проявляется ещё сильнее. Я решил, что, если IU сыграет обе роли, это более драматично подчеркнёт сходства и различия между жизнью Э Сун и Кым Мён. Я сделал этот выбор, потому что IU — очень талантливая актриса».
Эта задумка вписывается в концепцию сериала: в нём переплетаются события, произошедшие с тремя поколениями женщин в разное время. Таким образом режиссёр показывает, как часто дети не знают, с какими трудностями их родители сталкивались в юном возрасте, а также о чём они мечтали в детстве.
Создатели внимательно проработали каждую деталь, чтобы сериал был понятен не только корейцам, но и представителям других культур. С диалекта Чеджу название дорамы переводится как «Спасибо за вашу тяжёлую работу» или «Ты так стараешься». Английская адаптация названия «When Life Gives You Tangerines» («Когда жизнь даёт тебе мандарины») обыгрывает англоязычную пословицу «Если жизнь подкидывает тебе лимоны, сделай из них лимонад».
Мандарины — дань уважения острову, ведь цитрусовые — символ Чеджу. На китайском языке название дорамы отсылает к поговорке «После горечи приходит сладость», где иероглиф «сладость» 甘 (gān) заменяют на аналогичный по произношению 柑 (gān), обозначающий «мандарин».

Читайте также:
Что о дораме говорят критики и зрители
Зарубежные критики остались в восторге от дорамы. Журналистка Шерин Николь, которая опубликовала рецензию на сайте RogerEbert, высоко оценила повествование в сериале:
«Одна из прелестей таких историй состоит в том, что они разворачиваются, как страницы книги; каждая серия — это глава, глубже раскрывающая смысл сцен, которые вам ранее показались простыми».
Многие рецензенты назвали историю любви Э Сун и Кван Сика «горько-сладкой». Не зря в Южной Корее есть поговорка: «Соджу на вкус как жизнь: иногда оно сладкое, иногда горькое». Создатели сериала берут эту философию за основу и умело переплетают моменты счастья и семейного единения с печальными сценами неудач и личных трагедий.
Сценаристы превращают бытовые ситуации в пронзительные и трогательные сцены, чем и цепляют зрителя. Младший редактор С. Пурваджа из журнала The Hindu верно отмечает, что в дораме нет злодеев — только многочисленные жизненные повороты, с которыми влюблённым приходится справляться.

Зрители также похвалили «Когда жизнь дарит тебе мандарины», сравнив ощущения от сериала с эмоциональными качелями: радость сменяется печалью так быстро, что перехватывает дыхание. Некоторые пользователи писали, что плакали во время каждого эпизода. Отдельно комментаторы отмечали убедительную игру главных актёров — IU и Пак Богома. Благодаря им история пары с острова Чеджу получилась ещё более эмоциональной и чувственной.
Стойкость и преданность Кван Сика настолько покорили зрительниц, что девушки в социальных сетях запустили тренд «Мой собственный Кван Сик», где рассказывают о своих парнях, мужьях, отцах и братьях, которые каждый день стараются ради них. Образ Кван Сика стал примером позитивной маскулинности и утешил тревоги многих кореянок: сейчас на фоне демографического кризиса отношения полов сильно обострились.
Коэффициент рождаемости Южной Кореи остаётся самым низким в мире, а политики обещают бороться с феминизмом, чтобы победить на выборах. Мужчин глубоко возмущает идея равенства полов: 76% корейцев в возрасте от 20 до 30 лет выступают против прав женщин. Поэтому в Корее появился тренд «4B», или «четыре нет»: женщины отказываются от брака, рождения детей, свиданий и секса с мужчинами, поскольку не ощущают, что с ними можно строить будущее в этой стране.
Получается, дорама «Когда жизнь даёт тебе мандарины» вышла в подходящий момент: с одной стороны, она попала в нерв корейского общества, а с другой — подарила зрительницам побег от утомительной и несправедливой реальности.

Читайте также:
Почему стоит посмотреть дораму
Обычно дорамы ассоциируются с клишированными историями о любви, где зрители наблюдают за неловкими взаимодействиями героев: краснеющие юноши и девушки боятся взять друг друга за руку и стесняются рассказать о чувствах. В сериале «Когда жизнь даёт тебе мандарины» тоже есть романтика, но авторы не ставят её во главу угла. Это дорама о женской борьбе длиной в три поколения, а также о том, как судьба одной семьи может тесно переплетаться с глобальными вещами — экономикой и историей страны.
Сначала сюжет разворачивается среди сурового морского острова Чеджу, где стихия властвует над людьми и задаёт темп их жизни. Затем переносится на бетонные, наполненные поп-музыкой улицы Сеула. И хотя создатели сериала часто перескакивают в повествовании с одной эпохи на другую, зрители одинаково сопереживают всем персонажам. Поклонники видят, что, несмотря на разницу поколений, люди радуются и горюют из-за одних и тех же проблем: семьи рождаются и рушатся, люди влюбляются и расстаются, мечты появляются и умирают.

Наблюдая за тем, как Гван Рё, Э Сун и Кым Мён сражаются с невзгодами, зрители начинают размышлять о собственной жизни. После просмотра дорамы несбывшиеся мечты больше не кажутся личной катастрофой, а вложенные усилия — пустой тратой сил. Ведь часто героини, считая, что проиграли битву, на самом деле выигрывали войну — с несправедливостью, дискриминацией, неравенством. И пусть их старания не помогали исполнить собственные мечты, женщины всё равно знали: все их тяготы были не зря, они были ради будущего их дочерей.

Читайте также: