В Мордоре, где вековечная тьма: каким получился сериал «Кольца власти»
Разбираемся, как снимали новый сериал по вселенной Дж. Р. Р. Толкина и удалось ли создателям вернуть нас в Средиземье.
Кадр: сериал «Властелин колец: Кольца власти» / Amazon Studio / New Line Cinema
29 августа на стриминге Amazon Prime стартовал второй сезон сериала «Властелин колец: Кольца власти», а чуть раньше, в июле, исполнилось 70 лет со дня выхода главной книги Толкина. Отличный повод поговорить о хоббитах и кольцах.
В этой статье расскажем:
- как создавался сериал;
- чем он похож и не похож на оригинальную историю;
- в чём главные проблемы «Колец власти»;
- и что ещё можно посмотреть «по Толкину», кроме трилогии Питера Джексона.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Как «Кольца власти» появились на свет
После выхода трилогии Питера Джексона в 2001–2003 годах появление следующих экранизаций стало чем-то неизбежным. Попытки перенести Толкина на экран предпринимались и раньше, но именно эта стала чем-то вроде дня рождения Бильбо Бэггинса: красочное событие, которое оказалось первым звеном — или кольцом? — в цепи всех последующих. Десять лет спустя появилась куда менее удачная трилогия «Хоббит», а после в кинотолкиниане настала пауза, которую сейчас некоторые, пожалуй, назовут «Бдительным миром»: всё вроде тихо, но неведомые и, возможно, тёмные силы собирают армию, готовясь нарушить этот мир.
В 2017 году фонд наследников Tolkien Estate выставил на продажу права на экранизацию толкинского сюжета. Заинтересовались несколько каналов: HBO предложил сделать просто телеремейк «Властелина колец», команда Netflix — отснять несколько сериалов о похождениях разных героев, например Гэндальфа и Арагорна. Это, как сообщается, «совершенно вывело из себя наследников», которые, видимо, представили себе что-то в духе супергеройских фильмов Marvel.
В этом соревновании всех переиграл Amazon: его представители не только обещали бережно защищать «наследие Толкина», но и привели убедительные финансовые аргументы. В итоге права были проданы империи Джеффа Безоса за 250 миллионов долларов. Говорят, что сам владелец корпорации активно участвовал в переговорах, поскольку обожает Толкина и мечтал снять по его книгам что-то не менее масштабное, чем «Игра престолов». Ожидаемый бюджет превысил миллиард долларов — сериал стал самым дорогим из созданных на тот момент.
Шоураннеры Джон Д. Пэйн и Патрик Маккей предложили снять сериал-приквел о событиях Второй Эпохи, которые разворачиваются за три с лишним тысячи лет до момента действия «Властелина колец»: тогда Тёмный лорд Саурон соблазнил эльфов на создание Колец власти, почти покорил весь мир и в конечном счёте сам (временно) пал под натиском Последнего Союза эльфов и людей.
Однако у этой идеи, как говорится, был нюанс. У Толкина нет отдельного текста о событиях Второй Эпохи. Сжатые упоминания о них, больше похожие на историческую хронику, можно найти в «Сильмариллионе» и в разрозненных черновиках писателя, которые после его смерти отредактировал и опубликовал сын Кристофер. А во «Властелине колец», права на который приобрёл Amazon, эта история упоминается совсем кратко, в Приложениях к роману. У Питера Джексона про всё это рассказывается в пятиминутном прологе к фильму. Amazon же задумал раздуть эту историю на пять сезонов. И здесь «Кольца власти» похожи, скорее, не на «Игру престолов», а на «Дом дракона» — отсутствием твёрдой литературной основы и относительной свободой творчества.
Читайте также:
Какими получились персонажи
Вышло спорно — будто бы сам Саурон внёс раздор не только в мир Средиземья, но и в работу шоураннеров. Даже с реакцией публики вышла тёмная история. После старта сериала Amazon на 72 часа закрыл возможность оставить зрительскую оценку на своём сайте, а на сайте IMDb, по слухам, негативные отзывы удалялись.
Amazon настаивал, что премьера стала крупнейшей в истории стриминга, а все негативные отзывы — хейт от консервативных фанатов Толкина, недовольных инклюзивной политикой создателей. Впрочем, по другим источникам, до финального эпизода первого сезона сериал досмотрело лишь 37 процентов зрителей в США, а в соцсетях обсуждали далеко не только кастинг актёров. От второго сезона ожидали разного, но, пожалуй, по первым трём эпизодам уже можно сказать, что он следует тем же торным путем.
В центре действия — эльфийка Галадриэль. Здесь она ещё не та умудрённая и меланхоличная Владычица в исполнении Кейт Бланшетт: Галадриэль, которую сыграла валлийская актриса Морвед Кларк, явно задумывалась как юная и яростная эльфийская воительница. В том, что из неё сделали этакую Зену — королеву воинов, как раз особой беды нет.
Сам Толкин писал, что она была «истинной амазонкой по складу характера» и желала «увидеть безграничные просторы и править в них — в собственном владении и по собственной воле». Даже другое её имя, Нэрвен, означает «Дева-муж». Так что Галадриэль — прекрасная кандидатка на сильного женского персонажа. Но вместо силы эта амазонка — по сериалу, «командир северных армий» — ведёт себя как вздорная несносная мегера, задирающая нос перед всем Средиземьем. Понятно, что шоураннеры хотели изобразить таким образом молодость и несдержанность, показать, как героиня взрослеет и учится владеть своими чувствами. Но честно говоря, Галадриэль вышла одним из самых несимпатичных персонажей в этой истории.
К тому же, по Толкину, Галадриэль — одна из старейших и самых уважаемых эльфов в Средиземье, и к моменту начала истории ей было уже за три тысячи лет. А это никак не юный возраст даже по эльфийским меркам. Здесь же она выглядит сверстницей своего племянника Элронда (Роберт Арамайо, с короткой прической больше всего похожий на одного из героев фильма «На игле»).
С возрастами здесь вообще неразбериха. Галадриэль вообще-то родилась раньше своего короля Гил-Гэлада и эльфийского мастера Келебримбора, который и создал Кольца, — но оба по виду куда старше неё. «Последний всеэльфийский царь» Гил-Гэлад (Бенджамин Уокер) похож на сварливого британского менеджера по продажам, брюзгу в разгаре кризиса среднего возраста.
А Келебримбора играет Чарльз Эдвардс — возможно, прекрасный шекспировский актёр, но выглядит он откровенно пожилым, да и играет какого-то дедушку, не вполне понимающего происходящее. Престарелый эльф — это не нонсенс; во втором сезоне появляется Кирдан (лауреат премии Лоренса Оливье Бен Дэниелс), который как раз считается одним из самых древних эльфов; вот он выглядит подходяще, да и вообще кажется одним из самых удачных решений в кастинге.
Но Келебримбор сравнительно молодой эльф, творец в расцвете сил, ещё достаточно горячий и наивный, чтобы его смог соблазнить Саурон; выбор Эдвардса на эту роль заставляет развести руками в изумлении.
Роль Саурона досталась австралийцу Чарли Викерзу, который дебютировал в сериале «Медичи». Тут он поначалу предстаёт не в своём обличье, а притворяется человеком Халбрандом. Такого у Толкина не было, но это и не беда.
В фильмах Джексона Саурон — великан в черных доспехах, а после — и вовсе глаз на башне. Но в книгах это могучий падший ангел, коварный чародей и оборотень, способный принимать самые разные обличья, в том числе прекрасные. И лишь позже Саурон теряет эту способность, навеки оставшись устрашающим. Вот как раз это умение можно было бы использовать в сериале, заставить Саурона внедриться повсюду, сплетая настоящую сеть обмана и интриг, которая не снилась Мизинцу и Якену Хгару вместе взятым, взять на его роль пять, десять актёров. Но его играет только Чарли Викерс, который меняет костюм и парик, как в оперетте с переодеваниями, и, как опереточный же злодей, принимается строить коварные мины. В первом сезоне он, принявший обличие рубахи-парня Халбранда, выглядел более дружелюбным и вместе с тем более опасным.
Ах да, ещё в прологе ко второму сезону Сауроном, сменившим обличье, ненадолго становится Джек Лауден, игравший Моррисси и Николая Ростова; тут он, правда, больше похож на хоббита, который почему-то выступает с мотивационной речью перед орками.
Эту линию можно, впрочем, отнести к плюсам сериала: шоураннеры попытались сделать «тёмную сторону» не примитивно-злодейской, но дать ей комплексную мотивацию и психологию. Саурон делится с Галадриэль своей надеждой «вместе спасти Средиземье», и это, по Толкину, не совсем обман: «…его добродетелью (и причиной его падения) было то, что он любил порядок и размеренность и ненавидел разброд и бессмысленные трения». Саурон полагал, что только он может принести мир в Средиземье — пусть и на клинках орков.
С орками тут, кстати, всё в порядке: отличный грим и костюмы от студии Weta сделали из них по-настоящему жутких, но правдоподобных существ, не таких гниющих полузомби, как у Питера Джексона. Их лидер — Адар, древний эльф, захваченный тёмными силами, праотец орков. Он-то как раз сопротивляется прагматичному Саурону, который видит в орках лишь пушечное мясо, и желает дать им субъектность и свою страну. Настоящий борец за права угнетённых сил тьмы!
Сериал, конечно, на эльфах с орками не останавливается: показали в первом сезоне и кочевых протохоббитов, и островную империю людей-нуменорцев, и гномское царство Морию, и деревни южан на месте будущего Мордора. Во втором сезоне добавились жители восточной земли Рун во главе с каким-то загадочным тёмным магом (все теперь гадают, кто это); на подходе древолюди-энты, озвученные Джимом Бродбентом и Оливией Уильямс. Всё это выглядит довольно неровно: хоббиты с гномами вроде убедительные, а Нуменор, который должен быть настоящей Атлантидой толкинского мира, величественной и гордой цивилизацией, — какой-то мелкотравчатый, не в пример тому же Гондору у Питера Джексона.
Читайте также:
Почему сериал не удался
Основная проблема сериала не в выборе актёров и не в визуальной стороне — в конце концов, при таком бюджете трудно выглядеть совсем уж скверно. Степень каноничности тоже ни при чём: художественное произведение «по мотивам» может позволить себе нетривиальные ходы, что бы там ни думали пуристы. На что оно не имеет права — так это на скверный сценарий. Тут были поводы побеспокоиться: Пэйна и Маккея раньше никто особо и не знал: они работали над сценариями «Стартрек: Бесконечность» и «Годзилла против Конга», но их имена даже не были указаны в титрах. Так что амазоновский колосс стал их первым большим самостоятельным проектом.
Неизвестно, что сподвигло Джеффа Безоса избрать именно их, но кажется, что сценарий сериала страдает от проблем какого-то совсем уж базового уровня, а иногда и вовсе напоминает школьное сочинение. В первом сезоне, например, Галадриэль ни с того ни с сего выпрыгнула с корабля в открытый океан, а потом как ни в чём не бывало проплыла, очевидно, половину пресловутого океана. И это лишь самый вопиющий пример. Персонажи как будто бы не совсем отдают себе отчёт в окружающей действительности: виртуоз-кузнец Келебримбор не знает, что такое сплавы и не носит фартука, работая у открытого горна, а навестить гномов отправляется через весь континент пешком, в чём был.
Нуменорцы посылают за море эскадрон всадников — сражаться с орками за полторы деревни, про которые они раньше даже не слышали. Достоверность мира Толкина размывается, становится какой-то игрушечной — и это, пожалуй, разъярило бы автора, который самым серьёзным образом относился к картам, расстояниям, времени, которое герои проводят в пути, и вообще утверждал, что его Средиземье — это не какое-то сказочное измерение, а наш, реальный мир, только в его мифологическом прошлом.
Плывут и мотивации персонажей. Сумасбродная Галадриэль, бестолковый Келебримбор, раздраженный Гил-Гэлад словно бы не вполне знают, чего хотят друг от друга и от самих себя.
И внятный конфликт интересов подменяется просто конфликтом — проще говоря, эльфийские благородные лорды принимаются орать друг на друга, как герои реалити-шоу. В ход идёт всё: патетические фразы, мелодраматические гримасы и драматические паузы. Ещё можно порывисто отвернуться от собеседника и говорить, не глядя на него. Посудой, впрочем, не кидаются, но в водопад кое-кто прыгает, причем обязательно в самый глубокий. Пэйн и Маккей, похоже, не знают других средств столкнуть персонажей и показать серьёзность ставок, кроме повышенного тона и таких вот романтических моментов.
При этом сценаристы, припомнив, что Толкин вроде бы любил эпос, написали диалоги (особенно для эльфов) на таком жутковатом псевдоархаичном ходульном языке, на котором не разговаривал никто никогда нигде. «Неведомое опустошает разум. Не заполняй его догадками» — в таком духе. Не обошлось и без метафор, будто бы набранных из цитатных пабликов. Вершиной этих лингвистических изысков стала притча о том, почему корабль плывёт, а камень тонет, которую зрители уже высмеяли в тысяче мемов.
Её рассказывает в прологе брат Галадриэль; видимо, набравшись от него, и сама эльфийка, надувшись, произносит: «Иногда, чтобы найти свет, нужно соприкоснуться с тьмой». Нуменорцы говорят попроще: «Море всегда право!» — и эта фраза тоже уже стала мемом. А таинственный Странник, который, впрочем, почти наверняка окажется Гэндальфом, выражает свои мысли совсем незамысловато. «Я — хороший!» — говорит он.
Другой способ привлечь аудиторию — как можно больше цитат из «Властелина колец» Питера Джексона: по мнению шоураннеров, это немедленно растопит сердца фанатов. Странник говорит: «Всегда следуй за своим носом», и мы тут же вспоминаем, что это сказал Гэндальф. Когда хоббитанки Нори и Поппи скрываются от неведомых врагов в кустах — это кадр в кадр копия с эпизода, где Фродо и Сэм прятались под плащом у ворот Мордора.
А когда эльфийские владыки подносят руки с кольцами друг к другу — ну это в точности сцена из пролога трилогии. Такие пасхалки поначалу могут позабавить, но когда каждая серия полна ими до отказа — это, пожалуй, удивляет.
Что ещё сняли по миру Толкина?
Властелин колец: Война рохирримов
ГОД ВЫХОДА: 2024
В РОЛЯХ: Брайан Кокс, Миранда Отто
13 декабря этого года на экраны выйдет полнометражное аниме «Война рохирримов». Дело происходит за 260 лет до событий «Властелина колец»: в центре сюжета — судьба девятого короля Рохана Хельма Молоторукого, в честь которого назвали ущелье Хельмова Падь. Здесь Хельм будет обороняться от посягающих на земли Рохана дунландцев. Для аниме придумали персонажа Херу, дочь Хельма. Хельма озвучит Брайан Кокс, а за рассказчика выступит Миранда Отто, сыгравшая в трилогии Джексона Эовин. Над сюжетом также работала сценаристка классической трилогии Филиппа Бойенс. Режиссером стал Кэндзи Камияма, снимавший аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки».
Читайте также:
Властелин колец
РЕЙТИНГ IMDB: 6,2
ГОД ВЫХОДА: 1978
В РОЛЯХ: Джон Хёрт, Энтони Дэниэлс
Первая экранизация толкинской трилогии. Возможности снять мультфильм по «Властелину колец» долгое время добивался мастер «взрослой» мультипликации Ральф Бакши. Он активно использовал ротоскопирование, то есть покадровую перерисовку киноплёнки, благодаря чему орки, например, и назгулы получились действительно устрашающими (а вот другие персонажи — довольно нелепыми). Фильм подробно следовал книге, а затем обрывался на неожиданном месте, зато имел финансовый успех и впоследствии стал культовым. Питер Джексон, снимая свою версию, во многом вдохновлялся сценами Бакши.
Возвращение короля
РЕЙТИНГ IMDB: 5,7
ГОД ВЫХОДА: 1980
В РОЛЯХ: Орсон Бин, Уильям Конрад, Джон Хьюстон
Джулз Басс и Артур Ранкин — младший сняли мультфильм, как будто бы завершающий историю, показанную Бакши, — хотя на самом деле они планировали экранизировать «Возвращение короля» ещё раньше. Анимацию делали в Японии. Этот «Властелин колец» — мюзикл; песни исполнил фолк-певец Гленн Ярбро, и самой известной среди них стала зажигательная строевая орочья Where There’s a Whip, There’s a Way — гимн всех, работающих по пятидневке.
Рождение надежды
РЕЙТИНГ IMDB: 6,1
ГОД ВЫХОДА: 2009
В РОЛЯХ: Кристофер Дэйн, Бет Эйнсли, Кейт Мэдисон
Фанатский фильм, рассказывающий об истории родителей Арагорна: Араторна и Гилраэнь. При бюджете в 35 000 фунтов стерлингов (8000 из них дала сама режиссер Кейт Мэдисон) фильм снимали в разных уголках Британии, костюмы, грим и спецэффекты, повторяющие эстетику фильмов Джексона, впечатляют своим качеством, а кроме того — актёрскую игру никак не назовёшь любительской. Фильм получил похвалы критиков и зрителей и сейчас выложен в бесплатный доступ на YouTube.
Толкин
РЕЙТИНГ IMDB: 6,8
ГОД ВЫХОДА: 2019
В РОЛЯХ: Николас Холт, Лили Коллинз, Том Глинн-Карни, Колм Мини, Дерек Джекоби
Драма о молодости самого Толкина: о том, как он потерял мать и остался сиротой, об обретении друзей и их гибели в окопах Первой мировой, о любви к будущей жене Эдит Брэтт и начале творчества. Юного Толкина играет звезда «Безумного Макса» Николас Холт. Сцены реальной жизни здесь перемежаются фэнтезийными вставками — к сюжетам Толкина они относятся довольно условно, но сделаны красиво.
Хоббиты
ГОД ВЫХОДА: 1993
В РОЛЯХ: Пертти Свехольм, Танели Мякеля, Ярмо Хиттинен, Яри Пехконен
Финский мини-сериал от режиссера Тимо Торикки, совмещающий в себе «Хоббита» и «Властелина колец» — вернее, чисто хоббитскую линию оттуда. Рохан, Гондор — всё это вырезано, Боромир похож на самурая, а Арагорн — на байкера (этот же актёр играет и Голлума). Очень мрачная, очень своеобразная и, без сомнения, уникальная постановка.
Хранители
ГОД ВЫХОДА: 1991
В РОЛЯХ: Виктор Костецкий, Георгий Штиль, Валерий Дьяченко, Сергей Паршин, Елена Соловей
В 1991 году на Ленинградском телевидении был снят телеспектакль по первой части «Властелина колец». Запись долгое время считалась утраченной, но в 2021 году её нашли и извлекли на свет. В основе спектакля — перевод Владимира Муравьёва и Андрея Кистяковского, так что вместо Арагорна здесь Бродяжник, а вместо Бэггинса — Торбинс. Между прочим, «Хранители» следуют сюжету точнее, чем фильм того же Джексона: здесь, например, есть Том Бомбадил. Музыку к фильму написал флейтист «Аквариума» Дюша Романов. При всей своей малобюджетности и наивности «Хранители», несомненно, ценный раритет!
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс