Сольфеджио: что это такое, кому и зачем нужно его знать
Рассказываем о сложной дисциплине простыми словами.
Иллюстрация: Rawpixel / Jan Persson / Center for Danish Jazz History / Annie для Skillbox Media
Те, кто учил сольфеджио и овладел им, — счастливчики и виртуозы. Но для кого-то сольфеджио — самый скучный предмет в музыкалке или непреодолимая преграда, о которую разбились мечты о музыкальной карьере. Мы решили разобраться в том, как устроено сольфеджио, и запускаем серию текстов об этом любопытном и противоречивом предмете. В нашем первом материале:
- что же такое вообще сольфеджио;
- когда оно появилось;
- кому нужно его знать;
- и есть ли смысл изучать сольфеджио, если нет музыкального слуха.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Что такое сольфеджио
Сольфеджио — это дисциплина, которая помогает понять, как устроены музыкальные произведения и музыка в целом. Говоря «я знаю сольфеджио», вы утверждаете, что можете записать и прочитать музыку с помощью знаков. Прочитать музыку — значит уметь спеть или сыграть её на инструменте. Записать музыку с помощью знаков — значит уметь перевести музыкальные образы в графическую систему.
Изучая сольфеджио, люди учатся читать ноты, строить аккорды, арпеджио и прочие музыкальные конструкции и распознавать их на слух. С этим умением вы сможете мало-мальски прилично сыграть на любом музыкальном инструменте, также более точно и быстро воспроизводить понравившиеся мелодии. Изучение сольфеджио — самое начало пути в музыке.
Как и когда появилось сольфеджио
Сольфеджио — как любовь: это не существительное, а глагол.
«Сольфеджить», «мифасольлякать», «сольфить» — примерно так называли процесс обучения пению в Европе несколько веков назад. В каждом регионе мира, где люди пели и играли на музыкальных инструментах, были методики для обучения музыкальной грамоте со своими системами знаков. В Индии, Японии, на Ближнем Востоке и сейчас учат музыке по таким методикам.
Учёным известны два памятника древнего нотного письма: хурритский гимн 1400 года до нашей эры, посвящённый богине Никкаль, и эпитафия Сейкила второго века нашей эры. Обе мелодии записаны знаками, которые в то время использовались для записи слов: клинописью и буквами. Эти артефакты свидетельствуют о том, что уже во втором тысячелетии до нашей эры сольфеджио было, хоть и называлось иначе.
После музыкальная грамота развивалась ещё примерно три тысячи лет, пока не появились ноты, которые стали «универсальными» для всех. Произошло это уже в Новое время, когда итальянская система нотной записи, придуманная Гвидо Аретинским, распространилась по всей Европе, а затем и по всему миру.
Именно Гвидо еще в XI веке дал названия звукам, которые сейчас мы знаем как «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Гвидо преподавал ученикам пение, а чтобы процесс обучения шёл быстрее и легче, использовал ладонь как карту звуков, где каждый палец имел своё музыкальное значение. Из этих уроков впоследствии и появилось то, что сейчас мы называем сольфеджио.
Кому и зачем нужно сольфеджио
Современные технологии создают идеальные условия для музыкантов. Нажми на кнопку и получишь результат: твоя мелодия записана. Зачем тогда изучать сольфеджио и как оно может помочь, если под рукой есть удобное приложение?
Читайте также:
Дело в том, что не каждую мелодию можно записать на диктофон. Музыка может звучать внутри — это значит, что ваше воображение создаёт мелодии и вы фантазируете звуками. Композитор со специальным музыкальным образованием и человек, который внезапно начал сочинять музыку, не зная нот, находятся в похожих ситуациях — просто композитор знает, что делать. Нью-йоркский хирург-ортопед Тони Чикориа получил музыкальный дар при необъяснимых обстоятельствах: удар молнии не только не убил его, но и пробудил жажду творчества. Не имея никакого музыкального образования, Чикориа начал играть на фортепиано как одержимый.
Как вам может помочь сольфеджио, если вы окажетесь в схожей ситуации
Предположим, вы просыпаетесь посреди ночи от звучащей внутри мелодии и страстно желаете её спеть, сыграть или хотя бы запомнить до утра.
Варианты развития событий:
Вариант 1 (психологический): сольфеджио как тайная опора
Вы не понимаете, что происходит. Музыка звучит ясно, но как это могло случиться?.. В этом случае, вероятно, вдохновение впервые снизошло на вас и вам пока не до сольфеджио. Наслаждайтесь моментом, вслушивайтесь в мелодию так долго, как сможете, — пока она не растает в сознании. И непременно ждите второго пришествия. Вдохновение — птица свободная, но, если она однажды уже прилетела, вполне возможно, она ищет возможность поселиться в вашей душе. К этому моменту вы будете готовы — вы уже слышали, что есть такая дисциплина сольфеджио и она поможет принять и направлять внезапный дар.
Вариант 2 (вокальный): сольфеджио как способ натренировать слух и голос
Вы включаете диктофон и пытаетесь воспроизвести услышанное во сне, но обнаруживаете, что связки ещё спят и голос не может напеть мелодию, которая вас разбудила. В этой ситуации просто необходимо сольфеджио — проверенная техника, с помощью которой вы научитесь управлять своим голосом и слухом, то есть чисто петь.
Петь чисто — не значит петь в вокальных техниках вроде бэлтинга, от которых бегут мурашки. Это значит слушать себя и не фальшивить. Связь между голосом и слухом можно натренировать: когда человек занимается сольфеджио, его слух и внимание обостряются, голосовые связки становятся более гибкими. В результате пропевания элементарных мелодий или гамм развивается навык чистого пения.
Вариант 3 (инструментальный): сольфеджио как способ натренировать музыкальную память
Вы начеку, даже когда спите: у вас всегда под рукой рояль Фредди или гитара Игги, а соседи — крайне сговорчивые люди. Вы уже немного освоились с инструментом и тут же пробуете сыграть приснившуюся мелодию. И вот, пока вы подбираете первые три-четыре звука, мелодия перестаёт звучать и… исчезает, как призрак. Без паники! Запоминание музыки, способность подбирать её по слуху на инструменте, напевать, мычать или «промурлыкивать» про себя, — все эти навыки напрямую связаны с сольфеджио, и их можно прокачать.
Читайте также:
Вариант 4 (грустный, но с оптимистическим финалом): сольфеджио как способ научиться импровизировать
У вас была двойка по сольфеджио, а ещё злая учительница, и вы бросили. Или пятёрка — и вы проучились в музыкалке и музучилище без малого десять лет. И теперь, когда от вас требуется сыграть или спеть что-то без нот, вы теряетесь и не знаете, что делать. Это вас фрустрирует — всё-таки от исполнения хочется получать наслаждение.
В этой ситуации поможет обновить опыт обучения музыке в сознательном возрасте. Многие сложности, в том числе неумение играть без нот, связаны с существующей системой образования, в которой зачастую нет места свободному музицированию и импровизации. Вы не виноваты в том, что в семилетнем возрасте не умели мыслить абстрактно и не поняли сольфеджио. Но преодолевать барьеры, созданные прошлым опытом обучения, можно и нужно.
Вариант 5 (креативный и сочинительский): сольфеджио как способ создавать музыку
Вы берёте любой удобный девайс — планшет, мобильник или любимый блокнотик и делаете графический набросок музыки, которая вам приснилась. Способ надёжный, и работает он независимо от того, какими знаками вы будете записывать музыку.
И — о чудо! — утром вы обнаруживаете, что помните записанную мелодию. Она звучит в вашем сознании так же ясно, во всей полноте. И теперь, после утреннего кофе, с наброском музыки можно дальше работать как композитор — то есть как человек, который умеет свои звуковые фантазии записать и создать из них целостную структуру.
Резюмируя вышесказанное
Если совсем кратко, то сольфеджио нужно, чтобы:
- развивать слух:
- развивать память;
- воспроизводить мелодии;
- сохранять мелодии, которые приходят в голову;
- играть свою музыку и делать оригинальные аранжировки
Есть ли смысл изучать сольфеджио, если всё равно нет слуха
Люди часто полагают, что поют плохо. Хотим развеять заблуждение «у меня нет ни слуха, ни голоса» и другие сказки про медведей, которым жизненно необходимо топтаться по ушам. Если вы так уверены в том, что не умеете петь и не обладаете музыкальным слухом, тогда откуда вы знаете, что поёте «не то»?
Когда человек изучает сольфеджио, в его сознании возникает образ звука, соответствующего каждой ноте. Он «ищет» этот звук с помощью голоса и слухового контроля и пропевает его. Слух дает обратную связь: «да, это верно» или «нет, это неверно». На словах процесс выглядит сложно, но на деле происходит за секунду — вы дольше читали его описание. На самом деле наш слух проделывает тонкие и сложные операции миллиарды раз — например, когда мы слышим разные интонации голоса значимых людей и по голосу угадываем их настроение.
И ещё одна хорошая новость: если вы способны узнать голос любимого человека по телефону, то запомнить и различить ноты А и В — вопрос желания и времени. И занятий сольфеджио.
Дерзайте
Часто приходится слышать: «У меня никогда не бывает вдохновения». Это не более чем естественное когнитивное искажение: человек способен замечать только то, что уже есть в сознании. (Например, пока вы не завели уток у себя на озере, вы не замечали, как стремительно они летят навстречу булочке.)
Так же и с музыкой: тому, кто никогда не занимался ей, сложно распознать свою музу — даже если она прямо перед глазами. Изучение сольфеджио поможет погрузиться в музыку через рацио и научиться управлять вдохновением. Пара десятков пропетых гамм и мелодий — и вот уже вы чаще обращаете внимание на звуки вокруг, напеваете что-то и постепенно обнаруживаете, что находитесь в музыкальном потоке.
Мы старались сделать этот текст очень простым и очень нескучным. Однако, если говорить начистоту, сольфеджио действительно сложный предмет. Представьте, что вам предстоит изучать иностранный язык и математику одновременно. Но приобретённые навыки стоят затраченных усилий!
А в следующий раз мы расскажем вам о звуке — что это такое и каким он может быть.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс